Картотека дидактических игр для средней группы по формированию представлений о семье
консультация (средняя группа)

Гришанович Елена Николаевна

подборка дидактических игр на тему семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_didakticheskih_igr_po_teme_semya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 8

Пушкинского района, Санкт-Петербург

Воспитатель

Гришанович Елена Николаевна

Картотека дидактических игр

для средней группы по формированию представлений о семье

 «Кто главный?» 

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. 

Материал«Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Как зовут членов семьи».

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники». 

Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление. 

Материал: ящик, мишка.

Ход игры:

    К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. 

Материал: мяч.

Ход игры:

      Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность. 

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

    "Хорошо - плохо"

Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.

Ход игры:

     В: Помочь маме - хорошо. Почему?

В: Ругаться с братом - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

     "Давай поменяемся "

Цель: Формировать представления о жизни семьи. 

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

"Семья"

Цель: Формирование у детей понятий о семье. 

Ход игры:

- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?

Воспитатель: - Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)

Лунтик: - Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?

(ответы детей)

Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?

Лунтик: - А что такое семья?

Воспитатель: - Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья?

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Лунтик: - Что такое семья я понял!

Воспитатель: - Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например«Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.

Воспитатель: - Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!

Лунтик: - Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!

"Моя семья

Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. 

Ход игры:

     Давайте посмотрим на картинку и вспомним кто живет в семье.

(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)

У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружную семью.

Кто у нас самый первый живет в домике?

Да это дедушка. Найдите картинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.

Славный дедушка родной

Самый добрый дорогой

Поселим дедушку в домик.

Кто еще живет в домике?

Да бабушка. Найдите картинку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки.

Поселим бабушку в домик

Кто еще живет в домике?

Да папа, найдите картинку и покажите мне.

Мой папа находчивый, умный и смелый

Ему по плечу даже сложное дело

Поселим папу в домик

Кого нам еще надо найти?

Правильно маму найдите ее на картинке и покажите мне

Мама радость мама смех

Наша мама лучше всех

Поселим маму в наш домик

Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик

Вся наша дружная семья в домике?

Давайте посмотрим на них и назовем.

Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моя семья.

«Составь семью» 

Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Оборудование: фигурки членов семьи.

Ход игры:

     - Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?

- Как можно их всех назвать одним словом (семья)

- Назовите членов своей семьи.

- Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик мамочка

Это пальчик – я

Вот и вся моя семья.

А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки) так:

Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после

папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте,

сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?

"Собери семью"

Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки  с изображением обуви, одежды.

Ход игры:

     Правила: "Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы -

Зато эти фото - правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

"Наша дружная семья"

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

   Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?». Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

"Моя семья"

Цель: Формировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.

Ход игры:

     Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр средняя группа

Картотека дидактических игр...

Картотека дидактических игр средней группы

Картотека дидактических игр...

Конспект к презентации , занятие в средней группе по формированию представлений об окружающем мире в средней группе "Свойства стекла и пластмассы"

Подробный конспект к презентации по формированию представлений об окружающем мире  в средней группе "Свойства стекла и пластмассы" . Сопровождение каждого слайда поможет донести вс...

Занятие в средней группе по формированию представлений об окружающем мире "Мир стекла и пластмассы"

Я представляю конспект занятия и презентацию к нему по теме "Мир стекла и пластмассы".Очень важно сформировать представления детей о материалах, которые нас окружают в быту, об их ачествах и...

Картотека дидактических игр (средняя группа)

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но...

Картотека дидактических игр. Средняя группа

В данном файле собраны всевозможные дидактические игры для средней группы...

Картотека театрализованных игр в подготовительной группе на формирование представлений о семье, семейных традициях.

Картотека театрализованных игр в подготовительной группе на формирование представлений о семье, семейных традициях....