Вербальные и невербальные средства коммуникации
консультация
И нформация для размышления для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка педагогам и родителям. | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Вербальные и невербальные средства коммуникации
(Рекомендации педагога-психолога воспитателям и родителям)
В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом
зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и
чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.
В каждом слове заключѐн не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может
творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.
В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к
угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса,
ябеда, соня, упрямец.
Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество
выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на
будущее.
Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?
Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно"
просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от
таких фраз-заявлений детям:
"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это
так:" Такой, какой я есть, я неприемлем").
"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное плохой"). "Ну разве
можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").
"Ты никогда ничего не понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").
Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать
самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется.
На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем
тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а
когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько
репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.
Американский психолог Арнольд Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно
вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые
ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с
растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма
растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста".
Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.
Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как
одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие
замечания приводят детей к неверию в собственные силы.
- Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает
детей.
- Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М.
Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.
- Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией
Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они
доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное.
Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через
слова.
- Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок -
правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие,
несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается
гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.
Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух
формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это
осознание, обозначение того, что придаѐт смысл ситуации. Эмоциональнонепосредственная - это её
эмоциональное проживание.
- Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".
Доказано, что существуют два языка общения:
- один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;
- второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций,
переживаний.
Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об
отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.
Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе
незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу
речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит
эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не
замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.
Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?
Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других
людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже
справляется со своим собственным поведением.
Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно
развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.
Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних
возможностей ребёнка.
Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и
защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.
И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее:
подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание
скажут больше слов.
Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным
взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё
и не добрый?
Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас
любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо
тоньше, сильнее.
Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы.
Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в
игре? Как рисует?
Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно
не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не
оформлять".
Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать
ещѐ и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".
Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ
к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их
жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.
Советы психолога МБДОУ «Детский сад № 17 «Незнайка»
Педагог-психолог Мельникова О.П.
г. Ханты-Мансийск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вербальные и невербальные средства коммуникации
В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие с...
"Вербальные и невербальные средства коммуникации"
Консультация для воспитателей....
"Вербальные и невербальные средства коммуникации."
Консультация для родителей....
Вербальные и невербальные средства коммуникации
В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - т...
"Вербальные и невербальные средства комуникации"
материал для воспитателей...
Консультация для родителей "Вербальные и невербальные средства коммуникации"
Рекомендации родителям по общению с детьми...
Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.
Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформиров...