Роль сказки в развитии и воспитании детей.
статья (младшая группа)

Михеева Марина Юрьевна

 

 

 

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

Без этого он засушенный цветок.

В.А.  Сухомлинский

Роль сказки в развитии и воспитании  детей.

Сказка  для ребенка это мостик, который  соединяет  внешний мир с внутренним миром ребенка, это незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Все что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он запасается материалом, из которого будет строиться его фантазия. Именно поэтому сказки играют главную роль в развития в ребенке воображения и творческого мышления. В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Очень важен способ преподнесения сказки.  Таким образом, сказка для детей раннего возраста является одной из главной составляющей субкультуры.  Но в то, же время, значимость ее теряется, так как теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки – особый ритуал, который наши предки издавна хранили и передавали его  из поколения в поколение. При помощи сказки, дети учатся осознавать главные истины в жизни.  Сказка учит формировать представление о нравственной и моральной картине жизни.   
        До определенного возраста , дети живут по законам сказок, и чувствуют  себя как обитатели сказочного мира. И это вполне естественно , ведь сказка близка к их мироощущению.  С самого начала жизни детей, сказка встречает их увлекательными приключениями, волшебными образами и красочностью своего мира.  Вся эта красочная картина, является для малыша первым толчком к развитию мышления, творчества и фантазии.  А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.  Сказка способствует умственному развитию, психическому, физическому, эстетическому и т.д. При помощи сказки, малыши расширяют свой кругозор, черпая из них познания о времени, природе, животных. Впервые, дети испытывают храбрость и смелость, добро и зло именно в сказках.  Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.
      Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок. Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком.  
    Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.  Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Все это проводится  через занятия. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Волк и козлята", "Колобок", "Репка" и др.).При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях.
   Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность - это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.
   Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. 
   При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Список литературы:

1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности- М., 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника - М., 1998

3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника  - М., 2000

4. Логинова В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика - М.,2000

5. СубботскийЕ.В. Нравственное развитие дошкольников. Вопросы психологии. - М., 2003.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, 1969.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

Без этого он засушенный цветок.

В.А.  Сухомлинский

Роль сказки в развитии и воспитании  детей.

Сказка  для ребенка это мостик, который  соединяет  внешний мир с внутренним миром ребенка, это незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Все что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он запасается материалом, из которого будет строиться его фантазия. Именно поэтому сказки играют главную роль в развития в ребенке воображения и творческого мышления. В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Очень важен способ преподнесения сказки.  Таким образом, сказка для детей раннего возраста является одной из главной составляющей субкультуры.  Но в то, же время, значимость ее теряется, так как теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки – особый ритуал, который наши предки издавна хранили и передавали его  из поколения в поколение. При помощи сказки, дети учатся осознавать главные истины в жизни.  Сказка учит формировать представление о нравственной и моральной картине жизни.    
       До определенного возраста , дети живут по законам сказок, и чувствуют  себя как обитатели сказочного мира. И это вполне естественно , ведь сказка близка к их мироощущению.  С самого начала жизни детей, сказка встречает их увлекательными приключениями, волшебными образами и красочностью своего мира.  Вся эта красочная картина, является для малыша первым толчком к развитию мышления, творчества и фантазии.  А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.  Сказка способствует умственному развитию, психическому, физическому, эстетическому и т.д. При помощи сказки, малыши расширяют свой кругозор, черпая из них познания о времени, природе, животных. Впервые, дети испытывают храбрость и смелость, добро и зло именно в сказках.  Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе.
     Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок. Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком.  
   Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.  Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую "сварила" сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Все это проводится  через занятия. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам ("Теремок", "Волк и козлята", "Колобок", "Репка" и др.).При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях.
  Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом.Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность - это необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения.
  Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.  
  При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Список литературы:

1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности- М., 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника - М., 1998

3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника  - М., 2000

4. Логинова В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика - М.,2000

5. СубботскийЕ.В. Нравственное развитие дошкольников. Вопросы психологии. - М., 2003.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале....

Консультация для родителей по теме:"Роль сказки в развитие и воспитание ребёнка"

Чтобы ребёнок легче запомнил сказки и после рассказал их,можно использовать дидактические игры....

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Консультация рассказывает родителмя о роли сказки в жазни ребенка...

консультация для родителей "Роль сказки для развития речи детей"

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах с...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».               Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....