Методическая разработка на тему:РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
методическая разработка
Работа с гиперактивными детьми и игры с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_giperaktivnymi_detmi_1.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
ГБДОУ № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга
РАБОТА
С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Выполнили воспитатели:
Найденова Кристина Вячеславовна,
Лазарева Лидия Анатольевна
Колпино 2020 год
Что такое гиперактивность?
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Юрий Степанович Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…»
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ними-вполне посильная задача.
Портрет гиперактивного ребенка
Наверное в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе, воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Дефицит активного внимания
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим интузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчив.
Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. поведение слабоуправляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Работа с родителями гиперактивного ребенка
Порой родители просто приходят в отчаяние: «Я не знаю. что мне с ним делать! Сил моих больше нет!» - с отчаянием восклицает мама такого ребенка. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель и начнет «распекать» их чадо. Услышав первые же замечания педагога, мама и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоять с поникшей головой, будто ругают их самих.
На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: не он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет.
Существует метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско – родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками - переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает три минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течении семи минут, то это обязательно нужно отметить в карточке.
Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, начинает понимать, что требуют от него взрослые. Такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.
«Шпаргалки для взрослых», которые могут быть интересны и полезны для родителей. Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие, он хочет быть успешным в делах, за которые он берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку. и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.
Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Для эффективности работы с гиперактивными детьми необходимо объединение усилий разных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников.
Правила работы с
гиперактивными детьми
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером;
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом;
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
- Предоставлять ребенку возможность выбора;
- Оставаться спокойным, сдерживать раздражение.
- Использование в работе коррекционных и развивающих игр.
В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, анализировать конкретную ситуацию в группе (поведение, обучение ребенка, детско-родительские отношения в семье).
Как играть с гиперактивными детьми
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться свои очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работой, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Игры
1.«Слушай команду»
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на руку соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
2. «Плечо к плечу»
Цель: развитие коммуникативных способностей детей, доброе , внимательное отношение друг к другу.
Игра поможет воспитателю переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
Ход игры: Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например: «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «ладошка к ладошке», «коленка к коленке», «ухо к уху» и т.д.
2. «Волшебный стул»
Цель: формирование положительного самоощущения, повышение самооценки, развитие умения выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия.
Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности расшалившихся ребят и созданию доброжелательных отношений в детском коллективе.
Ход игры: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка-его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «волшебный стул» - должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становиться королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
3. «Художник рисует картину»
Цель: упражнять детей в расслаблении и напряжении мышц тела и лица, развитие творческих способностей.
Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности расшалившихся ребят и снять эмоциональное и мышечное напряжение тела и лица у детей.
Ход игры: Дети встают в круг или свободно размещаются по группе. Педагог говорит слова и выполняет движения по тексту, дети повторяют: «Художник рисует картину (рисует прямоугольник в воздухе обеими руками). Он кистью ведет по холсту (произвольные взмахи обеими руками). И вот, получилась картина. Её ты сейчас покажи…» (педагог говорит, что необходимо детям изобразить с помощью статичной позы и мимики, например: «дерево», «ворону», «Бабу Ягу» и т.д). Дети изображают «картину» в течении 5-15 секунд, в зависимости от возраста. Педагог продолжает: «Вдруг осенний (весенний, летний) дождь полил и картину нашу смыл…» (дети постепенно расслабляют мышцы шеи, плеч, рук, спины, ног, могут лечь на пол). упражнение пожно повторить 2-3 раза.
3. «Холодно-жарко»
Цель: развитие эмоциональных способностей, воображения и упражнять детей в расслаблении и напряжении мышц тела и лица.
Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности расшалившихся ребят и снять мышечное напряжение тела у детей.
Ход игры: Дети сидят на полу, они - медвежата. Подул холодный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Игру повторить два – три раза.
3. «Сосулька»
Цель: развитие эмоциональных способностей, воображения и упражнять детей в расслаблении и напряжении мышц тела и лица.
Игра поможет воспитателю сменить вид деятельности расшалившихся ребят и снять мышечное напряжение тела у детей.
Ход игры: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет.
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Доктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульку. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделайте вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ»
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (...
Методическая разработка на тему: «Работа детского сада с семьёй по воспитанию ЗОЖ»
Содержание ВведениеГлава 1. Теоретические основы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление1.2 Условия и ко...
Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
ВведениеОдаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за н...
Методическая разработка по теме: «Работа воспитателя с родителями в дошкольном образовательном учреждении с использованием нетрадиционных форм»
Воздействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей и семьи по воспитанию подраст...
Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...