ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (старшая группа)

Булько Галина Степановна

 Образовательная программа по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Белая ладья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа79.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №4 «УМКА»

Принята на заседании                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Методического (педагогического) совета                                                                                Заведующий МБДОУ №4 «Эрудит»

От «____» __________________20…..г.                                                                                ____________ О.В.Торсунова

Протокол № _______________________                                                                                «_____» ____________20___г.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

«Белая ладья»

                                                                                                                                                           Возраст обучающихся: 5-7 лет

                                                                                                                                                           Срок реализации программы: 2 года                                                                                                  

      Количество часов в год: 19                                                

                                                                                                                       Автор-составитель программы:                                           Булько Галина Степановна,                                                                                       воспитатель I квалификационной категории

  г. Сургут

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПАСПОРТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………………………………1

1.Основные характеристики образовательной программы…………………………………………………………………………………………...2

      1.1. Пояснительная записка   …………………………………………………………………………………………………………………….…2

      1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность   ………………………………………………………………………………..4

      1.3. Цель и задачи программы  …………………………………………………………………………………………………………………..…4

      1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы ………………………………………………………………………….....5

      1.4.1. Возрастные особенности развития детей………….……………………………………………………………………………………...…5

      1.5. Содержание программы  ……………………………………………………………………………………………………………………….5

      1.5.1. Общие положения содержания……………………………………………………………………………………………………………….5

      1.5.2. Тематическое планирование занятий……………………………………………………………………………………………………...…6

      1.5.3. Методы и технологии……………………………………………………………………………………………………………………..…10

      1.6. Планируемые результаты освоения программы ………………………………………………………………………………………….....10

2. Организационно-педагогические условия……………………………………………………………………………………………………….... 11  

      2.1. Условия реализации программы ……………………………………………………………………………………………………………...11

      2.2. Мониторинг освоения программы «Белая ладья» ……………………………………………………………………………………..........11

3. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………..13

4. Приложение………………………………………………………………………………………………………………………………………..…14

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации МБДОУ №3 «Эрудит»

 Название программы

 «Белая ладья»

 Направленность                   программы

 Учебно-познавательная

 Ф.И.О. педагога, реализующего образовательную программу

Булько Галина Степановна

Год разработки

2019 г.

 Где, когда и кем утверждена образовательная программа

Утверждена заведующим МБДОУ на педагогическом совете ( )

 Цель

Обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

 Задачи

Образовательные: формировать у детей представление о правилах игры; способствовать освоению основных шахматных понятий; обучать простым комбинациям и ходам, производить расчеты на несколько ходов вперед; содействовать активному использованию игры как интеллектуальный досуг в семье и  детском саду.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение.

Воспитательные:  воспитывать усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

 Ожидаемые результаты освоения программы

Знать шахматные термины.

Называть шахматные фигуры.

Выполнять правила шахматной игры.

Уметь перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.

Решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур.

Сформированы качества: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, умение анализировать, логически мыслить, применять фантазию.

 Срок реализации программы

 2 года

 Количество занятий

в мес./за год

2/19

 Возраст обучающихся

От 5 до 7 лет

 Формы занятий

Групповая

 Методическое обеспечение

Основные формы и средства обучения:

1.Теоретические занятия.

2. Практическая игровая деятельность.

3. Решение шахматных задач.

4. Дидактические игры и задания.

 Условия

реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Оборудование:

- дидактические игры для обучения игре в шахматы;

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

- настольные шахматы;

- обучающие видеоуроки по шахматам;

- центр  «Шахматы» в группе;

Технические средства обучения:

- автоматизированное рабочее место преподавателя (интерактивная панель).

1.Основные характеристики образовательной программы

  1.  Пояснительная записка  

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать обучение детей игре в шахматы с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;
  • Уставом МБДОУ, утвержденным распоряжением Администрации города Сургута от 20.09.2014 № 3004.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В современном обществе целью развития детей является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается, растет. Настольные игры уступают место компьютерным, но гаджиты не заменят непосредственного живого общения. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Игра в шахматы – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого, таким образом, данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью воспитанника на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели. В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе. Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

 Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность, развивает логическое мышление.

1.3. Цель и задачи программы  

Цель: обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста

         Задачи:

Образовательные: формировать у детей представление о правилах игры; способствовать освоению основных шахматных понятий; обучать простым комбинациям и ходам, производить расчеты на несколько ходов вперед; содействовать активному использованию игры как интеллектуальный досуг в семье и  детском саду.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение.

Воспитательные:  воспитывать усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Предполагает организацию и проведение занятия один раз в две недели с детьми старшего дошкольного возраста.

В программе учитываются основные принципы дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • принцип системности;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

1.4.1.  Возрастные особенности развития детей.

В период дошкольного возраста у детей развивается образное мышление, активизируется внимание, появляется способность управлять своим поведением, активируются процессы произвольного и преднамеренного запоминания. В возрасте 5-6 лет к образно-символическому материалу добавляется нормативно-знаковый материал, в 6-7 лет дошкольники воспринимают все типы материалов с более сложным содержанием.

1.5. Содержание программы  

1.5. 1. Общие положения содержания

При реализации содержательной части программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника.

В содержательной части программы прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур.

Ведущими формами организации занятий являются групповые. Продолжительность занятий составляет 25 мин. (с воспитанниками 5-6 лет) и 30 мин. (с воспитанниками 6-7 лет). Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы.

1.5.2. Учебно - тематическое планирование на 2018-2019/2019-2020 учебные периоды:

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Количество

часов

теория

практика

всего

Первый год обучения

1

Знакомство

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентарем.

1

0

1

2

Шахматная доска

Формировать понятие прямой линии на шахматной доске; понятия "горизонталь", "вертикаль", "диагональ"; представление о правилах размещения шахматной доски между партнерами. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

0,7

0,3

1

3

Знакомство с шахматными фигурами

Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией. Белые и черные. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

0,3

0,7

1

4

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

0,3

0,7

1

5

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

6

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри часовых». «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

0,7

1

7

Тренировочные позиции (Ладья против Слона)

Дидактические задания «Перехитри часовых»,  «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Термин «стоять под боем» Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов).

0,3

0,7

1

8

Ферзь

Место ферзя в начальном положении.  Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

0,3

0,7

1

9

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения).

0,3

0,7

1

10

Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.

0,3

0,7

1

11

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

0,3

0,7

1

12

Пешка

Познакомить с пешкой, её место в начальном положении партии тем, как она ходит, бьет другие фигуры. Сыграть тренировочные позиции.

Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

0,3

0,7

1

13

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания  «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар».  Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

0,7

0,3

1

14

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

0,3

0,7

1

15

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

0,3

0,7

1

16

Мат

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

0,3

0,7

1

17

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

0,3

0,7

1

18

Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

0,3

0,7

1

19

Спортивное соревнование

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач.

0,3

0,7

1

Второй год обучения

20

Краткая история Шахмат

Познакомить с  происхождением шахмат, легенды о шахматах. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

0,3

0,7

1

21

Повторение пройденного материала за 1 год обучения.

Повторить: поля; горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,  ходы шахматных фигур,  шах, мат, пат,  начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения)

0,3

0,7

1

22

Повторение пройденного материала.

Повторить: рокировка; взятие на проходе; превращение пешки; варианты ничьей. Знать самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Уметь ставить мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Игровая практика

0,3

0,7

1

23

Шахматная нотация.

Знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое идёт.

0,3

0,7

1

24

Шахматная нотация.

Знать обозначение шахматных фигур и терминов. Уметь записывать начальное положение. Знать краткую и полную шахматную нотацию. Уметь вести запись шахматной партии. Игровая практика (с записью партии или фрагмента партии).

0,3

0,7

1

25

Сравнительная ценность шахматных фигур.

Закрепить знания детей о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры.

0,3

0,7

1

26

Техника матования одинокого короля.

Познакомить с техникой матования одинокого короля. Закрепить новые знания решением шахматных задач.

0,3

0,7

1

27

Техника матования одинокого короля.

Закрепить навык матования одинокого короля. Формировать навык самоконтроля. Учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

0,3

0,7

1

28

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

0,3

0,7

1

29

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

0,3

0,7

1

30

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

0,3

0,7

1

31

Шахматная комбинация.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

0,3

0,7

1

32

Шахматная комбинация.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

0,3

0,7

1

33

Шахматная комбинация.

Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

0,3

0,7

1

34

Шахматная комбинация.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

0,3

0,7

1

35

Шахматная комбинация.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

0,3

0,7

1

36

Шахматная комбинация.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

0,3

0,7

1

З7

Шахматная комбинация.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

0,3

0,7

1

38

Повторение программного материала

Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур»

0,3

0,7

1

1.5.3. Методы и технологии

Принцип классификации

Название метода

По источнику получения знаний

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа)
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация, экспериментирование)
  • практические (упражнения, практическая деятельность, дидактические игры)

Методы по характеру образовательной деятельности детей

  • проблемное изложение
  • частично-поисковый
  • репродуктивный

1.6. Планируемые результаты освоения программы  

В ходе реализации программы предполагается достижение определенных результатов. Планируемые результаты освоения программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

2. Организационно-педагогические условия  

2.1. Условия реализации программы

Для занятий в характерно: постоянный состав воспитанников, определенная длительность, регламентация заданий.

Структура построения занятия

1.  Вводная часть. 2.  Основная часть: подача нового материала.

3.  Заключительная часть: проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

Содержание занятий

Метод деятельности; исследовательский метод; игровые упражнения; дидактические игры; создание и решение проблемных ситуаций; самопроверка.

Формы организации

 рассказы и беседы; совместная деятельность детей и взрослых; дидактические игры

Методы обучения

Наглядные, словесные, практические, игровые. 

Приемы работы с детьми

Рассказ, беседа; описание, указание и объяснение; вопросы детям, ответы детей, образец; показ реальных предметов, картин; модели, схемы; дидактические игры и упражнения; логические задачи;  игры-эксперименты; уточнение; стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия); игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Педагогическая диагностика

Наблюдение, беседа

Формы подведения итогов

Открытое занятие, соревнование.

2.2. Мониторинг освоения программы  

Мониторинг освоения программы «Белая ладья» проходит два раза в год, в сентябре и мае месяце. При проведении мониторинга воспитатель использует метод наблюдения и беседы, учитывает индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.

Учет результатов освоения программы:

Ф.И ребенка

1

2

3

4

5

6

начало года

конец года

Анализирует свои и чужие ошибки

Выбирает правильное решение при анализе позиций

Овладел основополагающими принципами ведения разыгрывания шахматной партии

Умение свободно ориентироваться на шахматной доске

Различает шахматные фигуры

Знаком с основными шахматными понятиями, терминами

общий балл

средний балл

уровень

общий балл

средний балл

уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

 Условные обозначения:

низкий уровень - 0-1,4 б.        

достаточный (средний)  уровень -1,5- 2,4 б.        

оптимальный (высокий) уровень - 2,5-3 б.        

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно

Средний уровень  - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.

Низкий уровень - выполняет задание не правильно. 

Показатели освоения программы первого года обучения: 

Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию.

Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру

противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.

Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.

Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может вести игру.

Показатели  освоения программы второго года обучения:

Высокий уровень: ребенок умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основными тактическими приемами; знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; путает термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры, но в игре допускает ошибки.

Низкий уровень: ребенок не умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; не владеет основными тактическими приемами; не знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; не умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; затрудняется в решении  простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

Вывод:

Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем. А,  также, воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.

  1. Список литературы:
  1. Кузин А.В., Коновалов Н.В., Скаржинский Н.С. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников: программа и методические рекомендации. – М.: ООО «Финтрекс», 2017
  2. Гришин В., «Малыши играют в шахматы». -  Г 85 Просвещение, 1991
  3. Гришин В. «Шахматная азбука» - М.: Издательство "Физкультура и спорт". 1972.
  4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. - Издательство: «Феникс», 2004
  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - Издательство: АСТ, Астрель, 2008
  6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.  

  1. Приложение

Дидактические игры и задания

1. Шахматная доска.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

«Горизонталь»

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль»

То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ»

То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

«Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай, ка»

Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура»

Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее, вместо названия этой фигуры надо сказать «секрет».

«Угадай»

Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются (цветом, формой).

«Большая и маленькая»

На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.

Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

«Мешочек»

Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют

начальную позицию.

«Да и нет»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч»

Педагог произносит какую-либо фразу о начальном положении: «Ладья стоит в углу» и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», беспольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

«Игра на уничтожение»

Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин»

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт»

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых»

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых»

Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь»

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля»

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля»

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры»

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар»

Белой фигурой надо напасть одновременно на 2 черные фигуры.

«Взятие»

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита»

Одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру»

Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности»

Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает побивший все фигуры противника.

  1. Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

«Шах или не шах»

Проводится ряд положений, в которых дети должны определить, стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах»

Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов»

Каждой из 5 белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха»

Белый король должен защищаться от шаха.

«Мат или не мат»

Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, дан ли мат черному королю.

«Рокировка»

Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

«Первый шах»

Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию

«Два хода»

Чтобы ребенок  научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога  отвечает двумя своими ходами.

Ценность шахматных фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

«Кто сильнее?»

Педагог показывает 2 фигуры с спрашивает, какая фигура сильнее, на сколько очков.

«Обе армии равны»

Педагог ставит на столе от 1 до 4 фигур и просит расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыши материала»

Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита»

В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

«Шах или мат»

Шах или мат черному королю?

«Мат или пат»

Определить мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход»

Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию»

 Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей и горизонталей.

«В угол»

Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный король»

Надо сделать ход, после которого у черного короля остается наименьшее количество полей для отхода.

  1.  Достижение мата. Защита от мата.

Учебное положение на мат в один ход в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

«Объяви мат в два хода»

В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата»

Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

  1. Тактические приемы.

Достижение материального перевеса с помощью тактических приемов: двойной удар, открытое нападение. Двойной шах, открытый шах, вилка, связка. Типы матовых комбинаций. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

«Объяви мат в один ход»

Требуется объявить мат в один ход.

«Сделай ничью»

Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала»

Провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...