Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов.
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей на тему: "Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polza_i_vred_gadzhetov.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
- Гаджеты и цифровая зависимость - что это?
- Гаджеты появились в нашей жизни не так давно, но уже прочно в нее вошли и заняли крепкие позиции. Когда смартфоны стали доступны, изменилась и наша реальность - люди стали больше времени проводить в сети, поглощать разнообразный цифровой контент. Конечно, это явление не могло остаться без внимания. Ученые решили изучить, почему же люди так быстро погружаются в цифровой мир, какие изменения происходят на уровне мозга в процессе пользования гаджетами.
В результате было выявлено, что биохимические процессы, происходящие в мозгу в результате длительного пользования гаджетами, аналогичны процессам, происходящим при наркотической зависимости. Появляется та же тревожность, например в среднем человек нажимает на экран телефона в день около 150-200 раз. При резком отказе от гаджетов могут развиваться те же процессы, что и при резком отказе от наркотиков - ломка, повышение температуры тела, повышение давления. Исследования южнокорейских ученых показали, что объем мозга людей, страдающих цифровой зависимостью, сокращается на 10%, грубо говоря, мозг усыхает. В разных странах мира начали по этой причине появляться пансионаты, в которых люди проходят так называемый цифровой детокс - приезжая туда на входе сдают гаджеты, проводят там какое-то время, и получают свои смартфоны или планшеты уже при выезде.
- Чем же гаджеты грозят маленькому ребенку?
- Для малышей важно развитие крупной и мелкой моторики. Лазая, ползая, падая, трогая, они формируют у себя представление о предметах, их образы, тем самым мозг формирует образное мышление ребенка, которое в дальнейшем будет отвечать за его успеваемость по различным предметам в школе. Лишая ребенка общения в другими людьми, заменяя это общение на гаджеты, мы лишаем ребенка возможности развивать социальные навыки. Кроме того, наблюдается в последнее время задержка в развитии речи детей. Общаясь с мультяшными персонажами ребенок не получит тех необходимых навыков развития речи, которые он получает общаясь с мамой. малоподвижный образ жизни влечет за собой такие проблемы как ранние остеохондрозы, головные боли, быструю утомляемость. Дети становятся невнимательными, снижается мотивация.
- Почему же дети так быстро привыкают к гаджетам?
- И у детей, и у взрослых за процесс “подсаживания” на гаджеты отвечает дофамин - гормон достижения радости. Получая быструю радость, быстрое удовольствие от процесса игры, например, или просмотра ленты, или общения, мозг начинает работать таким образом, что ему хочется все больше и больше. Малыши смотрят мультики, дошкольники уже начинают играть в игры, подростки сидят в соц сетях. Мозг ищет новые способы получения удовольствия.
- Как им предложить интересное занятие вместо игр?
- У ребенка, да и у взрослого, должны быть разнообразные занятия в период самоизоляции. Дофамин должен вырабатываться не только от просмотра мультиков или игр, но и от помощи родителям. Сейчас дошкольников и младших школьников есть очень много интернет-программ и дополнительных занятий для того, чтобы у него появлялись новые друзья, новые интересы, которые будут наполнять его реальную жизнь. Детям помладше, конечно, пока интересно проводить время с мамой, занятия для детей любого возраста всегда можно посмотреть в сети, посоветоваться с другими мамами, проводить совместные встречи мам и детей.
Понятно, что мы не можем полностью оградить ребенка от гаджетов. Они кругом, везде, всегда. Именно поэтому нейропсихологи рекомендуют, чтобы у ребенка к 5 годам был свой кнопочный телефон. (Кстати, до 3 лет рекомендации такие жа как и у ВОЗ - не давать гаджеты совсем). Телефон кнопочный для того, чтобы ребенок выучился набирать номер телефона мамы и папы (по памяти - это уже к вопросам безопасности), научился ставить его на ночь на зарядку на кухне, включать и выключать звук в телефоне. Таким образом мы просто формируем привычку у ребенка, которая ему очень пригодится, когда он пойдет в школу. Также в этом возрасте (около 5 лет) рекомендуется давать ребенку поиграть в телефон, однако нужно учитывать, что игры должны быть конечные, с определенной целью, например закольцевать трубопровод, посадить самолет, спасти принцессу, шахматы, шашки и прочее.
Если дети постарше, то вводим правила. Обозначаем то количество времени, которое вы допускаете, чтобы ребенок проводил с гаджетами. Резко ограничивать время не рекомендуется, постепенно, по полчаса в день, например, сокращаем время в сети. Предварительно, конечно, с ребенком нужно эти правила оговорить, возможно записать, предусмотреть возможные последствия. Известны случаи, когда родители в одночасье лишали чадо компьютера, после чего могли наблюдать тяжелые состояния, похожие на ломку наркомана.
Сейчас, во время самоизоляции, дети делают уроки, смотрят мастер-классы, тренируются глядя в смартфон или компьютер. Уйти от этого не получится. Стараемся делать перерывы - элементарная зарядка, голова, шея, плечи - размять, поприседать, поразгибаться. И, опять же, предлагать занятия вне сети.
- Чем заняться детей младшего возраста и дошкольников?
- Родитель, как никто другой знает своего ребенка, знает его интересы. Самый простой выход - привлекать детей к домашней работе, бонусом развивая его ответственность. Читать, клеить, лепить, играть в настольные игры, смотреть кино, обсуждать его и так далее. В текущей ситуации стоит обратить особое внимание на состояние мамы. Полностью погрузиться в детский мир, забыв о себе, будет категорически неверно. Если маме, для того, чтобы придти в себя, нужно дать ребенку посмотреть мультик - пусть посмотрит. Если маме нужно контролировать выполнение домашнего задания, и это выводит ее из себя каждый день, то стоит подумать о том, что изоляция закончится, школа тоже, а отношения с детьми останутся, и расставить приоритеты.
В любом случае, важно сохранить доверительные отношения с ребенком. Постараться построить такие отношения с гаджетами, которые не будут травмировать ребенка, но и не сделают его “белой вороной”, потому как без гаджетов мир дальше вряд ли будет существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Польза и вред от гаджетов для ребёнка
Сегодня планшет в руках у дошкольника не вызовет ни у кого смятения. Современная портативная техника предлагает пользователям множество возможностей. Так можно смотреть мультики, играть, слушать...
Дошкольник и мультфильмы: польза или вред?
Дошкольник и мультфильмы: польза или вред? Вы, без сомнения, любите своего ребенка. Но иногда вы устаете от его чрезмерной активности, и способ отдохнуть один: включить ему мультфильмы.Но все ли ...
Консультация для родителей «Чем занять маленького ребёнка дома»
Консультация для родителей «Чем занять маленького ребёнка дома»Маленькие дети — очаровательные, озорные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти любознательные...
Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов.
Консультация для родителей на тему: "Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов"....
Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов.
Консультация для родителей на тему: "Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов"....
Методическая разработка обучающего семинара для родителей по вопросам дошкольного образования. Польза и вред современных гаджетов для дошкольников.
Методическая разработка обучающего семинара для родителей....
Консультация на тему: «Гаджеты в руках ребенка: польза или вред» «Современные дети и гаджеты»
Консультация на тему:«Гаджеты в руках ребенка: польза или вред» «Современные дети и гаджеты»Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет,...