Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр"
статья (младшая группа)

Елена Викторовна Ивченко

Для маленького ребенка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребенка. Нужно создать условия, чтобы у ребенка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения в организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Консультация для родителей

по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр"

Выполнила:

Ивченко Елена Викторовна

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой.

Для маленького ребенка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребенка. Нужно создать условия, чтобы у ребенка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения в организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет комплексного использования разнообразных методов и приемов:

1. Занятия в форме игр - инсценировок, игр - драматизаций.

2. Чтение художественной литературы.

3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры)

4. Игровые ситуации.

5. Общение.

Более подробно остановимся на приеме использования народных игр, так как он позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и дает отличные результаты.

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

1. Воспитание звуковой культуры речи. Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

2. Обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие монологической и диалогической речи.

5. Развитие мелкой моторики.

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М. Водовозова, П.Ф. Лесгафт. Ушинский подчеркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению со взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подается в игровой форме. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество разнообразных материалов. В народных играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели-стихийно.

-Курочка - пеструшечка, куда пошла? (одет костюм курочки, в руке-ведерко)

-На речку.

-Зачем на речку?

-За водой.

-Зачем тебе вода?

-Цыпляток поить. Цыплятки сидят, пить хотят.

-Пи-пи-пи (все вместе)

"Курочка "подходит к каждому "цыпленку", поит его. Все счастливы! Каждый хочет быть курочкой!

Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Три веселых братца (выбрать троих ребят, посадить перед всеми, нарядить в русские народные костюмы; все остальные смотрят и повторяют)

Гуляли по двору.

Три веселых братца

Затеяли игру.

Делали головкою:

Ник, ник, ник.

Пальчиками ловкими:

Чик, чик, чик.

Хлопали в ладоши:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Топотали ножками:

Топ, топ, топ.

Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.

Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослым. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

Особую значимость народные игры приобретают в первые дни пребывания ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие потешки как, например,:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребенка)-хороший!

(имя ребенка)-пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

Ласковое обращение к ребенку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребенка. Благодаря такому приему, ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное, его речь начинает развиваться, ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребенка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важное условие формирования активной речи у детей, а большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Это игры - хороводные, игры - заводилки, игры - инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками, игры с движениями кистей и пальцев рук, игры - потешки. Многие из них сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.

Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В коллективе малыши учатся двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли. ("Жучок, паучок", "Заинька, попляши, серенький, попляши", "Большие и маленькие ножки", "Мы по лесу идем", "Зайка шел, шел, шел")

Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путем проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам. ("Гуси-лебеди", "Зайка серенький сидит", "Карусели", "Солнышко и дождик")

Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. ("Сорока-ворона", "Этот пальчик в лес пошел", "Дождик, дождик")

В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних животных и птиц можно использовать потешки" Петя, Петя, петушок - золотой гребешок....", "Наши уточки с утра - кря, кря, кря". "Кисонька-мурысонька", «Пошел котик на торжок", "Киска, киска, киска, брысь"

Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова из потешек в свои игры-во время кормления куклы или укладывания ее спать. Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат ее наизусть.

Чистая водичка

Умоет Тане личико

Анечке-ладошки,

пальчики-Антошке.

Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

-Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?

-Еду сено косить.

-На что тебе сено?

-Коровок кормить.

-На что тебе коровы?

-Молока доить.

-А зачем молоко?

-Ребяток кормить.

Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.

Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, "игровая прелюдия". Речь идет о всем с детства знакомой "считалке". Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.

Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети "считались".

Кады - бады,

Налей воды.

Корове пить,

Тебе водить.

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

"Считалки" занимают большое место в детской игре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.

Игры-заклички украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Они помогут научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.

"Уж ты, зимушка-зима"

Ой, ты, радуга-дуга"

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей!"

Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому, необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребенка к народной культуре следует начинать как можно раньше. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас. Да и такой красоты звучания русского народного фольклора нет ни в одной стране мира!

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!

Играйте с ребенком, пойте, рассказывайте потешки, и ваши детки заговорят гораздо быстрее, делайте все это с душой!

Занятие с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.

laquo;Как укладывать ребенка спать», «Пальчиковые игры в раннем возрасте».«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»,«Сказки ребенку нужны ли?&r...

Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...