Экологическое воспитание в детском саду
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, это сенситивный период для развития познавательной потребности. В этом возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, что помогает формированию у них надежных основ ответственного отношения к миру, к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в детском саду

Голубчанская Е.Н. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колосок» с. Екатериновка Партизанского муниципального района (с. Екатериновка)

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, это сенситивный период для развития познавательной потребности. В этом возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, что помогает формированию у них надежных основ ответственного отношения к миру, к природе. Одной из задач дошкольного воспитания становится формирование дошкольников высокого уровня экологических понятий, являющихся основой формирования экологического сознания. Систематические целенаправленные занятия по развитию экологических знаний о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека способствуют развитию экологической культуры у дошкольников. Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются основы экологического сознания. Этот процесс основывается на психологических особенностях дошкольников. Среди них важными являются повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.  В дошкольном детстве начинает формироваться личность человека, его ценности, закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое воспитание очень важно начинать как можно раньше.

В МБДОУ «Детский сад «Колосок» с. Екатериновка Партизанского района экологическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Основы экологических знаний дети получают на специально организованных занятиях. Но кроме теоретических занятий большое внимание уделяется практическим. В каждой группе детского сада организован уголок природы.  В младшей группе он представлен альбомами, муляжами, растений и животных. Живые объекты природы, в основном растения, приносят в группу периодически. Для детей постарше уголок природы пополняется растениями и уголками экспериментирования. Дошкольники очень любят экспериментировать. Исследование свойств воды, песка, воздуха, электричества, магнитов и т. д.   интересно детям тем, что сразу позволяет получить результат. Так, опыт по растворению в воде различных веществ можно проводить с младшими дошкольниками. Они вполне справляются с заданием и могут выявить причинно-следственную связь. Так же опыт о различных агрегатных состояниях воды. Этот опыт проводит взрослый. Дети наблюдают, как лед при нагреве тает, превращается в воду, затем в пар и оседает на холодном стекле капельками воды. А опыт о поверхностном натяжении воды самостоятельно могут проводить старшие дошкольники. В емкость, доверху налитую воды, дети осторожно опускают металлические скрепки, которые (о чудо!), держатся на поверхности и не тонут. Конечно, это не у всех получается сразу, но стоит только попробовать и все обязательно получится! К экспериментам, которые требуют много времени, необходимо поддерживать интерес. К ним относится выявление потребностей растений. На примере трех головок лука, одна из которых получает свет и воду, вторая - только свет, третья – только воду, дети могут выявить потребности растений.

В каждой группе в конце зимы дети вместе с педагогами обязательно устраивают огород на окне. Особой популярностью пользуется лук.  В каждой группе луковые посадки представлены по-своему.  Педагоги ДОУ стараются  разнообразить оформление  «огорода», привнести сюжетную линию.   Выращивается рассада цветов, которые потом высаживаются на клумбах своей группы. На участке детского сада у каждой группы имеется свои клумбы. Так же на участке растут деревья и кустарники – березы двух видов, ели, клены, ильмы, гортензии.  Еще у нас есть небольшой огород. Там высаживаются растения, выращенные в огороде на окне. Нам удалось вырастить кустовые помидоры, перцы, баклажан, и тыкву, которая к осени заплела весь наш огород. Дети наблюдают за растениями, участвуют в уходе за ними. Учатся понимать взаимосвязь между объектами природы. Получив знания о цепи питания, пробуют самостоятельно находить их на нашем участке. Количество объектов живой природы, которые мы можем наблюдать на участке детского сада ограничено, но достаточно разнообразно. Мы можем наблюдать растения, дождевого червя, улиток, слизней, жабу, паука, мух -пчеловидок, бабочек, иногда стрекоз и других насекомых, воробьев, сорок и голубей. Можем выявлять зависимость поведения от состояния погоды и многое другое. Развитие интереса к окружающему миру, понимание того, что в природе все взаимосвязано, а человек – это часть природы, позволяет воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....