Дошкольникам о блокаде Ленинграда
план-конспект занятия
Дошкольникам о блокаде Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия Дошкольникам о блокаде Ленинграда | 34.82 КБ |
презентация к занятию Дошкольникам о блокаде Ленинграда | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка «Дошкольникам о блокаде Ленинграда» Конспект занятия Номинация – конспект занятия Автор: Филатова Елена Валерьевна педагог-организатор Липецк -2020 |
Аннотация:
Данный конспект разработан педагогом-организатором Филатовой Еленой Валерьевной занятия и посвящен проблеме патриотического воспитания дошкольников в ходе знакомства с Великой Отечественной войной, а в частности с таким историческим фактом, как блокада города Ленинграда, как символа невообразимого героизма и запредельных испытаний. Данный конспект адресован педагогам, учителям, воспитателям, родителям и методистам, работающим с дошкольникам.
Цель: формирование у дошкольников чувства патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ, расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные задачи:
познакомить дошкольников с жизнью ленинградцев в период блокады города;
Развивающие задачи:
развивать умение слушать окружающих,
развивать способность чувствовать, сопереживать,
развивать интерес к истории своей страны, к людям, которые внесли вклад в победу.
развивать любознательность, кругозор.
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: Мультимедийное оборудование.
Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый.
Приемы: беседа, работа с наглядным материалом (просмотр мультфильма, презентации).
Форма проведения: лекция, вопросы, загадки, физкультминутка.
План занятия:
1.Организационная часть
2. Изложение нового материала и закрепление его
3.Подведение итогов
4.Рефлексия
Ход занятия:
- Организационная часть.
Перед началом занятия каждому ребенку раздаются карточки на хлеб.
Педагог:
Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время, и не знаете, что такое война. А ведь в нашей стране тоже когда-то была война, да и до сих пор на нашей большой планете Земля есть страны, в которых военные действия продолжаются, а наша страна, Россия, помогает другим странам победить врага. А что такое война, как вы думаете?
Ответы детей: это когда страны ссорятся, когда один народ хочет уничтожить другой, стреляют пулемёты, взрываются снаряды, много танков и военных самолетов.
Педагог: Правильно, молодцы. Война это очень плохо. В нашей стране тоже была война. Вас еще тогда не было, да и родителей ваших не было, даже бабушек и дедушек ваших не было. Вот как давно это было.
2. Изложение нового материала и закрепление:
Педагог: Итак, в далеком, 1941 году, почти 80 лет назад, на нашу страну напал враг. А зачем? Давайте посмотрим на карту (слайд 1, Приложение 1: Презентация к занятию), какая наша страна большая, самая большая в мире. Она очень богата: у нас много лесов (слайд 2), полей, дающих урожай, рек. У нас есть много заводов и фабрик (слайд 3). Есть газ, нефть, уголь, железо, золото (слайд 4) и другие полезные ресурсы. И враг хотел захватить нашу территорию, уничтожить население, завладеть нашими ресурсами. Нападение на нашу страну было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы (слайд 5). Тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией вражеская Германия подготовила огромную армию. Враг хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.
И как, вы уже знаете, в каждой стране есть самый крупный и самый главный город. Он называется столица. Как называется наша столица?
Ответы детей: Москва.
Педагог: совершенно верно, Москва (слайд 6). А очень-очень давно, во время царя Петра 1 столицей был другой город. Может быть, вы знаете какой? Это город Санкт-Петербург. Слышали? Давайте посмотрим на этот город (слайд 7, 8, 9). Вот как он выглядит сейчас, а вот каким был при Петре 1 (слайд 10, 11). Когда же на нас напал враг, город Санкт-Петербург назывался по-другому – Ленинград. Вот так он выглядел (слайд 12, 13). Давайте посмотрим на экран.
До войны Ленинград был крупным промышленным и культурным центром. Главным городом после Москвы. Ленинград еще назывался, да и до сих пор называется северной столицей нашей страны. И врагу очень хотелось взять Ленинград. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди (слайд 14, 15). Но враг не сумел захватить город силой, тогда он решил взять город блокадой. Что такое блокада? Это кольцо, окружение. Давайте посмотрим на экран (слайд 16). Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900…это почти 2,5 года. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки (слайд 17) – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой (слайд 18). На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго везли домой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Все встали на защиту города. И мы с вами давайте встанем вместе с ними на защиту (физкультминутка):
Игровое упражнение «Шагаем как…»
Дети идут по кругу, выполняя движения сначала по показу, а затем по команде ведущего:
- маршируем на параде;
- пригнувшись, как в разведке;
- как военные лыжники;
- сидим в засаде;
- прыгаем как парашютисты и т.п.
С каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее. И скоро кушать совсем было нечего. Выдавали лишь вот такой кусочек хлеба жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода. Хлеб выдавали по специальным карточкам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?
Ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было.
Педагог: Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. А тогда хлеб делался из самой дешевой муки. Да и муки там было мало, в основном клейковина, сода, то, что не усваивается организмом и не несет питательной ценности. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.
Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (Слайд 19). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед (слайд 20). Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались в основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети - школьники.
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки (слайд 21). Работали на станках женщины, и даже дети, в основном школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
В то тяжелое время продолжали учиться дети (слайд 22), работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали врагу понять, что город живет.
Через 2, 5 года от начала блокады наши войска наконец-то перешли в наступление, и вскоре город был освобожден от блокады и от врага. В честь этого события, впервые за всю войну, был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде (слайд 23). Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города. А позднее городу Ленинграду присвоено звание «Город-герой».
3. Подведение итогов
Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
На Пискаревском кладбище, в Санкт-Петербурге, у братской могилы горит Вечный огонь (слайд 24). Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Ребята, а мы с вами должны помнить о тех, кто нас защищал? А у нас в городе есть такой вечный огонь? А в других городах?
Педагог: Да, мы все должны знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Такой вечный огонь горит во всех городах нашей страны, ведь война не обошла никого, ни один город, ни одну семью. В нашем городе Липецке тоже есть вечный огонь (слайд 25). Люди приносят к вечному огню цветы и молчат, думая о тех, кто совершил безграничный подвиг в борьбе с врагами, о тех, кому мы вами обязаны мирной жизнью.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась. Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге Ленинграда и Ленинградцев.
Теперь вы все знаете, зачем у вас в руках эти карточки, и по ним вы сейчас получите тот кусочек хлеба, который получали тогда, в военное время. И это было едой на весь день.
Раздача детям хлеба по карточкам.
Просмотр мультфильма: «Солдатская сказка».
Ссылка на отчет о проведенном уроке на сайте ДТ Октябрьский города Липецка:
https://www.ddt48.ru/35641-2/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Детям дошкольникам о блокаде Ленинграда
материал расчитан на показ презентации с коминтариями для детей дошкольников...
Консультация для педагогов. Тема «Дошкольникам о блокаде Ленинграда»
Основные принципы работы с блокадными темами. Зачем говорить с детьми о блокаде? С какого возраста можно начинать говорить о блокаде?Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?...
Беседа "Дошкольникам о блокада Ленинграда"
Беседа на тему «Дошкольникам о блокаде Ленинграда»Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в...
Конспект занятия для старших дошкольников «О Блокаде Ленинграда детям»
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. Познакомить с творче...
Дошкольникам о блокаде Ленинграда
Подборка и описание художественной литературы о блокадном Ленинграде,которые можно прочитатеть детям. Обзор музеев Петербурга и Ленинградской области, в которых представлены экспозиции, посвященные об...