Памятки для воспитателей
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Памятки для воспитателей.
Методы работы с родителями
Памятка 1
Методы организации родителей на занятиях.
Методы, позволяющие родителям сформулировать свою точку зрения.
•Постановка дискуссионных вопросов, настраивающие на размышления. Например: «Зачем ребенку семья?» или «Как воспитывать мальчиков и девочек?»
• Работа с пословицами и поговорками.
• Работа со стереотипами. Например: «Многие папы убеждены, что их родительский потенциал будет востребован ребенком лишь в более старшем возрасте»
• Объяснение смысла высказываний мудрых людей на определённую тематику.
• Магнитофонные записи с сериями вопросов к детям, а потом эти же вопросы задаются родителям.
Методы, направленные на развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов:
• Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
• Моделирование педагогических ситуаций. Родителям предлагается разыграть ситуацию и выстроить свою модель поведения. Например: ребёнок не хочет идти спать. Ваши действия. Или: ребёнок начал строить что-то из кубиков. Постройте диалог с ним.
• Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Например, вместе: «Почему ты не сложил одежду на стульчике» - «Я уверена, что ты умеешь аккуратно и красиво складывать свою одежду на стульчике».
• Продолжи фразу. Воспитатель начинает фразу: «Для меня любить ребёнка, это значит…» «Диалог с ребёнком - это…». Родители должны закончить предложение. Такие упражнения можно организовать в форме игры «Микрофон по кругу» («Волшебная палочка», «Игрушка – сердечко»).
• Анализ родителями поведения ребёнка помогает родителям увидеть свой педагогический опыт со стороны, а также поразмышлять над мотивами поступков ребёнка, его психологическими и возрастными потребностями.
• Обращение к опыту родителей. Например: «Вспомните, пожалуйста, что вы говорите своему ребёнку, когда он жалуется на обиду со стороны сверстников». Или предложить привести аналогичный пример из своей жизни. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приёмами и способами воспитания, применяемыми в аналогичной ситуации другими родителями.
• Сочинения родителей на тему « Мой ребёнок» (с родителями малышей).
• Самотестирование.• Решение типичных и нетипичных педагогических ситуаций.
Организационные моменты:
Для создания комфортной атмосферы уместно предложить родителям чай, включить спокойную инструментальную музыку.
Встречи проводятся в различных помещениях детского сада: музыкальном или физкультурном залах, методическом кабинете, в группе.
Решение и моделирование педагогических ситуаций в процессе встречи, проводиться в мини- группах, которые могут меняться по составу в течение одной встречи с помощью игровых моментов.
Например:
Вариант 1.
• В одну группу встают те, кто воспитывает детей без помощи бабушек и дедушек, в другую - кому помогают.
• В одну группу встают те, кто воспитывают мальчиков, в другую - девочек, в третью - и мальчиков и девочек.
• В одну группу - кто имеет одного ребёнка, В другую – кто имеет двух детей, в третью – кто хотел бы или имеет 3-х и более детей.
Вариант 2.Деление на группы с помощью дат дней рождений детей или родителей (осень, зима, весна, лето)
Вариант 3.• Деление с помощью игры «Составь картинку из частей». Группа родителей определяется сбором целого изображения.
• Можно использовать карточки с изображением одинаковых предметов.
Например: солнце, звёздочка, полумесяц.
Вариант 4.Деление группы с помощью слов: «Жили, были, дед и баба», «Понимаю, принимаю, признаю» и др.
Памятка 2
Игры и упражнения для снятия напряжения.
В начале встречи для снятия эмоционального напряжения можно использовать игры:
«Снежный ком» Родители характеризуют себя по качествам, начинающимся на ту же букву, что и их имя, следующий участник повторяет и добавляет своё.
«Поздороваемся» Участники встречи делятся на две группы и встают в два круга (внутренний и внешний) в парах лицом друг к другу. А затем, двигаясь в противоположных направлениях, с каждым встречающимся здороваются так, словно « 100 лет не виделись»
«Знакомство» Участникам предлагается выбрать собеседника и в течение 3-5 минут вести беседу с малознакомым человеком. По окончании беседы, вернувшись в круг, каждая пара представляет друг друга.
«Комплименты» каждый из собравшихся делает комплимент участникам встречи.
«Герб нашей семьи» Участникам предлагается нарисовать на заранее заготовленном поле схематично свой жизненный девиз, свои увлечения, свои профессиональные качества и т.п.
Подведение итогов встречи.
Для подведения итогов встречи использую рефлексивные методики:
• Вопрос: « Что дала мне эта встреча?»
• «Телеграмма» Родителям предлагается составить телеграмму тому, кто остался дома: « Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем?» (время 3-5 мин). С разрешения родителей можно зачитать телеграммы вслух.
• «Выбор мнения» с помощью фишек родители отмечают, какое из высказываний соответствует личному ощущению после присутствия на встрече.
1. Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чём говорилось.
2. Встреча невольно заставила задуматься о много из того, что я раньше не принимал (а) во внимание.
3. Пожалуй, я зря, потратил(а) время, придя на встречу.
4. Интересными оказались рекомендации педагогов, хотя следовать им довольно трудно, но я не жалею, что пришла на встречу.
«Выбор пиктограмм». Родитель выбирает схематичное изображение (грусть, радость, удивление, гнев), которое соответствует его эмоциональному состоянию.
Такие задания помогают родителям осмыслить, что дала им эта встреча? А воспитателю узнать мнение родителей по поводу состоявшегося разговора.
\
Памятка 3
Методы активизации родителей (направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с жизненным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала):
- вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом способствуют установлению диалога с ними.
- дискуссионные вопросы, обсуждение двух различных точек зрения на проблему, объяснение пословиц, работа с высказываниями великих людей на определенную тематику, работа со стереотипами помогают выразить различные точки зрения на воспитание, методы.
Примеры из литературных источников повышают интерес родителей.
- прослушивание аудиозаписей, бесед с детьми, фотоматериалы, детские рисунки помогают родителям посмотреть на мир глазами ребенка.
- просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, когда родители не могут посещать открытые занятия. Записи помогают родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке.
- игровые методы: например, игры «Микрофон по кругу», «Мяч в кругу» и другие; загадывание загадок; ранжирование понятий по степени значимости; предложение родителям вспомнить название и автора детской книги, перечислить детские игры, подписать рисунок в конкурсе «Что бы это значило?»
- методы рефлексии («Рефлексия» (лат.)- обращение назад): формируют умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор метода воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. (О.Л.Зверева)
Памятка 4
Занятия необходимо строить на основе следующих принципов:
• Принцип установления в процессе обучения атмосферы доверия и уважения. Каждый родитель достоин уважения, какова бы ни была его роль.
• Принцип максимально полного использования опыта родителей. Необходимо создать такие условия, чтобы у них возникло желание поделиться.
• Принцип актуальности знаний. Родители приобретают знания, которые могут сразу же использовать в семейной практике.
• Принцип решения проблем, т.е. в процессе работы решаются конкретные проблемы конкретного родителя.
• Принцип обучения в действии, т.е. занятия имеют практическую направленность.
• Принцип сотрудничества.
• Принцип снятия статусных барьеров. Все члены занятия ведут себя на равных.
• Принцип отбора актуального содержания.
• Принцип «Здесь и сейчас», воздействие на эмоциональную сферу родителей. Спросить: «Как они себя чувствовали, комфортно ли им было?»
• Принцип создания рефлексивной среды, при которой родители чувствуют себя уютно, могут открыто поделиться тем, что происходило на занятии на уровне чувств.
Памятка 5
Приемы установления контакта с родителями
Контакт зависит от того, что мы говорим, как мы себя держим. Каждое движение – слово в языке жестов. Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:
• тембр голоса и интонация,
• пространство, разделяющее говорящих,
• частота дыхания,
• жесты,
• осанка,
• одежда,
• выражение лица,
• символы статуса,
• контакт глазами.
При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.
Жесты. Известные жесты: «замки» (скрещенные на груди руки, пальцы рук, ноги), поза «льва» - знаки воспринимаемые подсознанием любого человека однозначно: для общения Вы закрыты.
Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:
• Не уважаете других,
• Боитесь,
• Недоброжелательны,
• Плохо воспитаны и др.
Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т.п.
Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.
Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....
Консультация - памятка для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Консультация - памятка для воспитателей...
Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....
памятка для воспитателей успешное взаимодействие воспитателя и родителей В ДОО
Представлены электронные ресурсы...
памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период
в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр во время прохождения этого периода...
Памятка для воспитателей "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми"
Общение воспитателя с детьми...
Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.
Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...