Проект "Ладошки"
проект
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Проект «Ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 2 лет.
Суть инициативы: организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием разных видов продуктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ladoshki3.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Алибекова Саида Залибековна
Проект «Ладошки»
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 года)».
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Проект «Ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1 – 2 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание)
- работа с сыпучими материалами (крупа, песок)
- работа с бумагой (аппликация)
- работа со шнурками, нитками - лепка, изготовление поделок из различных материалов
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Суть инициативы: организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием разных видов продуктивной деятельности.
Актуальность проблемы:
Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)
Задачи:
-побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями;
-развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом;
-способствовать овладению детьми пальчиковыми играми, развитию тактильных ощущений, глазомера, логического мышления, воображения;
-создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики;
-побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни;
-развитие речи;
-воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
-воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Ожидаемые результаты :
К концу года занятий в кружке дети должны знать:
-некоторые виды бумаги;
-свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
-уметь рисовать линии (вертикальная, горизонтальная);
-основные правила склеивания;
-понятие «конструктор»; «мозаика»;
-некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
-несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем и салфеткой;
-застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Диагностика знаний и умений детей: Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту.
Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом.
Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.
Отличительные особенности работы по реализации проекта:
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребѐнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
На занятиях предполагается использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
-регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
-совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
-вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Формы работы с детьми:
-пальчиковая гимнастика
-работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
-работа с бумагой (аппликация, конструирование)
-работа со шнурками, нитками
-рисование
-моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
-лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка,изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра
Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)
Календарно-тематическое планирование
Срок реализации | Тема занятия, цель | Оборудование |
Сентябрь | Диагностика знаний и умений Цель: Выявить умения детей по работе с пальчиковыми красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом. | Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки |
«Следы на песке» Цель: Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий. | Песок | |
«Подсолнух» Цель: Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина | Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки | |
Октябрь | «Во саду ли, в огороде…» Цель: Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов. |
«Дождик, дождик, пуще…» Цель: Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета | |
Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация) Цель: Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность. | Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА | |
«Песочные фантазии» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Ноябрь | «Сухой бассейн» Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения | Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов |
«Идем в магазин» Цель: Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок. | Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.) | |
«Осьминог» Цель: Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение. | Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки | |
«Мозаика» Цель: Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук | Мозаика | |
Декабрь | «Снегирь» (2 занятия) Цель: Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. | Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки |
«Птички клюют ягоды» Цель: Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | подносы с манной крупой, с песком | |
«Снеговик» Цель: Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер | Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти | |
Январь | «Снег-снежок» Цель: Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги. | Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки |
Мыльные пузыри (оттиски на пластилине), (2 занятия) Цель: Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук. | Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок | |
Февраль | «Птички клюют ягоды» Цель: Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | подносы с манной крупой, с песком |
«Звездное небо» Цель: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук. | Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий | |
«Воздушные шары» Цель: Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету | Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки. | |
«У ежа иголки» Цель: Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки | |
Март | «Бусы для мамы» Цель: Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук. | Макароны, разноцветные шнурки |
«Цыпленок» Цель: Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка | |
«Пластилиновая мозаика» (2 занятия) Цель: Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами), | Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы | |
Апрель | Игра с песком «Солнышко» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие – лучики | подносы с песком, с манной крупой |
«Неваляшка» Цель: Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки | |
«Подари солнышку лучик» (коллективная работа) Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно. | Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки | |
«Мы рисуем, что хотим» Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук. | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Май | «Божья коровка» Цель: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук | Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки |
«Бабочки на лугу» Цель: Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки | |
«Палочки – выручалочки» Цель: Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палочки, геометрические фигуры | |
Диагностика Цель: Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами | Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки |
Литература:
Методическое пособие Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 года).