Космос -это мы методическая рекомендация
методическая разработка

Космос -это мы методическая рекомендация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_-eto_my_metodicheskaya_rekomendatsiya.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

ГАГАРИНСКИЙ УРОК «КОСМОС – ЭТО МЫ».

Методические рекомендации по организации и проведению для дошкольников тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры

 

 

Номинация - методические рекомендации

Автор:

Филатова Елена Валерьевна

педагог-организатор

Липецк -2020

Аннотация.

Методическая рекомендация  «День космонавтики. Гагаринский урок «космос – это мы» разработана педагогом-организатором Филатовой Еленой Валерьевной с  целью оказания помощи педагогам образовательных учреждений в подготовке и проведении тематических уроков и памятных мероприятий в честь Дня космонавтики (12 апреля) у дошкольников, направленная на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми. Данная методическая рекомендация была разработана на основе обзора профессиональной литературы и интернет–ресурсов, отражающие теоретические знания и  практический опыт по данной тематике.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Звездное небо видел каждый ребенок. Оно притягивает и завораживает своей неизвестностью. Огромное количество звезд, Луна. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было интересно малышу сейчас, и чтобы эта тема была интересна  ему и в будущем? Всевозможные игры, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные, красочные картинки и наглядные эксперименты, познавательные мультфильмы и фильмы, - все это поможет расширить кругозор детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.

Цель: познакомить педагогов, воспитателей, родителей с особенностями формирования представления о космосе у дошкольников, воспитания чувства гордости за великие достижения своей страны.

  Основная часть.

Во все времена человечество интересовалось тайнами Вселенной. И по сей день, несмотря на столь развитую технологическую сферу, космос является настоящей загадкой для человека. Однако уже имеется целая масса интересных открытий и фактов о Вселенной, все они поражают своей необычайностью и даже, какой-то мистичностью.

Дошкольники уже наверняка не раз слышали слова космос и Вселенная. Чтобы понять масштабы необъятной и бесконечной вселенной, нужно начать объяснение с малого, то есть с планеты, на которой мы живем. Как правило, все дошкольники знают, что живут на планете Земля. Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Земля вращается вокруг себя, как волчок и движется вокруг Солнца — источника света и тепла, а значит, и жизни на всей планете. Ночью на небе мы видим множество звезд. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к нашей планете, и поэтому кажущаяся самой большой.   Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснять на конкретных простых примерах без неопределенностей.

Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас!

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Кроме Земли вокруг солнца вращается еще 7 планет. Запоминаем планеты:  

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Можно рассказать малышам, что две последние планеты, Уран и Нептун - синего цвета, так как дальше всего находятся от Солнца. Это ледяные планеты, полностью покрытые льдом.

Затем, можно рассказать о спутнике Земле – Луне.

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!
(Р. Алдонина)

Луна — спутник Земли, ее друг. Она ярко сияет на ночном небе, как большой желтый блин. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна.

При изучении звездного неба, важно обратить внимание, что на небе очень много звезд и, кажется, что они беспорядочно по нему рассыпаны, но если присмотреться, они образуют различные причудливые фигуры и даже имена. Достаточно привести пример созвездия Большой медведицы, в котором 7 звезд расположены так, что если их соединить воображаемой линией, получится ковш.

После того, как дети узнали о той планете, на которой живут они сами, их мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать о том, как люди покоряли космос:

  • рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
  • кто построил первую такую ракету,
  • и почему она может летать там, где не могут летать самолеты и вертолеты;
  • рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;
  • рассказать о том, что такое спутник,
  • и по какой траектории он движется;
  • рассказать, кто побывал в космосе до человека,
  • о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
  • и когда состоялся первый выход в открытый космос,
  • рассказать о том, зачем построили МКС,
  • и чем на ней космонавты сейчас занимаются.

 

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши. Собаки более умные животные, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Потом летали в космос Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Первым человеком, который покорил космос был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю. Вернулся назад живым и здоровым. Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты.

Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

А первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались учеными.

СТАРТ КОРАБЛЯ

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.
(С. Баруздин)

Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли. Они отправляют их далеко от Земли с различными научными целями.

Космическая ракета — это сложная конструкция, в создании которой участвуют специалисты самых разных профессий. Одни готовят двигатели, другие строят каркас корабля, третьи работают с научными приборами.

Космический корабль в космос выводит ракета-носитель, которая состоит из двух или трех ступеней. Когда заканчивается топливо в первой ступени, она отбрасывается, начинают работать двигатели второй ступени. Потом — третьей. На орбиту выводится «полезный груз» — искусственный спутник Земли, корабль с космонавтами или орбитальная станция. Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос. Надуваем воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимаем пальцы, и шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. Когда человек в космическом аппарате отрывается от Земли, он попадает в состояние невесомости: вес тела сильно уменьшается и люди «плавают» в пространстве.

В космосе космонавт не может дышать без специального устройства – скафандра. Также он защищает человека от космического холода и слепящего Солнца.

Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе:  

Медиа-ресурсы  

У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.

В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.

Печатные материалы  

В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши занятия, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.

Книги  

Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать и изучать картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше.

Космос – видео для детей дошкольного возраста. Как известно, детки воспринимают информацию по-разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео.

Игры на тему «Космос » для детей

С детьми можно поиграть в игры.

Игра «Что возьмем с собою в космос».  

Разложить перед детьми рисунки или предметы и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

Игра «Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

Игра «Скажи наоборот».  

Научить детей выбирать слова с противоположным значением.

Далекий -…

тесный -…

большой -…

подниматься -…

улетать -…

высокий -…

известный -…

включать -…

темный -…

Космические загадки  

Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц)

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно друзья

(Меркурий)

Эту планету – холод страшный сковал,

Теплом её солнечный луч не достал.

Эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета … (Земля)

А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

Кольцами себя окружила

И этим себя от других отличила. (Сатурн)

А эта планета зелёного цвета. (Уран)

Морской царь названье ей дал,

Именем своим планету назвал. (Нептун)

Ночь на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна)

Творческие задания: всевозможные макеты, модели, конструирование, лепка, аппликация, рисунки. Все виды творчества на космическую тематику пойдут на пользу в освоении космоса.

Рассказывайте детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет ученым или космонавтом и вы будете им гордиться.

Ссылка на проведенное занятие и фотовыставку дошкольников «Талант сити»:

https://www.ddt48.ru/kosmos-eto-my/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Рассказываем о планетах и звездахМы живем на планете Земля. Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой е...

Методические рекомендации "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному? Чтобы пробудить у дошкольника представления о космосе, о п...

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"...

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"...