«Игрушка должна развивать».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игрушки... Чудо - детство…
На старом тихом чердаке,
Живут мои игрушки:
Матрёшка в розовом платке,
Мартышка, погремушки,
Машинка, куклы, два мяча,
Смешная неваляшка,
Медведи, сумочка врача
И зайчики в тельняшках.
Игрушки много лет живут
Друг с другом по соседству,
А вместе с ними где-то тут
Укрылось чудо – детство
Ирина Васильева-Курк
«Игрушка должна развивать».
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе и животных), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Например, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка) – позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т. п.
Использование игрушки содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Большую роль игрушки в жизни детей подчеркивала Н. К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно».
История игрушки насчитывает многие тысячелетия. Археологические исследования показали, что игрушки существовали уже у древних народов. На территории Египта при раскопках найдены игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры (глиняная игрушка, изображающая людей, деревянные коровки, игрушечная хозяйственная утварь, мяч и др.). Расцвет игрушечного промысла в России относится к XVI-XVIII вв. Раскопки жилых кварталов древних городов – Новгорода, Рязани, Киева, Москвы, Твери, Коломны, Зарайска и др. содержат: посуду, фигурки людей, изображения животных, свистульки в виде коней и птичек, игрушечных баранчиков, коников, уточек и т.д. Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания.
Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет. К такому выводу пришел еще германский канцлер Отто фон Бисмарк и приказал выпустить по государственному заказу игрушечные корабли, лодки, матросов... И что бы вы думали? Через 15 лет каждый второй мальчик, выросший на этих игрушках, пошел в моряки.
С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.
Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации: играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т.д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья — вагонами поезда, шишки — смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
Ценность игрушки заключается в следующем:
- дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;
- создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;
- она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
- дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;
- помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;
- игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;
- объединяет детей.
Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.
Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.
Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать ряду гигиенических требований: гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. В заключении хочу напомнить, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"
Материал для педагогического просвещения родителей...

игрушка должна развивать
игрушка в жизни ребенка играет огромную роль. как подойти с умом к выбору игрушки, не всегда простая задача....

Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"
материалы для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15449214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_la...

Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"
Консультация для родителей "Игрушка должна развивать"...

Внимание, родители! Игрушка, должна развивать!
Консультация для родителей. Как выбрать правильно игрушки для своих детей. ...