Вербальные и невербальные средства коммуникации
консультация

 Мельникова Ольга Павловна

И нформация для размышления для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка педагогам и родителям.22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Вербальные и невербальные средства коммуникации

(Рекомендации педагога-психолога воспитателям и родителям)

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом

зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и

чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключѐн не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может

творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к

угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса,

ябеда, соня, упрямец.

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество

выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на

будущее.

Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно"

просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от

таких фраз-заявлений детям:

"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это

так:" Такой, какой я есть, я неприемлем").

"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное плохой"). "Ну разве

можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").

"Ты никогда ничего не понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать

самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется.

На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем

тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а

когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько

репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно

вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые

ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с

растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма

растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста".

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как

одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие

замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

  • Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает

детей.

  • Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М.

Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

  • Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией

Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они

доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное.

Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через

слова.

  • Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок -

правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие,

несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается

гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух

формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это

осознание, обозначение того, что придаѐт смысл ситуации. Эмоциональнонепосредственная - это её

эмоциональное проживание.

  • Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".

Доказано, что существуют два языка общения:

  • один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;
  • второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций,

переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об

отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе

незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу

речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит

эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не

замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других

людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже

справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно

развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних

возможностей ребёнка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и

защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее:

подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание

скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным

взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё

и не добрый?

Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас

любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо

тоньше, сильнее.

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы.

Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в

игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно

не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не

оформлять".

Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать

ещѐ и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ

к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их

жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

 Советы психолога  МБДОУ «Детский сад № 17  «Незнайка»

Педагог-психолог Мельникова О.П.

г. Ханты-Мансийск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вербальные и невербальные средства коммуникации

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие с...

Вербальные и невербальные средства коммуникации

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - т...

Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформиров...