Работа с родителями при подготовке детей к школьному обучению
статья (подготовительная группа)

Налимова Анна Ильинична

Статья «Работа с родителями при подготовке детей к школьному обучению»

Налимова Анна Ильинична, воспитатель.

ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб

 

В отношении младшего школьного возраста, то в большинстве стран мира воспитания детей до их вступления в школу является личным делом семьи, а содержание и способы воспитания передаются по традиции. Конечно, в отдельных странах ведется большая работа по просвещению родителей, но она главным образом сосредотачивается на вопросах питания и гигиенического ухода. Проблемы педагогики семейного воспитания по отношению к детям дошкольного возраста разработаны еще недостаточно, и трудно превратить всех родителей в педагогов, сознательно управляют процессами развития детей в эти наиболее ответственные периоды детства. В условиях господства семейного воспитания является лишь два вида деятельности, которые имеют влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, различные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах. Работа все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию.

Игра, как все, что не является трудом, становится основной формой жизни ребенка, общей формой воспитания детей. Замкнутая в круг семья и семейные отношения, живя в пределах своей детской комнаты, ребенок отражает в игре, главным образом, эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к ней и друг к другу. Возможно, именно поэтому создается впечатление существования особого детского мира игры, как деятельности, имеет своим содержанием различные компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений. Шестилетние первоклассники требуют повышенного внимания со стороны педагога и родителей. Именно на них ложится основная ответственность за сохранение психического и социального здоровья каждого ребенка, обеспечение по-настоящему индивидуальный подход к ней, учета личностных различий в учебно-воспитательном процессе. Работа педагога с первоклассниками и их родителями должно начинаться еще на этапе записи ребенка в первый класс.

Отсюда вытекает специфика дошкольной подготовки будущих первоклассников в сотрудничестве с семьей. Именно осведомленность родителей первоклассников и их готовность выполнять требования учителя в работе с детьми дома является залогом обеспечения готовности ребенка к обучению в школе.

Поэтому обеспечение родителями основных педагогических условий он должен играть основную роль во время предыдущей диагностической беседы с ребенком, когда выявляется уровень и особенности подготовленности ребенка к школьному обучению.

В отношении младшего школьного возраста, то в большинстве стран мира воспитания детей до их вступления в школу является личным делом семьи, а содержание и способы воспитания передаются по традиции. Конечно, в отдельных странах ведется большая работа по просвещению родителей, но она главным образом сосредотачивается на вопросах питания и гигиенического ухода. Проблемы педагогики семейного воспитания по отношению к детям дошкольного возраста разработаны еще недостаточно, и трудно превратить всех родителей в педагогов, сознательно управляют процессами развития детей в эти наиболее ответственные периоды детства. В условиях господства семейного воспитания является лишь два вида деятельности, которые имеют влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, различные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах.

Работа все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, становится основной формой жизни ребенка, общей формой воспитания детей. Замкнутая в круг семья и семейные отношения, живя в пределах своей детской комнаты, ребенок отражает в игре, главным образом, эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к ней и друг к другу.

Возможно, именно поэтому создается впечатление существования особого детского мира игры, как деятельности, имеет своим содержанием различные компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений. Шестилетние первоклассники требуют повышенного внимания со стороны педагога и родителей. Именно на них ложится основная ответственность за сохранение психического и социального здоровья каждого ребенка, обеспечение по-настоящему индивидуальный подход к ней, учета личностных различий в учебно-воспитательном процессе. Работа педагога с первоклассниками и их родителями должно начинаться еще на этапе записи ребенка в первый класс.

Отсюда вытекает специфика дошкольной подготовки будущих первоклассников в сотрудничестве с семьей. Именно осведомленность родителей первоклассников и их готовность выполнять требования учителя в работе с детьми дома является залогом обеспечения готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому обеспечение родителями основных педагогических условий он должен играть основную роль во время предыдущей диагностической беседы с ребенком, когда выявляется уровень и особенности подготовленности ребенка к школьному обучению.

Этот предварительный (чисто ориентирующий) этап предшествует деятельности педагогического коллектива. Организационно вся работа по подготовке будущих первоклассников к школе в сотрудничестве родителей и учителя может проходить в несколько этапов:

− Ознакомление родителей с особенностями детей 6-летнего возраста.

− Работа с родителями по обеспечению подготовки ребенка к школе в домашних условиях.

− Проведение до образовательного знакомства с детьми.

Задача учителя — разъяснить родителям, какие аспекты по социальной и учебной деятельности шестилеток обусловливают коррекцию привычных для родителей методов воспитания. Лучше всего такую работу осуществлять через сочетание теоретических лекций, подготовленных педагогом, с посещением детского сада и совместного семинара учителей и воспитателей дошкольного учреждения.

После изучения детей следует провести специальное занятие методического объединения учителей начальной школы с родителями первоклассников, в ходе, которого рассмотреть результаты тестирования, проанализировать сложные случаи и разработать индивидуальные программы работы с «особыми» детьми. В содержание работы с родителями входит предварительное информирование, которое лучше всего проводить на общем собрании родителей будущих первоклассников, индивидуальное собеседование с родителями по результатам собеседования, консультации и оказания методической помощи тем родителям, чьи дети оказались недостаточно готовыми к школьному обучению, родительский всеобуч в течение первого года обучение.

Чтобы предотвратить возникновение у родителей необоснованных страхов по собеседованию, следует подробно рассказать, как она будет проходить, представить родителям «экзаменаторов». Следует подробно остановиться на разъяснении сути до образовательного знакомства с ребенком, еще раз подчеркнуть, что качества, которые будут проверяться, не является «знаниями», и ребенок вовсе не должен знать все то, о чем ее спрашивают, а оценка учитывает и возраст ребенка, и ее настрой на сотрудничество со взрослым.

Чтобы подтвердить хороший уровень готовности к обучению, в большинстве задач достаточно дать правильный ответ только на треть вопросов, а там, где используют новые для ребенка формы работы, достаточно справиться с четвертью задач. Гораздо большее количество работ, вопросов, задач, которые даются каждому ребенку, от количества необходимых для нормальной готовности к школе баллов, как раз и предусматривает предоставление возможности разным детям можно лучше проявить свои умения. Поэтому родителей не должно беспокоить то, поймет их ребенок все, о чем ее спрашивать. Часто родителей беспокоит чисто этическая проблема — не станут учителя во время собеседования подбирать себе только «хороших» детей, ставя заниженные оценки тем, кто по каким-то личным соображениям им не понравится. Чтобы не допустить этого, в собеседовании с одним ребенком будут участвовать не менее двух человек, и педагоги, которые вступают в классы, к такой работе не привлекаются. В сложных случаях родители имеют право не согласиться с результатами. Тогда ребенок пройдет дополнительное тестирование и, по желанию родителей, с новыми «экзаменаторами».

Следует отметить, что к предостережениям родителей следует очень внимательно прислушаться, поскольку ответы таких маленьких детей могут зависеть от многих вне учебных факторов — неблагоприятных домашних обстоятельств, раннего подъема или, наоборот, позднего засыпания, легкого, внешне незаметного недомогания ребенка, чрезмерной эмоциональной возбудимости и др. Результаты собеседования сообщаются родителям каждого ребенка индивидуально. Недопустимо проводить общее собрание, публично разглашать результаты или вывешивать любые списки с указанием уровней готовности детей. В разговоре с родителями основные акценты должны ставиться на возможности быстрой коррекции выявленных проблем и на общей ответственности семьи и школы за дальнейшую судьбу ребенка. Родителям недостаточно подготовленных детей обязательно должны предоставляться конкретные методические рекомендации, перечень необходимой для работы с ребенком литературы и коррекционные упражнения.

При этом следует помнить, что среди родителей недостаточно подготовленных детей будет значительная группа таких, которым просто инструктирование и даже представления методических материалов мало чем поможет, поскольку в них практически отсутствуют знания об основах правильного развития детей.

Для таких родителей целесообразно организовать краткосрочные вечерние курсы, на которых подробно рассказать о формах и методах работы с детьми по преодолению недостаточной готовности к школьному обучению. Конечно, каждый педагог имеет собственное видение того, о чем и как следует говорить родителям на таких занятиях. Обычно родители недостаточно ответственно относятся к занятиям с детьми. Чаще всего у них нет даже простейшей программы таких занятий, работа ведется хаотично, от случая к случаю. Занятия должны проходить систематически, примерно в одно и то же время, поскольку ребенок должен психологически настроиться на работу. Успешное обучение учащихся 1–4 классов зависит не только от учителя, но и от внимания родителей к своим детям еще во время подготовки детей к школе. Не обладая учебными умениями и навыками, дети без помощи родителей не могут преодолеть тех или иных проблем.

Но родительская помощь не всегда соответствует методическим требованиям. Одни родители готовят детей к школе путем выработки навыков чтения, письма и счета, другие обращают большее внимание на развитие личности ребенка, и т. д. Поэтому родителям в сфере подготовки детей к школе необходимо педагогическое руководство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Работа с родителями при подготовке детей к школьному обучению»

Налимова Анна Ильинична, воспитатель.

ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб

В отношении младшего школьного возраста, то в большинстве стран мира воспитания детей до их вступления в школу является личным делом семьи, а содержание и способы воспитания передаются по традиции. Конечно, в отдельных странах ведется большая работа по просвещению родителей, но она главным образом сосредотачивается на вопросах питания и гигиенического ухода. Проблемы педагогики семейного воспитания по отношению к детям дошкольного возраста разработаны еще недостаточно, и трудно превратить всех родителей в педагогов, сознательно управляют процессами развития детей в эти наиболее ответственные периоды детства. В условиях господства семейного воспитания является лишь два вида деятельности, которые имеют влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, различные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах. Работа все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию.

Игра, как все, что не является трудом, становится основной формой жизни ребенка, общей формой воспитания детей. Замкнутая в круг семья и семейные отношения, живя в пределах своей детской комнаты, ребенок отражает в игре, главным образом, эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к ней и друг к другу. Возможно, именно поэтому создается впечатление существования особого детского мира игры, как деятельности, имеет своим содержанием различные компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений. Шестилетние первоклассники требуют повышенного внимания со стороны педагога и родителей. Именно на них ложится основная ответственность за сохранение психического и социального здоровья каждого ребенка, обеспечение по-настоящему индивидуальный подход к ней, учета личностных различий в учебно-воспитательном процессе. Работа педагога с первоклассниками и их родителями должно начинаться еще на этапе записи ребенка в первый класс.

Отсюда вытекает специфика дошкольной подготовки будущих первоклассников в сотрудничестве с семьей. Именно осведомленность родителей первоклассников и их готовность выполнять требования учителя в работе с детьми дома является залогом обеспечения готовности ребенка к обучению в школе.

Поэтому обеспечение родителями основных педагогических условий он должен играть основную роль во время предыдущей диагностической беседы с ребенком, когда выявляется уровень и особенности подготовленности ребенка к школьному обучению.

В отношении младшего школьного возраста, то в большинстве стран мира воспитания детей до их вступления в школу является личным делом семьи, а содержание и способы воспитания передаются по традиции. Конечно, в отдельных странах ведется большая работа по просвещению родителей, но она главным образом сосредотачивается на вопросах питания и гигиенического ухода. Проблемы педагогики семейного воспитания по отношению к детям дошкольного возраста разработаны еще недостаточно, и трудно превратить всех родителей в педагогов, сознательно управляют процессами развития детей в эти наиболее ответственные периоды детства. В условиях господства семейного воспитания является лишь два вида деятельности, которые имеют влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, различные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах.

Работа все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, становится основной формой жизни ребенка, общей формой воспитания детей. Замкнутая в круг семья и семейные отношения, живя в пределах своей детской комнаты, ребенок отражает в игре, главным образом, эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к ней и друг к другу.

Возможно, именно поэтому создается впечатление существования особого детского мира игры, как деятельности, имеет своим содержанием различные компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений. Шестилетние первоклассники требуют повышенного внимания со стороны педагога и родителей. Именно на них ложится основная ответственность за сохранение психического и социального здоровья каждого ребенка, обеспечение по-настоящему индивидуальный подход к ней, учета личностных различий в учебно-воспитательном процессе. Работа педагога с первоклассниками и их родителями должно начинаться еще на этапе записи ребенка в первый класс.

Отсюда вытекает специфика дошкольной подготовки будущих первоклассников в сотрудничестве с семьей. Именно осведомленность родителей первоклассников и их готовность выполнять требования учителя в работе с детьми дома является залогом обеспечения готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому обеспечение родителями основных педагогических условий он должен играть основную роль во время предыдущей диагностической беседы с ребенком, когда выявляется уровень и особенности подготовленности ребенка к школьному обучению.

Этот предварительный (чисто ориентирующий) этап предшествует деятельности педагогического коллектива. Организационно вся работа по подготовке будущих первоклассников к школе в сотрудничестве родителей и учителя может проходить в несколько этапов:

− Ознакомление родителей с особенностями детей 6-летнего возраста.

− Работа с родителями по обеспечению подготовки ребенка к школе в домашних условиях.

− Проведение до образовательного знакомства с детьми.

Задача учителя — разъяснить родителям, какие аспекты по социальной и учебной деятельности шестилеток обусловливают коррекцию привычных для родителей методов воспитания. Лучше всего такую работу осуществлять через сочетание теоретических лекций, подготовленных педагогом, с посещением детского сада и совместного семинара учителей и воспитателей дошкольного учреждения.

После изучения детей следует провести специальное занятие методического объединения учителей начальной школы с родителями первоклассников, в ходе, которого рассмотреть результаты тестирования, проанализировать сложные случаи и разработать индивидуальные программы работы с «особыми» детьми. В содержание работы с родителями входит предварительное информирование, которое лучше всего проводить на общем собрании родителей будущих первоклассников, индивидуальное собеседование с родителями по результатам собеседования, консультации и оказания методической помощи тем родителям, чьи дети оказались недостаточно готовыми к школьному обучению, родительский всеобуч в течение первого года обучение.

Чтобы предотвратить возникновение у родителей необоснованных страхов по собеседованию, следует подробно рассказать, как она будет проходить, представить родителям «экзаменаторов». Следует подробно остановиться на разъяснении сути до образовательного знакомства с ребенком, еще раз подчеркнуть, что качества, которые будут проверяться, не является «знаниями», и ребенок вовсе не должен знать все то, о чем ее спрашивают, а оценка учитывает и возраст ребенка, и ее настрой на сотрудничество со взрослым.

Чтобы подтвердить хороший уровень готовности к обучению, в большинстве задач достаточно дать правильный ответ только на треть вопросов, а там, где используют новые для ребенка формы работы, достаточно справиться с четвертью задач. Гораздо большее количество работ, вопросов, задач, которые даются каждому ребенку, от количества необходимых для нормальной готовности к школе баллов, как раз и предусматривает предоставление возможности разным детям можно лучше проявить свои умения. Поэтому родителей не должно беспокоить то, поймет их ребенок все, о чем ее спрашивать. Часто родителей беспокоит чисто этическая проблема — не станут учителя во время собеседования подбирать себе только «хороших» детей, ставя заниженные оценки тем, кто по каким-то личным соображениям им не понравится. Чтобы не допустить этого, в собеседовании с одним ребенком будут участвовать не менее двух человек, и педагоги, которые вступают в классы, к такой работе не привлекаются. В сложных случаях родители имеют право не согласиться с результатами. Тогда ребенок пройдет дополнительное тестирование и, по желанию родителей, с новыми «экзаменаторами».

Следует отметить, что к предостережениям родителей следует очень внимательно прислушаться, поскольку ответы таких маленьких детей могут зависеть от многих вне учебных факторов — неблагоприятных домашних обстоятельств, раннего подъема или, наоборот, позднего засыпания, легкого, внешне незаметного недомогания ребенка, чрезмерной эмоциональной возбудимости и др. Результаты собеседования сообщаются родителям каждого ребенка индивидуально. Недопустимо проводить общее собрание, публично разглашать результаты или вывешивать любые списки с указанием уровней готовности детей. В разговоре с родителями основные акценты должны ставиться на возможности быстрой коррекции выявленных проблем и на общей ответственности семьи и школы за дальнейшую судьбу ребенка. Родителям недостаточно подготовленных детей обязательно должны предоставляться конкретные методические рекомендации, перечень необходимой для работы с ребенком литературы и коррекционные упражнения. 

При этом следует помнить, что среди родителей недостаточно подготовленных детей будет значительная группа таких, которым просто инструктирование и даже представления методических материалов мало чем поможет, поскольку в них практически отсутствуют знания об основах правильного развития детей.

Для таких родителей целесообразно организовать краткосрочные вечерние курсы, на которых подробно рассказать о формах и методах работы с детьми по преодолению недостаточной готовности к школьному обучению. Конечно, каждый педагог имеет собственное видение того, о чем и как следует говорить родителям на таких занятиях. Обычно родители недостаточно ответственно относятся к занятиям с детьми. Чаще всего у них нет даже простейшей программы таких занятий, работа ведется хаотично, от случая к случаю. Занятия должны проходить систематически, примерно в одно и то же время, поскольку ребенок должен психологически настроиться на работу. Успешное обучение учащихся 1–4 классов зависит не только от учителя, но и от внимания родителей к своим детям еще во время подготовки детей к школе. Не обладая учебными умениями и навыками, дети без помощи родителей не могут преодолеть тех или иных проблем.

Но родительская помощь не всегда соответствует методическим требованиям. Одни родители готовят детей к школе путем выработки навыков чтения, письма и счета, другие обращают большее внимание на развитие личности ребенка, и т. д. Поэтому родителям в сфере подготовки детей к школе необходимо педагогическое руководство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я — первоклашка!» (Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению)

Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли он познавать новое, умеет ли слушать взрослого, проявляет или ус...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов....

"Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению"

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов....

Игровой тренинг для родителей «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению» в подготовительной к школе группе

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класси был подготовлен к обучению в школе,чтобы его учеба была успешной и продуктивной,прислушайтесь к следующим рекомендациям...

Консультация для родителей на тему: «Педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению»

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют ...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...