План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 4-5 лет средней группы № 8 «Сказка» на 2017-2018 учебный
рабочая программа (средняя группа)

Анна Викторовна Фёдорова

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 4-5 лет средней группы № 8 «Сказка» на 2017-2018 учебный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zozh_i_obzh_sred_17-18.docx62.48 КБ

Предварительный просмотр:


                                                       

                                                                                                  03.09.2017

                                                                           

                                                                 

План

по формированию культуры здорового

и безопасного образа жизни у дошкольников 4-5 лет

средней группы № 8 «Сказка»

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 79 «Соловушка»

города Смоленска

на 2017-2018 учебный год

                                                                                 

                                                                                                            Составитель:                                                            

                                                                                                            воспитатель

                                                                                                            Федорова А.В.

Введение

В современных условиях развития общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения. Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в детском саду опирается на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных здоровьесберегающих условий.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у детей 4-5 лет (включительно) разработан с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в детском саду, возрастных особенностях детей в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 28564;

- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2017-2018 учебный год.

Цели и задачи

Цель: воспитание здорового ребенка, формирование у родителей, педагогов, воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

Задачи:

  1. Профилактика простудных заболеваний.
  2. Сохранить и укрепить здоровье детей;
  3. Формировать устойчивую привычку постоянно заботиться о своем здоровье, навыки организации режима повседневной физической активности;
  4. Развивать физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.);
  5. Формировать потребность к реализации здорового и безопасного образа жизни;
  6. Формировать правильную осанку и предупреждение плоскостопия;
  7. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  8. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и интерес к активной двигательной деятельности.
  9. Формировать у детей элементарные знания об общепринятых нормах поведения.
  10. Учить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
  11. Формировать элементарные навыки поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
  12. Развивать самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
  13. Оказать помощь семье в воспитании детей и их адаптации к жизни в социуме.

Принципы и подходы к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у детей 4-5 лет

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • соответствует культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития детей дошкольного возраста;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • обеспечивает триединство воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра);
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного;
  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура.

Использование разнообразных принципов способствует эффективному решению образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве.

Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

         Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

 Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. 

Планируемые результаты

1. Формирование культуры здорового образа жизни

Ребенок:

  • понимает основные ценностные ориентиры культуры здорового и безопасного образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья, имеет соответствующие возрасту представления о вредных привычках, здоровом питании и безопасном поведении в быту;
  • приобретает устойчивую потребность в двигательной активности,

начальную мотивацию к занятиям физической культуры и проявляет

индивидуальный интерес к различным видам спорта;

  • приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость), навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен и спокоен;
  • соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, владеет различными приемами коммуникации.

2. Формирование культуры безопасного образа жизни

Ребенок:

по теме «Ребенок на улицах города»
- знает и называет дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
- знает правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
- знает об устройстве улицы и ее частях, знать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
- знает о светофоре, его видах и значении
- знает кто такой регулировщик и его сигналы
- знает и называет виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
- знает о месте для игр и о правилах поведения во время игр
- знает о правилах езды на велосипеде
по теме «Ребенок дома»
- знает об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними
по теме «Ребенок и другие люди»
- знает о правилах поведения с незнакомыми людьми
- знает номер вызова полиции 102
- знает и называет свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
по теме «Ребенок и природа»
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, бережного отношения к окружающей природе)
- знает о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
- узнает и называет лекарственные и ядовитые растения (3-4)
- знает о правилах поведения на воде
по теме «Пожарная безопасность»
- знает номер вызова пожарных 101
- знает о причинах и последствиях пожаров
- знает правила поведения во время пожара

Педагоги:

  • обеспечивают здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;
  • совершенствуют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры здорового и безопасного образа жизни, физического развития;
  • расширяют знания и умения по использованию разнообразных форм взаимодействия с детьми.

Родители (законные представители):

  • совершенствуют знания в области здорового и безопасного образа жизни;
  • активно участвуют в образовательной деятельности и формировании у детей основ культуры здорового и безопасного образа жизни.

Срок реализации

          Срок реализации - 1 год.

        Мониторинг результативности работы воспитателя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников в 2017-2018 учебном году проводится 2 раза в год: сентябрь 2017г.; апрель 2018 г.  

Содержание работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у детей 4-5 лет

Содержание работы включает различные виды деятельности, совокупность которых способствует формированию у детей основ культуры здорового и безопасного образа жизни, предполагает развитие физического и эмоционального благополучия каждого воспитанника.

План ориентирована на детей имеющих, различные группы здоровья. План предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями (законными представителями)

Работа с детьми

Цель: создание максимально эффективных условий для организации физкультурно-оздоровительной работы в группе

№ п/п

Содержание

Время проведения

  1. Оптимизация режима

1.

Коррекция оптимального двигательного режима исходя из индивидуальных особенностей детей

Ежедневно

  1. Организация двигательного режима

1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

2.

Дыхательная гимнастика;

Подвижные игры;

Физминутки;

Релаксация;

Гимнастика после дневного сна;

Музыкальное сопровождение режимных моментов;

музыкальное оформление фона образовательной деятельности;

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

3.

Подвижные игры и упражнения на прогулке:

индивидуальная  работа по развитию движений

Ежедневно

4.

Индивидуальная работа: беседы; игровая деятельность

Ежедневно

5.

Физкультурные досуги

1 раз в месяц

  1. Закаливание

1.

Соблюдение воздушного и температурного режима:

воздушные ванны (в облегченной одежде); солнечные ванны;

световоздушные ванны

Ежедневно

  1. Взаимодействие с семьей

1.

Консультации:

о функциональных изменениях организма в данном возрастном периоде;

о видах и пользе закаливания в данном возрастном периоде;

о пользе движений

В течение года

2.

Рекомендации:

по организации активного отдыха с детьми в летний оздоровительный период;

по профилактике заболеваний;

по обеспечению безопасных условий жизни ребенка дома

В течение года

3.

Индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей

В течение года

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

у детей 4-5 лет

  1. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
  2. Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
  3. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
  4. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
  5. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
  6. Знакомить детей с возможностями здорового человека.
  7. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
  8. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
  9. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Формирование начальных представлений о безопасной жизнедеятельности у детей 4-5  лет (включительно)

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

· предвидеть опасность

· уметь принять меры во избежание опасности

· уметь обращаться за помощью к другим

· уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

     Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях следует создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Направления работы с детьми:

 «Ребенок дома»;

 «Ребенок и природа»;

 «Ребенок на улицах города»;

 «Ребенок в общении с людьми»

Создание условий формирования культуры здорового образа жизни

 у детей 4-5 лет

  1. Полная реализация (ежедневная) следующей триады:
  • оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
  1. Просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
  • Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;

Создание условий формирования культуры безопасного образа жизни

 у детей 4-5 лет

  1. Полная реализация (ежедневная) следующей триады:
  • оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  • Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
  1. Просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями).
  • Создание представлений о безопасности жизнедеятельности

Основная идея: безопасный образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование представлений о
  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений

действовать в опасных жизненных ситуациях

Работа с педагогами

Работа с педагогами – одно из важнейших направлений по формированию культуры здорового образа жизни.

Задачи работы с педагогами:

  1. Изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, формирования потребности в здоровом образе жизни;
  2. Внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;
  3. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.

Работа с родителями (законными представителями)

Одним из основных направлений по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни является работа с родителями (законными представителями).

Задачи работы:

  1. Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей);
  2. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового и безопасного образа жизни у членов семьи;
  3. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей (законных представителей) знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в домашних условиях;
  4. Оказывать адресную помощь родителям (законным представителям) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
  5. Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
  6. Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, консультаций;
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по

вопросам ЗОЖ, ОБЖ;  

  1. Дни открытых дверей;
  2. Дни Здоровья;
  3. Выставки семейного творчества по темам здорового и безопасного образа жизни;
  4. Открытая образовательная деятельность для родителей (законных представителей).
  5. Совместная образовательная деятельность детей и родителей (законных представителей).
  6. Организация совместных праздников, досугов, развлечений, прогулок.

Перспективный план работы по формированию здорового

и безопасного образа жизни у детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Ребёнок и природа

ООД «Съедобный грибок, полезай в кузовок!»

Лото «Ядовитые грибы»

д/и «Определи растение по запаху»,

д/и «Распутай путаницу»,

д/и «Какой ветки детка?»

Моделирование ситуации с помощью иллюстраций «Гроза в лесу, гроза в поле, гроза в городе»

Выставка детских поделок «Грибная поляна»

Выставка рисунков на тему:

«Лекарственные растения»

Оформление папки-передвижки: «Полезны ли детям грибы?»

Ребенок на улице

ООД «Дорожное движение»

Беседа о транспорт «Всем ребятам надо знать, как

по улице шагать».

Чтение Т.П. Нефедова «Транспорт. Какой он?»

Настольно – печатные игры «Знаки дорожного

движения»

Д/игра «Я – шофер»

Развлечение на тему «Как дети научили Бабу Ягу

правилам дорожного движения».

с/р игра «Водители и пешеходы».

Изготовление «Книги Дорожных знаков».

Октябрь

Предметы быта

ООД «Острые предметы - опасные предметы»

Экскурсия на кухню детского сада.

д/и «Четвёртый лишний»,

д/и «Узнай по описанию»

д/и «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»,

д/и «Хорошо-плохо».

Выставка рисунков на тему:

«Что я вижу дома»

Консультация для родителей «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Здоровье и болезнь

Беседы: «Как правильно заботиться о своем здоровье», «От чего возникают разные заболевания».

Занятие: «Что я знаю о себе»
Цель: познакомить со всеми частями тела, обратить внимание на бережное отношение и заботу к себе.

Рассказ детям о необходимости следить за чистотой одежды, вызвать у детей желание содержать свои вещи в чистоте.

Беседа о правильной осанке.

Упражнение «Как правильно сидеть на стуле?»

Чтение сказки Чуковского «Айболит», «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», чтение и обсуждение рассказа М. Зощенко «Глупая история», А. Ануфриева «Кто умеет чисто мыться»,

О. Высотская «Тихий час», С. Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу».  

Игры имитации: «Как ты моешь руки?», «Как ты расчесываешь волосы?», «Подстриги ногти», «Почисть зубки»

Сюжетно-ролевая игра «У врача», рассматривание таблицы и беседа по каждой ситуации

Сюжетно-ролевая игра «Спортсмены»

д/и «Режим дня»

творческое рассказывание «Как я гуляю»

Ноябрь

Электроприборы

ООД «Предметы, требующие осторожного

обращения»

Беседа о предметах ближайшего окружения,

опасных для здоровья.

Чтение Е. Воробьёв «Обрывок провода».

Рассматривание картин о предметах ближайшего

окружения, электрических приборах.

Д/игры «Что было раньше, что теперь».

«Как избежать неприятности».

«Найди и назови».

«Лото».

«Из чего сделано?»

Н/печатные игры «Чрезвычайные ситуации»

«Эволюция обычных вещей»

с/р игра «Спасатели»

«Пожароопасные предметы. Спички»

ООД «Спасательные службы всегда на страже»

ООД «Пожароопасные предметы»

Беседа о службах, помогающих людям в беде

Беседа «Безопасность в нашей группе».

Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Пожар», «Конь – огонь», «Рассказ о неизвестном герое»

Загадывание загадок об опасных предметах.

Настольно-печатные игры «Как избежать

неприятности», «Чрезвычайные ситуации в доме».

Д/игры «Я знаю, что можно, а что нельзя».

с/р игра «Служба спасения».

Беседа об огне, его пользе и вреде.

Настольно-печатные игры «Свет, звук, вода».

Д/игры «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Угадай по голосу», «Угадай, кого не стало?»

Рассматривание плакатов «Безопасность на улице

и дома».

с/р игра «Пожарные»

Декабрь

Наше здоровье

ООД «Опасности на улице зимой»
Цель: закрепить знания детей об опасности на улице зимой, обратить внимание на ледяные и заснеженные дорожки

Воспитывать внимательность, сосредоточенность.
Беседа: «Путешествия в страну Здоровья»
Цель: развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания,

занятие физкультурой и спортом.

д/и «Что у нас внутри»

д/и «Что я чувствую»

д/и «Зеркало»

д/и «Послушай и покажи»

д/и «Дыши – не дыши»

д/и «Кто быстрее покажет»

Сюжетно – ролевая игра: «Осмотр у доктора»

Игровые задания: «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «как узнать выросли ли мы?», «Хрупкое ли у нас тело», «Как ухаживать за телом?», «Для чего нужны нам органы»

Игры на развитие воображения: «На что похожи язык, зубы, рот, губы…»

Игра-занятие: «Кто живет в ротике-домике?» (с использованием зеркала).

Практические задания: «Произнести слова, не касаясь языком неба, передних зубов и т.п.»

Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Михалков «Овощи», К. Чуковский «Айболит», Е. Григорьева «Бабушка больна», Г. Сенченко «Все мы скажем, не т простуде», П. Образцов «Лечу куклу», А. Барто «Я лежу болею», И. Драч «Врач», Е. Шкловский «Осторожно – лекарство»

Игры-предположения: «Что будет, если съесть много мороженого?», «Что будет, если фрукты и овощи не мыть, принимать пищу грязными руками, не чистить зубы, гулять раздетыми».

Игровые задания: «Как узнать, здоров ребенок или нет», «Как рассказать, что у тебя болит», «Когда человек болеет».

Беседы: «Как правильно заботиться о своем здоровье», «От чего возникают разные заболевания».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа с родителями: «Здоровье ребенка в наших руках».

«Ребенок и незнакомец»

Беседа «Внешность человека может быть

обманчива»

Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа».

игра «Мир вокруг нас».

Настольно-печатная игра «Из чего сделано».

с/р игра «Полиция».

Рисование на тему «Опасные прохожие»

Январь

«Витамины и здоровье»

Беседы «Полезно – не полезно», «О здоровой пище»

Чтение Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Полезные продукты», Ю. Тувим «Овощи», М. Безруких «Разговор о правильном питании»

Загадки об овощах и фруктах.

Экскурсия на кухню д/с

Встреча с медсестрой. Беседа на тему «Что такое

Витамины?»

Досуг «Приятного аппетита»

Д/игры «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу»,

«Выбери и разложи полезные продукты»,

«Разложи овощи по витаминам».

Настольно-печатная игра «В саду ли в огороде»

с/р игра «Кафе «Витаминное».

Продуктивная деятельность: создание книги

«Витаминная»

«Животные и человек»

Беседы «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность при общении с животными», «Съедобные и несъедобные грибы»

Чтение Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка», экологические сказки «Кто дал Земле жизнь?», «Загадочный зверёк» (Грехова)

Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных.

Загадывание загадок о животных, насекомых.

Викторина «Безопасность на природе»

С/р игра «Юные экологи»

Февраль

«Тело человека»

ООД «Наши руки – наши помощники»

Работа с мнемотаблицей «Что могут наши руки?»

Беседа о помощниках человека (органы чувств).

Опыты. Определить частоту сердечных

сокращений до и после бега, определить роль

отдельных частей тела (пройти с закрытыми глазами,

послушать, зажав уши и т.д.)

Чтение С. Маршак «Почему у человека две руки и

один язык», В. Бондаренко «Уши и язык», Е. Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой»

Загадывание загадок о частях тела.

Рассматривание энциклопедий «Моё тело»

Настольно-печатные игры «Определи предмет», «Профессии».

д/и «Угадай на ощупь»

д/и «Угадай на вкус»

д/и «Угадай на запах»

с/р игра «Мастерская – Умелые руки»

«О вкусной и здоровой пище»

Беседы: «Какие продукты нам полезны», «Когда я ем – я глух и нем», «Зачем нужны витамины».

Экскурсия на кухню детского сада.

ООД «Витаминная семья»

д/и «Полезное угощение»

д/и «Что растет на грядке»

д/и «Найди полезные продукты»

д/и «Накрой стол для завтрака, обеда, ужина»

Сюжетно- ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Кушайте на здоровье», «Реклама», «Поварята»

Подвижные игры: «Посадка и сбор овощей», «Съедобное и несъедобное»

Игры- задания: «Подбери продукты для завтрака»,

«Что возьмем для салата», «Что возьмем для компота», «Найди лечебное растение от простуды», «Узнай на ощупь…на вкус».

д/и «Узнай меня по описанию»

д/и «Фрукты- верные друзья»

д/и «Полезно – не полезно»

д/и «Что из чего?»

Разгадывание загадок о продуктах питания.

Март

«Будем спортом заниматься»

Беседа о видах спорта (зимних, летних).

Беседа «Полезно – не полезно»

Чтение Г. Зайцев «Дружи с водой»

Загадывание загадок о спорте, спортивных

снарядах, полезных продуктах.

Досуг «Спорт – это здоровье!»

Спортивное развлечение «А ну-ка мальчики!»

Настольно-печатные игры «Подбери снаряд к виду спорта»,

«Правила гигиены»

Д/игры «Запомни движение и повтори»

П/игры и эстафеты на быстроту, ловкость «Кто быстрее добежит», «Кто дальше бросит»

Ребенок среди людей

Беседа «Моя семья».

Рассматривание фотографий о семье.

ООД «К кому можно обратиться, если ты

потерялся».

Настольно-печатные игры «Где я что видел?», «Как избежать неприятности»

д/и «Бывает – не бывает?», «Почтальон» (уметь назвать Ф.И., свой адрес)

с/р игра «Бюро находок»

Апрель

«Опасности вокруг нас»

Беседа «Мой дом», «Я знаю, что можно, а что

нельзя», «Безопасность в нашей группе».

Загадывание о предметах ближайшего окружения.

Д/игры «Я знаю - это опасно», «Бывает – не бывает?»

Настольно-печатные игры «Чрезвычайные ситуации», «Как избежать неприятности

Рассматривание плакатов «Безопасность дома и на

улице»

с/р игра «Семья» (проигрывание опасных ситуаций).

Создание альбома «Опасности вокруг нас»

Правила дорожного движения

Беседа о транспорт «Всем ребятам надо знать, как

по улице шагать»

д/и «Я знаю, что можно, а что нельзя»

ООД «Правила на всю жизнь!»

с/р игры «Мы водители», «Мы пешеходы»

(с проигрыванием опасных ситуаций)

Выставка книг о безопасности.

Май

«Закаляйся - если хочешь быть здоров»

Беседа о здоровом образе жизни.

Опыты. Определить частоту сердечных

сокращений до и после бега, определить роль

отдельных частей тела (пройти с закрытыми глазами,

послушать, зажав уши и т.д.)

Чтение С. Маршак «Почему у человека две руки и

один язык», В. Бондаренко «Уши и язык».

Загадывание загадок о частях тела.

Рассматривание энциклопедий «Моё тело»

Настольно-печатные игры «Определи предмет».

д/и «Запомни и повтори движения».

Досуг «Сохрани своё здоровье сам».

Спортивное развлечение «Мы спортсмены»

«Ребенок и природа»

Беседа о лекарственных растениях, о лекарствах.

Беседа о нашей планете Земля.

Чтение энциклопедий «Всё обо всём».

Настольно-печатные игры «Живая и неживая природа», «Что где растёт?», «В саду ли в огороде?», «Ботаническое лото», «Вода. Огонь. Свет».

Д/игры «Природные явления», «Угадай по запаху»

с/р игры: «Юные экологи», «Туристы», «Лесники»

Изготовление альбома «Лекарственные растения».

Чтение Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»,

В.Т. Коржиков «Рассказы о таёжном докторе»

Опыты с воздухом, водой, природными материалами

Режим дня

Режим скорректирован с учетом климата (теплого и холодного периода).

Режим (холодный период)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме дня группы

Старшая группа

Утренний прием,

осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.50

Игры, подготовка к ООД

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность (Перерыв -10 мин)

9.00-10.00

II завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке.

Прогулка

10.10-12.15

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.00-12.15

Обед

12.25-12.55

Подготовка ко сну, дневной сон

12.55-15.00

Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.40

Дополнительное образование, самостоятельная деятельность детей

15.40-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-17.25

Возвращение с прогулки, игры

17.25-17.45

Подготовка к ужину, ужин

17.45-18.15

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке, вечерняя прогулка, уход детей домой

18.15-19.00

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность режимных моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2 ч. 15 м.

Организованная образовательная деятельность (в день)

55 мин

Количество приемов пищи

5

Режим (теплый период года)

Режимные моменты

Время основных режимных моментов в режиме дня группы

Старшая группа

Утренний прием на воздухе, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00-8.15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15-8.45

Игры

8.45-9.35

Подготовка, второй завтрак

9.35-9.45

Подготовка  к прогулке

9.45-9.55

Прогулка: игры-занятия (эстетически-оздоровительного цикла). Закаливание

9.55-12.15

Возвращение с прогулки

12.15-12.25

Подготовка к обеду

12.25-12.35

Обед

12.35-12.50

Подготовка, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры

15.00-15.10

Полдник

15.10-15.20

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.20-15.45

Подготовка к прогулке

15.45-15.55

Прогулка

15.55-17.30

Возвращение с прогулки

17.30-17.40

Подготовка к ужину, ужин

17.40-17.50

Игры

17.50-18.15

Прогулка, уход детей домой

18.15-19.00

СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ СанПиН

Режимные моменты

Продолжительность режимных моментов

Прогулка

4 часа

Дневной сон

2 ч. 15 м

Организованная образовательная деятельность

(в день)

50 мин

Количество приемов пищи

5

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
  5. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
  6. Жукова О.Г.  «Азбука «АУ!». Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. Санкт- Петербург: Детство - Пресс 2008
  7. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. 
  8. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  10. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003. 
  11. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  12. Поддубная Л.Б «ОБЖ» занимательные материалы. Издательско-торговый дом «Корифей» 2009
  13. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  14. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
  15. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
  16. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. 
  17. Фисенко М.А.  «ОБЖ» разработки занятий. Волгоград 2005
  18. Хромцова Т.Г. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Детский сад от А до Я. 2006
  19. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. 
  20. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 6 «Рябинка»

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников  6-7 лет (включительно)  подготовительной к школе группы № 6 «Рябинка»...

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 уч.г....

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г....

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 2 «Рябинка» на 2018-2019 учебный год

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 5-6 лет  старшей группы № 2 «Рябинка»  на 2018-2019 учебный год...

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 8 «Сказка» на 2018-2019 уч.г....

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г....

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г....