Картотека "Игры, направленные на установление контактов друг с другом".
картотека (старшая группа)
Картотека "Игры, направленные на установление контактов друг с другом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 358.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Коврик мира»
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в решении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира»в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры:
Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см. или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель:
Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани , который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее – красивую книжку с картинками или занятную игрушку).
Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я сяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на коврике).
Может у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы решить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани. «Сейчас мы можем превратить это кусок в «коврик мира»нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне украсить его».
Это процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они могут использовать его для решения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннею уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас «коврик мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия?
- Что вы понимаете под справедливостью?
«Поводырь»
Цель:
развивать чувство ответственности за другого человека.
Воспитывать доверительные отношения друг к другу.
Материал:
повязка на глаза – по количеству детей.
Предметы – «препятствия»6 стулья, кубики, обручи и т.д..
Ход игры:
В группе разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются парами: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например:
«Переступи через кубик». «Здесь стул – обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Примирение »
Цель:
учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры.
Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
— Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
— Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
— Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?
— Почему так важно прощать других?
«Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик,
Дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
«Помоги себе сам»
Цель:
Обучить детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры:
Взрослый помогает медленно, глубоко вздохнуть и спокойно выдохнуть;
«занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
«занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, приседать и т.п. ( то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
«найти занятие» для голоса: поговорить, попеть.
«Добрый львенок!»
Цель:
снятие эмоционального напряжения, агрессии.
Ход игры:
Дети встают в круг, друг за другом. Воспитатель говорит, что все дети вместе – маленький добрый львенок. Каждый ребенок кладет руки на плечи впереди стоящего. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по ручке, по спинке. Затем воспитатель просит «львенка» походить по группе, поприседать. Обычно дети все вместе. Сразу падают и смеются.
«Только вместе»
Цель:
Обучить детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.
Ход игры: Дети встают парами и вместе держат мяч ( каждый ребенок старается держать мяч двумя руками). По команде воспитателя дети должны, стараясь не выпустить мяч из рук, одновременно присесть, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.
«Ищу друга»
Цель:
Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от «игры рядом» к «игре вместе».
Ход игры:
Для проведения игра необходимо иметь набор игрушек: 2 собачки,2 зайчика, 2 мишки и т.д.. Каждому ребенку выдается игрушка.
Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать со зверятами.
Но одной собачке, одному зайчику танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти своей зверюшке друга. Включается музыка, дети отыскивают своей зверюшке друга, т.е. каждый ходит по комнате и ищет ребенка с парой (такой же) игрушкой. Когда пара будет найдена, дети танцуют парами, вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.
«Кенгуру»
Цель:
Обучение детей умению двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один ребенок («кенгуру») стоит, а второй («кенгуренок») сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя ( до окна, до стола…).
«Доброе животное»
Цель:
способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры:
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Сладкая проблема»
Цель:
научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры:
В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей — по одной салфетке. Воспитатель: «Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять». Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье. Воспитатель: «А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз». Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Вопросы для обсуждения:
- Дети, кто отдал печенье своему товарищу?
- Скажите, как вы себя при этом чувствовали?
- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него?
- Что вы делали для этого?
∙ Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
∙ В этой игре с каждым обошлись справедливо?
∙ Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
∙ Как вы при этом себя чувствовали?
«Мир без тебя»
Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Проводится оно таким образом: дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначены слова – комплименты. Если ребенок стесняется находиться в центре пристального внимания играющих, то нет необходимости настаивать на этом – он может оставаться в общем кругу, но «комплименты» все равно должны быть адресованы ему. Дети могут говорить самостоятельно, а могут и продолжить фразу, начатую взрослым: « Мир без тебя неинтересен, потому что ты … (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь игр и т.п.). Именно так можно показать ребенку его значимость и самоценность в этом мире, в этой группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.
Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфн...
Игры направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду...
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ. В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния...
Игры, направленные на установление психологического контакта между играющими участниками.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА МЕЖДУ ИГРАЮЩИМИ.На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, ...
Игры, направленные на установление психологического контакта между играющими участниками.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20603475","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20603483","attributes":{"alt":"","class"...
"Игры,направленные на установление психологического контакта между играющими"
Методическая разработка с описанием развивающих игр для детей дошкольного возраста...
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА МЕЖДУ ИГРАЮЩИМИ
На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия ...