Проект "Гендерное воспитание"
проект (средняя группа)

Сергеева Елена Александровна

Проект "Гендерное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gendernoe_vospitanie.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»

Проект по гендерному воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

«Мы — девчонки, мы - мальчишки»

Воспитатель: Сергеева Е. А.

Куртамыш, 2019

Паспорт проекта

Авторы

воспитатели, воспитанники

Тема проекта

Проект по гендерному воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

«Мы — девчонки, мы - мальчишки»

Вид проекта

Познавательно-творческий

Цель проекта

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи проекта

  • Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
  • Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;
  • Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
  • Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

Участники проекта

Дети средней группы, родители, педагоги.

Сроки реализации

3 месяца (среднепродолжительный)

Основания для инициации проекта

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

Основные принципы

1. Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.

2. Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

4. Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы, такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.

5. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.

6. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.

7. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Материально-техническое обеспечение проекта:

Изготовление атрибутов для игр.

2.Информационные ресурсы:

- Выход в Интернет

- Электронная почта

- Сайт  педагога

Распределение обязанностей по реализации проекта

Педагог:

- является основным  участником  реализации проекта;

- выполняет функции методической поддержки и консультирования; функции информационно-аналитической деятельности.

- занимается информационным сопровождением проекта (поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе);

Воспитанники средней «А» группы:

- являются основным  участниками  реализации проекта.

Ожидаемый результат

Реализация проекта «Мы — девчонки, мы — мальчишки» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол ( физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

У детей -

  • определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
  • осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
  • желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.

У родителей -

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов -

  • содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности ,закреплению связей между членами семьи ;
  • разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Мы — девчонки, мы - мальчишки», «Народный фольклор с акцентом на гендерное воспитание для мальчиков и девочек»;
  • разработка консультативно - практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают»

Актуальность

В настоящее время всё большее внимание уделяется вопросу гендерного развития, направленного на полную реализацию природных способностей мужчин и женщин во всех сферах жизни, на гармонизацию их взаимодействия в профессии, семье и других сообществах.

Полоролевые отношения и гендерные – понятия близкие, но не тождественные.

Пол человека – это характеристика анатомо-биологических отличий и их функций у мужчин и женщин.

Гендер – это культурная маска пола, то, что принято думать в обществе о мужчинах и женщинах, что считается образцом, показателем, некоей нормой в поведении мужчин и женщин, в их взаимоотношениях, ролях, характеристиках и т. д. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.  Гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный –– ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина); эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман); поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).

Исследования последних лет показали, что быстро и адекватно социализируется тот ребёнок, который яснее улавливает нюансы современных гендерных ценностей мужчин и женщин в своей семье, ближайшем социуме и гибко их использует в различных ситуациях.

В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие детьми гендерной роли.

Уже в 3 года ребёнок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. По мнению учёных, именно этот возрастной период наиболее благоприятен для начала работы по формированию гендерных установок у детей.

Изучив исследования и подходы к данной проблеме, мы решили организовать проект по формированию у детей 4-5 лет первичных гендерных представлений в условиях детского сада.

Проект: «Мы — девчонки, мы - мальчишки» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.

Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Федеральные государственные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования  ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью.  Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания  и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МКДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта – Познавательно-творческий

Участники проекта - воспитанники средней группы, родители, педагоги.

Срок реализации: 3 месяца (среднепродолжительный)

Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи проекта:

  • Активизировать представление детей о различиях полов (физических ,поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
  • Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;
  • Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
  • Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

Основные принципы:

1. Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.

2. Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

4. Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы, такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.

5. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.

6. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.

7. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.

Ожидаемые результаты проекта

Реализация проекта «Мы — девчонки, мы - мальчишки» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

У детей -

  • определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
  • осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
  • желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.

У родителей -

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов -

  • содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности ,закреплению связей между членами семьи ;
  • разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Мы — девчонки, мы - мальчишки», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;
  • разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают»

Этапы реализации проекта:

Этапы

Цели этапа

Предполагаемый результат

Содержание

Вводный

(Сентябрь 2019-2020 учебного года)

1. Проживание с детьми проблемной ситуации:
«Каким должен быть папа, какой должна быть мама»
2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.

1. Подготовка к жизни счастливого; эмоционально-благополучного ребенка.
2. Накопление и систематизация информации по проблеме.

1.Анкетирование для родителей
«Гендерное воспитание детей среднего дошкольного

 возраста»

2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?»
3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»
4. Сбор материала тематическая папка (Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, эмоции, о поведении, этикет, народная культура, художественная литература о мальчиках и девочках,

 материал о защитниках отечества и профессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других странах.) по теме;
5. Сбор фотографий на тему «Моя семья»;
6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»;
7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства»

Основной (октябрь – ноябрь 2019 -2020 учебного года)

1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки),
Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.
2. Активизировать свой поиск своего места в мире.
по теме «Это – мужчина, это – женщина». Формирование у детей гендерной устойчивости.

1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни.
2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность , осмысление значимости каждого члена.

1. Моделирование ситуаций «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце».
2.  Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший».
3. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом».
4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».
5. Конкурс чтецов «О маме (папе)».
6. Персональная творческая выставка «Кем быть»
7. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ
8. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я – умелая семья»;

Итоговый

(Ноябрь 2019-2020 учебного года)

Презентация проекта.

 Подведение итогов

1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»
2 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)», «Мой самый счастливый день».
3. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Милой мамочки портрет».

Анализ результатов работы по проекту

Реализация проекта «Мы — девчонки, мы - мальчишки» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития детей дошкольного возраста», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации.

На подготовительном, вводном этапе реализации проекта проведено анкетирование родителей «Гендерное воспитание детей среднего дошкольного возраста»

По результатам анкетирования можно отметить недостаточный уровень осознания родителями своей роли в воспитании гендерной идентификации у детей и недостаток знаний в данной области. (Из 25 опрошенных родителей: 70% имеют высокий уровень, 30% - средний).

С воспитанниками средней «А» группы проведен мониторинг уровня сформированности гендерных представлений.

Результаты мониторинга позволили сделать вывод о том, что не у всех детей правильно развиты формы поведения в соответствии половой принадлежностью, желает лучшего культура общения между мальчиками и девочками, недостаточно развиты представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе, о поведенческих, внешних, анатомических различиях мальчиков и девочек. У детей наблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии с представителями противоположного пола, что сильно влияет на гендерное развитие детей.

Дети показали следующие результаты: из 25 (100%) опрошенных у 8 детей (32%) – средний уровень гендерной социализации, у 16 (68%) − низкий уровень.

Исходя из данных анкетирования и мониторинга воспитанников, была составлена работа с родителями и детьми средней «А» группы.

Был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.

Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.

Итогом реализации проекта явилась круглый стол для детей и членов их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Яркими получились праздники «Мамин праздник». Данные мероприятия представили и творческий потенциал не только детей, но и их родителей, их отношению друг к другу.

В результате работы проекта уровень гендерной социализации детей сильно изменился.

Сравнительный анализ наблюдений за игровой деятельностью мальчиков девочек показал, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности. Наблюдение показало, что мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола. Мальчики перестали отрицательно реагировать на игрушки, различные атрибуты которые девочки использовали в своих играх.

Сюжеты игр стали более развернутыми и разнообразными. Дети исполняли роли согласно своей гендерной  принадлежности. Например, при наблюдении за игрой «Семья» было отмечено, что совместной игры между мальчиками и девочками не получилось, после проведённой работы в игре уже были задействованы дети обоих полов. Конечно же, действие игры носило примитивный характер, но, при включении в игру взрослого наблюдалось заметное оживление. Действие продолжалось 15 минут. Игра прервалась только по причине ухода детей домой.

Реализация проекта позволила объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство,  где дошкольник открывает для себя свой пол ( физический, социальный ,поведенческий, ролевой и т.д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, проект «Мы — девчонки, мы - мальчишки» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол , его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я мальчика (девочки).

Востребованность результатов данного проекта обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью.

 -серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;

- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.

Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала.

Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.

Работу над проектом планируем продолжать в старших группах. Накопленный материал будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

2. Доронова Т. Н.Девочки и мальчики 4-5 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

3. Еремеева В. Д.Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному.- Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

4. Ефремова В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

5. Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

6. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с.

7. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста.- Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

8. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие.- Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...