«Игрушка должна развивать».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игрушки... Чудо - детство…
На старом тихом чердаке,
Живут мои игрушки:
Матрёшка в розовом платке,
Мартышка, погремушки,
Машинка, куклы, два мяча,
Смешная неваляшка,
Медведи, сумочка врача
И зайчики в тельняшках.
Игрушки много лет живут
Друг с другом по соседству,
А вместе с ними где-то тут
Укрылось чудо – детство
Ирина Васильева-Курк
«Игрушка должна развивать».
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе и животных), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Например, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка) – позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т. п.
Использование игрушки содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Большую роль игрушки в жизни детей подчеркивала Н. К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно».
История игрушки насчитывает многие тысячелетия. Археологические исследования показали, что игрушки существовали уже у древних народов. На территории Египта при раскопках найдены игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры (глиняная игрушка, изображающая людей, деревянные коровки, игрушечная хозяйственная утварь, мяч и др.). Расцвет игрушечного промысла в России относится к XVI-XVIII вв. Раскопки жилых кварталов древних городов – Новгорода, Рязани, Киева, Москвы, Твери, Коломны, Зарайска и др. содержат: посуду, фигурки людей, изображения животных, свистульки в виде коней и птичек, игрушечных баранчиков, коников, уточек и т.д. Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания.
Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет. К такому выводу пришел еще германский канцлер Отто фон Бисмарк и приказал выпустить по государственному заказу игрушечные корабли, лодки, матросов... И что бы вы думали? Через 15 лет каждый второй мальчик, выросший на этих игрушках, пошел в моряки.
С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.
Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации: играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т.д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья — вагонами поезда, шишки — смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
Ценность игрушки заключается в следующем:
- дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;
- создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;
- она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
- дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;
- помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;
- игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;
- объединяет детей.
Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.
Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.
Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать ряду гигиенических требований: гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. В заключении хочу напомнить, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"
Материал для педагогического просвещения родителей...
игрушка должна развивать
игрушка в жизни ребенка играет огромную роль. как подойти с умом к выбору игрушки, не всегда простая задача....
Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"
материалы для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15449214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_la...
Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"
Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"...
Игрушка должна развивать
Консультация для родителей...
Игрушка должна развивать
Консультация для родителей...
Внимание, родители! Игрушка, должна развивать!
Консультация для родителей. Как выбрать правильно игрушки для своих детей. ...