Проект "Ладошки"
проект

Алибекова Саида Залибековна

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

  Проект «Ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 2 лет.

 Суть инициативы: организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием разных видов продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ladoshki3.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

   

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

                                                                                          Алибекова Саида Залибековна

Проект «Ладошки»

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 года)».

         Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Проект «Ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1 – 2 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж  кистей рук                                                                                                                

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры                                                                        

 - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)                                                        

 - рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание)                                                                                                                                    

- работа с сыпучими материалами (крупа, песок)                                                            

 - работа с бумагой (аппликация)                                                                                      

 - работа со шнурками, нитками - лепка, изготовление поделок из различных материалов

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Суть инициативы: организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием разных видов продуктивной деятельности.

Актуальность проблемы: 

   Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Вот почему важно   развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)                                                                                                                                          

Задачи:

-побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями;

-развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом;    

-способствовать овладению детьми   пальчиковыми играми, развитию тактильных ощущений, глазомера, логического мышления, воображения;

-создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики;

-побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни;  

-развитие речи;

-воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

-воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Ожидаемые результаты :

К концу года занятий в кружке дети должны знать:  

-некоторые виды бумаги;

-свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

-уметь рисовать линии (вертикальная, горизонтальная);

-основные правила склеивания;

-понятие «конструктор»; «мозаика»;

-некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);

-несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:  

-правильно держать кисть, карандаш;

-пользоваться клеем и салфеткой;

-застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Диагностика знаний и умений детей:                                                                                                Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту.

Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом.                                                                                

Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.                    

Отличительные особенности работы по реализации проекта:

Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребѐнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.  

  На занятиях предполагается использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

-регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

-совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

-вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Формы работы с детьми:

-пальчиковая гимнастика

-работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

-работа с бумагой (аппликация, конструирование)

-работа со шнурками, нитками

-рисование

-моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

-лепка, изготовление поделок из различных материалов

      В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.

     В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

     Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на  развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

     В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

     В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной  и тактильной памяти,  совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

     В разделе «Лепка,изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

      Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра

 Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)

Календарно-тематическое планирование

Срок реализации

Тема занятия, цель

Оборудование

Сентябрь

Диагностика знаний и умений

Цель: Выявить умения детей по работе с пальчиковыми красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом.

Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки

«Следы на песке»

Цель: Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий.

Песок

«Подсолнух»                

Цель: Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина

Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки

Октябрь

«Во саду ли, в огороде…»

Цель: Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов.

«Дождик, дождик, пуще…»

Цель: Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение.  Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета

Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация)

Цель: Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность.

Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА

«Песочные фантазии»

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие)

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Ноябрь

«Сухой бассейн»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения

Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов

«Идем в магазин»

Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.

Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.)

«Осьминог»

Цель: Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение.

Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки

«Мозаика»

Цель: Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук

Мозаика

Декабрь

«Снегирь» (2 занятия)

Цель: Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки

«Птички клюют ягоды»

Цель: Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

подносы с манной крупой, с песком

«Снеговик»

Цель: Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер

Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти

Январь

«Снег-снежок»

Цель: Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги.

Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки

Мыльные пузыри (оттиски на пластилине),              (2 занятия)

Цель: Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук.

Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок

Февраль

«Птички клюют ягоды»

Цель: Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

подносы с манной крупой, с песком

«Звездное небо»

Цель: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук.

Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий

«Воздушные шары»

Цель: Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету

Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки.

«У ежа иголки»

Цель: Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки

Март

«Бусы для мамы»

Цель: Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук.

Макароны, разноцветные шнурки

«Цыпленок»

Цель: Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка

«Пластилиновая мозаика» (2 занятия)

Цель:

Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами),

Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы

Апрель

Игра с песком «Солнышко»

Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие – лучики

подносы с песком, с манной крупой

«Неваляшка»

Цель: Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки

«Подари солнышку лучик» (коллективная работа)

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно.

Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки

«Мы рисуем, что хотим»

Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук.

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Май

«Божья коровка»

Цель: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук

Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки

«Бабочки на лугу»

Цель: Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки

«Палочки – выручалочки»

Цель: Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Счетные палочки, геометрические фигуры

Диагностика

Цель: Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами

Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки

Литература:

   Методическое пособие Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 года).