Статья :"Метод интервью в работе с детьми"
методическая разработка

Патлашинская Анастасия Васильевна

Для развития у детей коммуникативных навыков можно использовать  нетрадиционный метод работы – интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_intervyu.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.Подготовила  Патлашинская А.В.

Метод интервью в работе с детьми

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,… может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)

Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.

Дети имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:

  • Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность,
  • Трудности в установлении вербального контакта,
  • Трудности в удерживании внимания на теме разговора,
  • Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки влияют на оформление речевого высказывания.

Для развития у детей коммуникативных навыков можно использовать  нетрадиционный метод работы – интервью.

Интервью́ (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы
между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога (дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие по смыслу, продолжить линию беседы).

В то же время в интервью ребенок учится:

  • Планировать свою речь;
  • Понимать различные ситуации общения;
  • Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
  • Совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
  • Овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
  • Вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
  • Обогатить словарный запас;
  • Устранять аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
  • Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.

Метод интервью позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:

  • Развивать личностные качества;
  • Учить преодолевать скованность;
  • Быть активным и самостоятельным собеседником;
  • Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
  • Устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её.

Конечно, работу следует начать со знакомством с этим словом, с профессией корреспондент, с обсуждения правил интервью.

А далее на занятии мы можем смоделировать ситуации:

1. Педагог берет интервью у воспитанников;

2. Дети берут интервью у педагога;

3. Дети перевоплощаются и берут интервью у сказочных героев;

Об этом смотрите фоторепортаж на групповых страницах “Загадочное слово “Интервью”: Подготовительная группа “Ромашки”Подготовительная группа “Васильки”.

4. Педагог обсуждает с детьми, что бы они хотели узнать у работников детского сада, приглашает на интервью с детьми воспитателей, заведующего детским садом, педагогов, работников детского сада; (Подробнее Учимся брать видеоинтервью)

5. После изучения темы, знакомства с книгой, в проектной деятельности, педагог поощряет детей задавать вопросы друг другу в форме интервью.

Эта форма работы помогает нам ненавязчиво вводить детей в общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. В результате такой игры в «интервью», дети не только приобретают знание норм речевого общения, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.

На занятии мы часто используем метод интервью. Когда детям предлагаешь взять интервью, придумать вопросы сказочным героям, друг другу, педагогам, в общем, поиграть в интервью – дети с удовольствием откликаются, раскрепощаются и погружаются в роли. Но все меняется, когда возникает видеокамера! Появляется скованность, теряется мысль разговора, забываются правила диалога. Как этого избежать? Конечно, учиться не бояться вести диалог в любой ситуации! 

Новая форма – интервьюирование. Вы сообщаете родителям, что вам необходимо знать их мнение по 1или 2 очень важным вопросам и, используя детский микрофон, задаете его всем родителям. Интервью может взять любой из детей группы как у взрослых, так и у детей, если вам нужно знать детское мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ «Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Память – это основа   психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, н...

Метод интервью в работе с детьми

Мы часто фотографируем деток, снимаем на камеру их забавные проделки и праздники и совершенно забываем, что видео и фото – это не всё, что хотелось бы оставить на память. Дети растут, они учатся...

СТАТЬЯ «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

Счастье – это когда тебя понимают!Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека....

Статья на тему: «Методы и приемы работы с детьми с ЗПР»

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном под...

Статья "Использование метода видеомоделирования в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра"

В реалиях современного мира наблюдается тенденция к увеличению числа рождаемости детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). При расстройствах аутистического спектра отмечаются особенно...