«Моделирование индивидуальной и групповой деятельности дошкольников в рамках реализации проектов в детском саду»
статья
Описание опыта работы по моделированию индивидуальной и групповой деятельности дошкольников в рамках реализации проектов в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_petrova_i_a.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Моделирование индивидуальной и групповой деятельности дошкольников в рамках реализации проектов в детском саду».
Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).
В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза".. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
Многие задают вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность - в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.
В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.
Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.
При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддьякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со средними дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.
В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы, используемые в работе над проектом, могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Мы разрабатываем различную тематику проектов.
Темы игровых проектов могут быть следующими:
- «Игра-путешествие в подводное царство»;
- «Театр» (сюжетно-ролевая игра);
- «Строим город будущего» (игра);
- «Путешествие в древний мир»;
- «Строим сказочный снежный городок».
Темы творческих проектов:
- осенний, весенний, зимний вернисаж (т.е. от времени года);
- музыкальная сказка (по выбору детей);
- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
- «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.);
- создание фильмотеки рисованных диафильмов.
Темы познавательных проектов:
- фестиваль искусств «Весенняя капель»;
- журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.);
- «Путешествие в Царство Математики»;
- КВН;
- конкурс «Моя родословная»;
- музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен история одежды и др.);
- «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
Моя работа над проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте - это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется мной в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2. приобщать детей к процессу познания;
3. формировать различные представления;
4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
1. формирование эмоциональной заинтересованности;
2. знакомство с предметами и действиями с ними;
3. развитие мышления и воображения;
4. речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. осознание поставленной цели;
2. овладение различными способами решения поставленных задач;
3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4. поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
Социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеологическое древо»);
- познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
Эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям
искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2. потребности в создании собственной картины мира;
3. навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. выявить проблему;
2. самостоятельно искать нужное решение;
3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
4. самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• высокий уровень коммуникативной компетентности;
• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
• овладение различными видами худ. деятельности;
Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В групповой комнате можно организовывать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, могут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной можно повесить плакаты экологического содержания, выполненные детьми.
К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Список использованной литературы:
- Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М, 1986.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1990.
- Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
- Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983.
- Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1994.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1999.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М., 1985.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М.: Владос, 1999.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара; Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
- Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1989.
- Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. - М.: Изд-во ACT, 1997.
- Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. - М., 1984.
- Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М., 2000.
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1997.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: АРКТИ, 2003.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. - М.: Владос- пресс, 2001.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.
- Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2 .-Киев, 1992.
- Мухина B.C. Детская психология. - М., 1985.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. - М.: Владос, 1997.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1985.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
- Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Academia, 2000.
- Смирнова Е.О. Психология ребёнка. - М., 1997.
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат - М, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...
Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...
Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду .
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей....
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие комму...
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.
Рекомендации педагогам дошкольного образования при организации проэктной деятельности в детском саду....