выступление на педсовете
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «БУСИНКА»
Выступление
на тему:
Формирование предпосылок связной речи у дошкольников.
Провела 04.12.2019г.
Воспитатель: Муртазалиева Эльвира Магомедовна
г.о. Химки, 2019 г.
Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста.
Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Шахнаровича.
Основные задачи развития речи-воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении-решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН, выделено три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное, функциональное и когнитивное. В исследованиях второго направления (Л. В. Ворошина, Г. Я. Кудрина, О. А. Ушакова, А. А. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина, Е. В. Савушкина, Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, М. В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т. п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, - это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.
У детей, предоставленных самим себе, с которыми мало общаются, наблюдается замедленное развитие речи. При этом речь идет не только об аудировании слов и предложений, которое можно было бы осуществить с помощью магнитофона или других технических средств. На этом этапе созревания функциональных способностей головного мозга особое значение для ребенка и его развития приобретают все возможности общения. Он учится понимать синтаксис информации, структуру предложения и «схватывать» семантическую информацию, смысл предложения. Для этого нужно как слово, так и чувство («схватывание» в узком смысле данного слова), сочетание слова с восприятиями таких органов чувств как осязание, вкус, зрение и др. Только совокупность этого опыта позволяет понятию или символу (в понимании второй сигнальной системы Павлова), оказывать соответствующее воздействие, а слову «цветок», например, заменять воздействие целого комплекса органов чувств.
Овладение связной монологической речью-одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющаяся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, т. е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Владение связной монологической речью-высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи-лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Итак, в центре развития связности высказывания находятся обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста – описания, рассуждения, повествования.
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи:
1) от 1 года до 1,5 лет-период накопления первых слов;
2) от 2,5 до 3,5 лет- период овладения развернутой фразовой речью;
3) от 5 до 6 лет-период формирования контекстной речи.
Очевидно, что большая часть периодов относится к раннему детству. Прежде всего, следует отметить, что главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение. Необходимо развивать у детей диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с ребенком.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
Для успешного формирования предпосылок описания с детьми надо описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.
При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов, использованию самых разнообразных лексических и грамматических средств.
Важнейшей составной частью работы над формированием предпосылок связной речи является развитие понимания и структурирования фразы.
Необходимо подбирать лексический и дидактический материал, который способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи.
Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек: кошка, мишка, лягушка, и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: идет, бежит, сидит и др.
С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам.
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты эмоции детей, насколько изобретателен педагог или родитель.
Методические рекомендации для педагогов и родителей
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов). Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.
Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1-2 минуты в день); 3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки. Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие у детей предречевых навыков.
До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Воспитатель обязан сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим близким людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.
Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему.
Постоянно разговаривая с ребенком, воспитатель вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3-4 месяца -гортанные звуки, в 5 месяцев- певучие гласные (гуление, свирель); в 5-6 месяцев-слоги (ба, ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения- предпосылок для развития речи.
От 5-6 до 9-10 месяцев у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение ребенком звуков, произносимых взрослым; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям. От 9-10 месяцев до 1 года необходимо продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов; необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к 1 году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай, иди-иди, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др. Это уже начало усвоения лексики родного языка.
Обогащение словаря. Началом работы воспитателя по обогащению словаря ребенка является тренировка его внимания. Воспитание внимания ребенка начинается с предречевой ориентации его в окружающем. До 2,5-3 месяцев необходимо обеспечивать разнообразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления от окружающих людей и предметов. Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним человека, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимся предметом.
В 7 месяцев на вопросы взрослого «Где мама?», «Где часы?» и тому подобные ребенок поворачивается в сторону названного человека или указывает находящийся на обычном месте предмет.
К 8-9 месяцам ребенок настойчиво ищет и находит названный предмет независимо от его местоположения. В 9 месяцев дети начинают понимать слова, обозначающие знакомые движения: ладушки, до свидания, дай ручку, садись, ложись-и с готовностью выполняют их. От 9-10 месяцев до 1 года ребенок может научиться различать имена близких взрослых и детей; его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений. Активный словарь его при правильном обучении может включать до 20 слов и звукоподражаний: мама, папа, дядя, дай, иди, ав-ав, би-би, му и т. п., хотя понимать он может гораздо больше.
Усвоение грамматики у ребенка начинается с того, что он осознает вопросы взрослых: «Где мама»?, «Кому дать каши?», «Кто это?», «Что это?», «Кто пойдет гулять?» и т. п., т. е. начинает осмысливать отношения (пространственные, предметные (дополнительные), предикативные) между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений-это и начало мышления: показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Долг воспитателя-приложить все свои старания (а главное-профессиональное умение) к тому, чтобы развивать этот зародыш интеллекта на следующем, втором году жизни ребенка, когда физиологическое становление интеллекта в основном заканчивается.
Этот год жизни ребенка в соответствии с его физическим и умственным развитием делят на два этапа: от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Воспитание звуковой культуры речи. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев взрослые продолжают развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. К полутора годам дети усваивают артикуляции многих согласных звуков ([б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т]), поэтому могут уже более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к ним речи взрослых, прибауток, стихов, песенок. Но главным в обучении речи детей этого возраста является освоение ими эмоциональной (тембральной) окраски голоса говорящих с ними людей: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить эти интонации.
Ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет надо научить с помощью доступных ему речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства.
Обогащение словаря. От 1 года до 1 года 6 месяцев ребенок может научиться понимать: собственные имена-свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, сапоги), из мебели, посуды, названия некоторых знакомых ему средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек (рука, нога, голова, рот, глаза, уши). Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре (ложиться, спать, садиться, одеваться, гулять, показать, снять, надеть, открыть, закрыть и т. д.).
Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении; его прилежание надо всячески поощрять.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя); слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство малыша с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть (кошка, собака, рыбка, птичка, курочка) и подражать их голосам (мяу, ав-ав, чик-чи-рик, ко-ко-ко); учится называть основные части тела животных (хвост, лапа), движения (прыгает, летает, плавает); учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).
На втором году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов (в, на, под, за, от, до) и форм соответствующих падежей (чашка стоит на столе, молоко в чашке). Формируется умение строить предложения, состоящие из 3—4 слов. Дети должны свободно пользоваться вопросами «Кто это?», «Что это?».
В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний), воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова нельзя, можно и правильно на них реагировать.
От полутора до двух лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий (например: «подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел.
Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3-4 минуты).
Само собой разумеется, что взрослые к ребенку всегда обращаются со связной речью. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы, но отдельные компоненты речи (звуки, слова, грамматические формы) еще не речь, понять их смысл невозможно. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.
Многие родители и воспитатели отмечают тот факт, что первое восхищение новогодней елкой, которое испытывают дети этого возраста, дает разительный скачок в развитии их речи, и к полутора годам ребенок произносит 60-70 слов. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник у елки, но и хорошо рассмотреть игрушки, елочные украшения, подарки, обязательно называя их: «это бусы», «вот мишка», «это шар», «красный шар», «на елке игрушки» и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась елочка».
Обычно к полутора годам и чуть старше ребенок во взаимоотношениях с окружающими пользуется не жестами, а речью: предметы называет словами, употребляет некоторые глаголы, правда, в основном в повелительном наклонении дай, иди или в неопределенной форме дать, сесть. Себя в этом возрасте ребенок называет по имени Алеша пить, Федя бах.
Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служат, как мы уже говорили, и специальные предметные занятия. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. Вначале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: «это машина», «это кубик», «это кукла Катя». Затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: «Дай мне машину», «Дай Ларисе куклу», «Скажи: «На машину», «На куклу», «Дай Феде мишку», «Скажи: «На мишку»; «У кого бабочка?», «Скажи: «У меня бабочка».
К двум годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже». Можно провести занятие и в виде игры: воспитатель спрячет предмет, потом его покажет и назовет. Эти действия должны обязательно сопровождаться мимикой (растерянности и огорчения, когда игрушки нет, и радости, когда она нашлась). Например, спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика», а потом, вынув игрушку, обрадованно произносит: «Кто это? Зайчик. Скажи: «Зайчик».
Знакомя детей на занятиях с величинами, воспитатель вводит слова большой - маленький, больше - меньше. Например, сравнивая две игрушки (маленькую машинку и большую машину), воспитатель четко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину». При проведении занятий по сравнению величин желательно пользоваться и уменьшительными суффиксами в именах существительных: машина - машинка; мяч (большой) -мячик (маленький), медведь (большой) -медвежонок (маленький).
В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и называть их соответствующими словами. Но прежде чем вводить слова-прилагательные вместе с определяемым словом в предложения, нужно обязательно провести попутные наблюдения: гольфы белые, платье белое, стена белая, простынка белая, снег белый или: рубашка красная, бант красный, пальто красное. После этого ребенку уже легче составить предложения с использованием прилагательных: «Это-красный карандаш», «Нет карандаша», «Нет красного карандаша». Естественно, что на первых порах дети будут затрудняться в согласовании слов: «Нет каадаса касный» («Нет карандаша красный»). Однако путем тренировки, путем повторения этой фразы в различных вариантах они научатся правильно согласовывать прилагательное с существительным.
Очень много в развитии наблюдательности, а, следовательно, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Случается, что ребенок, который уже может сказать, что он хочет, при просьбе, обращенной к воспитателю, использует мимику и жест, а не слова. Тогда надо создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Например, на прогулке малыш просит у воспитателя совок, но слово не произносит, а показывает на предмет. Создавая атмосферу непонимания, предлагая ребенку лопатку, формочку для песка, воспитатель заставляет его в конце концов произнести слово совок.
Развитию речи ребенка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами: «Что это?», «Что делает?», т. е. нужно побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения. Например, «Кого держит девочка? Скажи: «Девочка держит мишку»; «С кем играет девочка?», Скажи: «Девочка играет с мишкой».
В 1 год 8 месяцев в целях развития речи полезно читать детям небольшие стихи из книжки А. Барто «Для самых маленьких». Хорошо, если воспитатель, начав читать уже известное стихотворение, даст детям самим закончить его.
К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов. Это слова-названия предметов, окружающих детей, названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, зеленый листок, красная рубашка, желтое солнышко), величину (большая пирамида), свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок) и др.; это слова-названия действий, понятных детям: спать, принести, подать и др. С двух лет, говоря о себе, ребенок уже употребляет местоимение я, а не говорит о себе в 3-м лице.
В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"
Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...
Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"
Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.
Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...
Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...