«Развитие мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста»
статья
Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развития мелкой моторики. В наше время вопрос о развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно популярен. Об этом говорят педагоги, узкие специалисты, педагоги - психологи в области дошкольного образования. На всех ступеньках жизненного пути ребенка, движения рук играют очень важную роль в умственном развитии. Чем больше ребенок разрабатывает свои ручки и пальчики, чем больше использует их в играх, тем быстрее он учится говорить, общаться и познавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_detey_mladshego_vozrasta.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста»
Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развития мелкой моторики. В наше время вопрос о развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно популярен. Об этом говорят педагоги, узкие специалисты, педагоги - психологи в области дошкольного образования. На всех ступеньках жизненного пути ребенка, движения рук играют очень важную роль в умственном развитии. Чем больше ребенок разрабатывает свои ручки и пальчики, чем больше использует их в играх, тем быстрее он учится говорить, общаться и познавать.
Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять при работе кистей рук, большого пальца к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Развитие мелкой моторики располагает значениями в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
- в связи с развитием познавательных способностей;
- коммуникативного развития;
- движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.
Формирование познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Именно в данном возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для становления речи.
Изучив работу «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста» Кандаловой Натальи Николаевны, передо мной встала проблема, как организовать работу по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет, которая была бы привлекательна ребенку, соответствовала его потребностям и интересам. В начале учебного года провела диагностику Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич для выявления уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. В диагностическом исследовании в начале года участвовало 22 ребенка, были выявлены следующие результаты:
- 9 воспитанников (41%) уровень развития мелкой моторики не сформирован.
- 13 воспитанников (59%) уровень развития мелкой моторики не достаточно сформирован.
По результатам диагностики мной был разработан кружок «Гибкие пальчики», для создание условий становления мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей. Занятия в кружке представляют больше возможностей для развития у детей мелкой моторики. Воспитанники могут производить точные движения кистью и пальцами рук; обогащать тактильный опыт; развивать умения работы с пластичными материалами; развивать мелкую моторику рук.
На занятиях кружка воспитанники занимаются:
- пальчиковым игротренингом (массаж кистей рук и пальчиковая гимнастика),
- ручной умелостью (работа с пластичными материалами и работа с бумагой),
- играми с предметами (игры с крупой, фасолью, бассейн для пальчиков с различными наполнителями, игры со счетными палочками, со скрепками и т.п.).
Для эффективности результата на фронтальных занятиях стараюсь придерживаться принципа систематичности, наглядности, доступности и индивидуальности.
Для привлечения родителей к данной проблеме в родительском уголке были размещены консультации:
«Что такое мелкая моторика?»,
«Важность развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте». Рекомендации:
Пальчиковый игротренинг в домашних условиях.
Памятка:
О важности развития ручной умелости.
Папка-передвижка
Наши пальчики играют.
Что бы помочь родителям воспитанников организовать деятельность по развитию мелкой моторики дома, были проведены:
- Родительское собрание «Что такое мелкая моторика?»
- Круглый стол « Бассейн для пальчиков дома»
В центре сенсорного развития в совместной деятельности воспитателя и воспитанника, а также в самостоятельной деятельности детей использую следующее:
Пальчиковые игротренинги:
Массаж пальцев; Пальчиковые игры; Массажные шипованные мячи – направлены на укрепление мышц и развитие силы рук, а также предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Игры с предметами и материалами:
Игры с прищепками; игры с конструктором, мозаикой; игры с крышками;– направлены на развитие хватания, развитие силы рук, развитие согласованных движений обеих рук, развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Игры с бумагой, фольгой и пластичными материалами, игры с крупой – направлены на развитие согласованных движений обеих рук, развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Игры с природными материалами:
Травка для коровки; семечки для птичек; шишки для малышки; камешки – предназначены для развития хватания, развития согласованных движений обеих рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Игры с игрушками – всевозможные шнуровки, застегивание пуговиц; нанизывание бус, сматывание цветных ленточек, ниток в клубочки – направлены на развитие силы рук, развития хватания, развития согласованных движений обеих рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Игры со специальными игрушками:
Пальчиковый театр; игры с мелкими предметами; сортёры и вкладыши, пазлы – предназначены для развития хватания, развития согласованных движений обеих рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, формирования разнообразных ручных умений.
Любой дидактический материал в центре доступен и понятен каждому воспитаннику, единственное исключение в целях безопасности, составляют бассейны для пальчиков.
Таким образом, главной задачей при развитии мелкой моторики воспитанников является знание возрастных и личностных особенностей каждого ребенка, необходимо подобрать для каждого индивидуальные методы подходящие именно для него. Каждый ребенок индивидуален, ему присущи свои личные качества, свой имеющийся первоначальный опыт. Одним из главных факторов для развития мелкой моторики рук является систематичность и последовательность. Наличие системы по развитию мелкой моторики рук придает процессу развития последовательность (от простого к сложному), организованность. Именно по этому развитию мелкой моторики нужно уделять особое внимание в раннем так называемом «нежном» возрасте. Кроме того, действия с предметами в раннем дошкольном возрасте влияют и на познавательные психические процессы восприятия, а также на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и, конечно же речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков....
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1. Развитие общ...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...