сценарий родительского собрания в подготовительной группе "Счастливая семья"
методическая разработка (подготовительная группа)

В сценарии представлен материал к обсуждению родителями о ценности семьи, её значимости, важности семейных традиций. Родители являются активными участниками собрания. Они представляют свой семейный опыт, обсуждают высказывания о семье известных педагогов, проходят тесты, анализируют их, приходят к выводам о ценности семейных отношений в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsen._sobr._schastlivaya_semya_da.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

                    СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ГНОМИКИ»                                             «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

                                                         Воспитатель: Зверкова В.А.

Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи: 
1.Повышение педагогической культуры родителей.
2.Актуализировать проблему формирования личности ребёнка в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми. 
3.Распространение положительного опыта семей.
4.Помочь родителям понять своих детей, их внутренний мир.
Материалы и оборудование:
Карточки с ситуациями, наборы фишек на каждого родителя, памятки «Кодекс истинного родителя», видеозапись с ответами детей, мультимедийный проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
1.Провести анкетирование родителей
2.Провести с детьми проективную методику «Моя семья»
3.Видеосъемка ответов детей на вопросы о семье
4. Приготовить памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»
5.Создание презентации «Счастливая семья. Какая она?»
План собрания:
1.Приветствие
2.Теоретическая часть
3.Разбор ситуаций
4.Тест «Я и мой ребенок»
5.Интерпретация теста «Моя семья»
6.Опыт семей группы «Семейные традиции»
7.Заключение
8.Рефлексия.

Ход собрания:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Я предлагаю вам послушать и решить одну детскую задачку.

Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?

(6 человек: брат, сестра, родители, бабушка, дедушка) СЛАЙД

С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы семейных отношений. Семья – красивое слово, но задумайтесь, что такое СЕМЬЯ? Готовясь к собранию, я заглянула в толковый словарь, чтобы уточнить смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья — слово многозначное. Одно из лексических значений, касающееся сегодняшней темы, звучит так: «Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)».
А какое понятие можете дать этому слову вы? (ответы родителей) СЛАЙД
А вот как ответили ваши дети (Что такое семья? – видео) СЛАЙД

Значимость слова “семья” очень велика. Но бывает, что есть в семье он и она, есть дети, есть крыша над головой, одна фамилия, а потребности в общении при этом нет. И каждый стремится уйти из дома побыстрее, потому что где – то его больше понимают и принимают. Что это? Семья? Наверное, нет. Какое – то подобие пансионата, где можно поесть, постираться, отдохнуть, то есть обиталище внутренне чужих людей. Выходит, что семья – это прежде всего, внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. 
И сейчас предлагаю открыть “простые истины”, на которых держится семья и создать модель счастливой семьи.
Если мы вспомним роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», то в самом начале встречается фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто возьмется ее оспаривать. Так какую же семью можно назвать счастливой? Что нужно для создания счастливой семьи? Попробуем ответить на эти вопросы.
У меня вопрос к вам, родители. Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»? (ответы родителей) СЛАЙД
Послушайте, теперь, что думают ваши дети (видео – счастливая семья – это) СЛАЙД
«Попробуем вместе создать модель счастливой семьи. Для этого внимательно прочитайте пословицы и афоризмы, которые записаны на доске:
Наши дети — это наша старость... (А.С. Макаренко). 
Семья без детей, что дерево без корней.
Верная любовь в огне не горит, в воде не тонет. 
На что и клад, когда у мужа с женой лад. 
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить. 
Где любовь да совет, там и горя нет. 
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
(Затем происходит обмен мнениями между родителями).
1.Я предлагаю заложить вам первый кирпичик счастливой семьи – любовь 
- Я уверена, что вы все любите своих детей. Мы знаем, что ребенка надо воспитывать в любви, только тогда из него вырастет уверенный, любящий человек. Существует много разновидностей любви. Но всегда ли родительская любовь во благо ребенку?
Разбор ситуаций (карточки на столах) Приложение 2 
2. Следующий кирпичик – мудрость
А. Сухомлинский писал: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей”.
Вы – главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности.
Я предлагаю вам ответить на вопросы и определить характер ваших взаимоотношений с ребенком и определить есть ли у вас проблемы в воспитании.
Тест для родителей «Я и мой ребенок» Приложение 3.
3.Следующий кирпичик – лад (эмоциональное благополучие в семье)
Как вы думаете, как влияет положительное отношение в семье на внутреннее состояние ребёнка? А может никак не влияет?
Смотря на ваших детей, наблюдая за ними, по их поведению мы всегда можем сказать, как обстоят дела в его семье. Если в семье любовь, мудрость, лад – то ребёнок спокоен, уравновешен, раскован, жизнерадостен. И наоборот: ребёнок плачет, нервничает, ничего не слышит – это первый сигнал тому, что дома непорядок.
Рисунок «Моя семья»
Посмотрите на доску вы видите 2 рисунка. Как вы думаете на какую они тему? «Моя семья»
По мнению психологов маленькие дети не всегда могут словами описать свое эмоциональное состояние. Но зато это они могут проецировать в рисунках. И отношения в семье тоже. 
Хотя по результатам этого теста нельзя делать окончательных выводов о взаимоотношениях в семье, однако по рисунку можно определить: 
•Дружна ли семья
•Все ли члены семьи являются обязательными для ребенка
•К кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение
•Какое место в семье ребенок отводит себе и другим членам
•Кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто нет.
Попробуем вместе с вами провести интерпретацию теста «Моя семья» 
Краткая интерпретация теста «Моя семья» - Приложение 4.
4. Следующий кирпичик – это пример. 
Здесь я вам много говорить не буду. А перескажу вам рассказ Л. Н. Толстого “Старый дед и внучек”.
“В одной семье жил старый дедушка: глаза его слезились, руки дрожали, изо рта постоянно бежала слюна. Однажды он уронил тарелку с едой, и ковёр замарался, тарелка разбилась. Сноха заругалась: “ Теперь буду кормить тебя из свинячьей лоханки”. Сказала и сделала. В комнате теперь было чисто. Прошло много времени с тех пор. И однажды родители заметили увлечение сына: он что – то мастерил из дерева вот уже ни один день.
- Что делаешь, родименький? – спросила сына мать.
- Делаю лоханку, чтобы вас потом из неё кормить.
Хорошим Примером для детей являются родители. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родителей. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям.
Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иногда даже идеальными. Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях. К счастью, наше время таково, что большинство родителей осознанно и обдуманно относятся к появлению ребенка на свет, а главное — понимают, что накормить, обуть и купить много игрушек — еще не все. Следует помочь будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, научить строить отношения и добиваться целей. Без этого в изменчивом конкурентном мире нынче не достигнешь успеха и счастья.
Какими же качествами должны обладать идеальные родители и ребенок?  
(ответы родителей)
(Ответы детей – видео)

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом
Чтобы не каяться потом.

Не забывайте слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
5. 
Большую роль в укреплении семьи играют – семейные традиции 
Благодаря традициям все члены семьи собираются вместе, общаются. Традиции в каждой семье могут быть разными – это праздники и совместные выезды на природу, коллекционирование, посещение родственников, выставок и т.д.
А какие традиции существуют в ваших семьях?
ОПЫТ СЕМЕЙ ГРУППЫ
Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой и пробовали создать модель счастливой семьи. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. А.С. Макаренко писал: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми. Воспитание в семье – это основа основ. Всё остальное – детский сад, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник не грани, а бриллианта не будет, не та заготовка.”
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. 
Свои пожелания подготовили для вас и ваши дети. Послушайте их. 
(видео с пожеланиями детей)

                         Кодекс истинного родителя 


• Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени. 
• Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку. 
• Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам) 
• Если родители требуют от ребёнка проявлений трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться. 
• Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего возраста к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них. 
• Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям. 
• Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме. 
• Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами. 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

 
Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как от беды». 


Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Какова лучшая форма наследства, которую оставляют родители детям? Может быть, деньги и вещи? Нет. Может быть, образование? И да, и нет. Да, если образование воспитывает трудолюбие. Нет, если оно трудолюбие не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников».


А.С. Макаренко писал: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми. Воспитание в семье – это основа основ. Всё остальное – детский сад, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник не грани, бриллианта не будет, не та заготовка.”

                     Анкета для родителей: 

«Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?»

  1. Говорят ли с вами дети "по душам", советуются ли "по личным делам"?
  2. Интересуются ли они вашей работой?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  5. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  6. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
  7. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  8. А "детские праздники" - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их "без взрослых"?
  9. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  10. А телевизионные передачи и фильмы?
  11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
  12. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
  13. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое "да" - 2 балла, за каждое "иногда" - 1 балл, за "нет" - 0 баллов.

Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

  • Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

  • От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

  • Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

                 Деловые игры для взрослых.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

1. Бабушка рассказывает: “Моей внучке 7 лет. Когда я начинаю что-нибудь делать, она хочет делать тоже и, конечно, мешает мне: расплескивает воду по полу, обливается. Какой помощник из неё в 7 лет? Пусть играет со своими игрушками”. Права ли бабушка?

2. «Наша семья благополучная».

Дети хорошо учатся. Но не хватает душевного тепла, общих интересов. Последние годы я билась над проблемами воспитания детей сама. По неопытности делала много ошибок. Муж считает, что все черты характера заложены в генах и ничего исправить нельзя”. Благополучна ли семья, в которой воспитание детей занимается один из родителей?

3. «Как-то раз воспитательница спросила тихую, задумчивую девочку»:

- Чего тебе хочется больше всего?

- Я хочу заболеть.

- Почему? – удивилась она.

- Когда я болела, мама сидела возле меня, рассказывала мне сказки, читала книжки. Мне было хорошо”. О чем говорят слова девочки?

4. «Сегодня день рождения Оли».

- Мама, можно я позову подружек? – просит девочка.

- Ну, причем тут твои подружки, - отзывается мать. – Придут родственники, бабушка приедет. В этот день всегда родные собираются”. Правильно ли поступила мама? Как вы отмечаете день рождения своих детей?

             ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Я и мой ребенок».

   

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.

Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.        

 

Вопросы

Ответы

1

2

Можете ли Вы

 Могу и всегда так поступаю

 Могу,  но не всегда так поступаю

 Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2.Посоветоватъся с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладание, даже если поступок вывел Вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

 Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10.Пообещатъ ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

                                               

Ключ к тесту: «Я и мой ребенок».

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда  применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги других случаях  - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться публикациями по вопросам семейного воспитания.

Благодарим за участие!

                     

                      РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

    - Радуйтесь вашему сыну или дочке.

    - Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

    - Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивайте.

    - Установите четкие и определенные требования к ребенку.

    - В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

    - Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

    - Говорите четко, ясно.

    - Будьте терпеливы.

    - Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

    - Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

    - Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы, любопытство, любознательность и воображение нашего ребенка.

    - Чаше хвалите ребенка.

    - Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

    - Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.

    - Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

    - Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

    - Не теряйте чувства юмора.

    - Играйте с ребенком в разные игры.

    - Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.

    - Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес

    - Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

    - Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все понимаете, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

    - Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

    - Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен.

    - Не требуйте слишком многого — пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

    - Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя «Не так, переделай».

    - Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя».

    - Не придумывайте для ребенка множества правил: он перестанет обращать на них внимание.

    - Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений.

    - Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоего регресса.

   - Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми - ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.

                       Тест-рисунок «Моя семья»

Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

                                                     Инструкция.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: "А кого это?", "А что это такое?", "Я не хочу" - говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось понятие "семья", либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.

Учитывайте следующие моменты: 

 • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.

 • Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих хороших знакомых.

 • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - это тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.

 • В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке).

                                          Правила интерпретации. 

Правило 1.

В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа: "А брата я просто забыл нарисовать" или "Сестра у меня не получилась" должны потерять для вас значение.

 Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:

1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: "Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую".

 2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном ми ре ребенка.

Правило 2.

 Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:

1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Меня здесь не замечают", "Мне трудно найти свое место".

2. Либо: "Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения", "Мне и без них неплохо".

Правило 3.

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Правило 4.

После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, "кто есть кто" на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

Правило 5.

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем - так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно додать ребенку недостающее и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, беспрерывном, волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственные силы.

Правило 6.

Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто -ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, значит, в сознании ребенка именно они "управляют" остальными членами семьи.

Правило 7.

 Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Правило 8.

Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

Правило 9.

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. 

Правило 10.

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток

Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

Правило 11.

Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость - в голове. Самым умным членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы ими плакать. Плач - это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза - орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

 Правило 12.

Уши - "орган" восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.

Правило 13.

Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и "орган" нападения. Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или черточкой - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

Правило 14.

Шея - символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами. Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей шея чаще всего есть - им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению ребенка, уже воспитанны. Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

Правило 15.

Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой - в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. Чем более значительным и могущественным ребенок воспринимает персонаж, тем больше у него руки.

Правило 16.

Ноги - для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая - в мире близких эмоциональных контактов. Ноги "повисшие в воздухе", по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.

Правило 17.

Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и Солнцем - это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом. Изображение большого числа мелких предметов - фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого числа закрытых деталей (шкафы, пуговицы, окна) символизирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе. "Семья-колыбель счастья"

Родительское собрание «Семья — колыбель счастья»Повестка родительского собрания:1. «Контроль за безопасность детей на улице, на дороге, игры на прогулке, применение ремней безопасности и детских ...

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школы"

Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:· Подвести итоги уходящего учебного года.· Вовлечь родителей в процесс определе...

Сценарий родительского собрания в разновозрастной группе «Семьей дорожить - счастливым быть»

Поиск новых методов и приемов взаимодействия с семьями воспитанников группы....

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе "Взаимодействие с семьей в организации работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города"

Цель родительского собрания - организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения у участников культуры дорожного дви...

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в воспитании детей»

Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста....