Работа с родителями
статья

Василенко Анастасия Аркадьевна

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_rodit.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        «От того, как прошло детство, кто вёл

                                                           ребенка за руку в годы, что в его разум и

                                                      сердце вошло  из окружающего мира -

                                                           от этого, в решающей степени, зависит

                                                                     каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский                   

        Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону д.п.н.  это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается, то у ребенка начинается дискомфорт  он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.

Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада». Она подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является семья.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

 Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

        В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

        В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ с семьей, ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

ФГОС рекомендует: «Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников».

В моей душе всегда есть место для родителей детей. Понимаю, что они  –  самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар.

Работа с родителями проводится ежедневно в виде бесед, консультаций. Праздники, родительские встречи, участие в акциях планируются ежемесячно. Широко используются детско-родительские проекты поисково-познавательного направления, совместно с родителями участие в различных конкурсах детского художественного творчества. Сотрудничество с родителями проявляется во всех образовательных областях.

Когда ребенок из года в год  переходит на новую ступень личностного развития - у него возникает потребность в познавательном общении с взрослыми, он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким...») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка - его родители, близкие. В своем общении с родителями укрепила доверительные отношения, которые сложились у меня с большинством семей в предыдущий год, и обратила внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Взаимопонимание между семьей и педагогом группы необходимо обеим сторонам воспитательно-образовательного процесса.     Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад -  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.  Иногда сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

   Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вели по нескольким  направлениям.

   Информационно – аналитическое направление. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка провели анкетирование  «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Сначала обратили внимание на  показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, участие в выставках, конкурсах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

   Для нас качественными  показателями стали: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

    Мы  выделили  три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

    У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

   Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

   В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра и т.д.) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Отмечая особенность современного процесса взаимодействия всех участников образовательного процесса, в условиях дошкольного образования, директор Федерального Института Развития А. Г. Асмолов отмечает: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. Нам как никогда нужно создать такую доктрину  развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».

Целью своей работы с родителями считаем: установление взаимодействия и формирование равноправных доверительных отношений с семьями воспитанников.

Из цели вытекают следующие задачи:

  1. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
  5. Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.

Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

        Для того чтобы реализовать поставленные задачи, использую позитивный настрой на общение, который является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа воспитателя с родителями. Считаю, что в общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.  Для родителей мы организуем такие собрания как  «Единое пространство детского сада и ДОУ»,   «Итоги работы учреждения за год», « Правовое воспитание детей» и т.д.

Групповые родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. Повестка дня собраний может быть разнообразной, в зависимости от годовых задач ДОУ,  с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Нужно ли наказывать детей», «Ребенок и  здоровье», «Развиваем речь детей» и др.   К собраниям воспитатели готовят выставки детских работ или фотостенды, где используются фотографии из семейных альбомов, жизни группы.  К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты

        Традиционные формы взаимодействия с семьей сочетаю сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников.  

                                                                                                   Таблица

Новые формы взаимодействия

 с семьей

Традиционные формы

взаимодействия с семьей

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос;

- консультации специалистов;

-семейные досуги, спортивные встречи;

-телефон доверия, создан сайт ДОУ,

сайт группы;

- семейные проекты;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

 - акции;

- день открытых дверей;

- оздоровительные мероприятия.

- общие и групповые родительские собрания;

- совместные экскурсии;

- Дни добрых дел;

- участие родителей в подготовке и проведении

 праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

-совместное создание предметно - развивающей среды;

- утренние приветствия;

-работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги.  

Важные моменты:

• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, эстетично оформлены;

• содержание регулярно обновляется, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

• содержание предлагаемого материала важно и действительно интересно большинству родителей.

Всей своей работой доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам,  рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

Часто любое мероприятие с родителями сопровождаем показом видеофильмов «Вы посмотрите, как мы повзрослели!» о жизни детей в детском саду. Видеосюжеты снимаем  и монтируем самостоятельно. На каждом собрании или утренниках, выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручаем грамоты или благодарности, в стихотворной форме:

1.«Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!»

2.«Родители у нас - народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут».

  Наглядно - информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки  - передвижки; библиотека - передвижка, фотомонтажи «Из жизни группы», фотовыставки: «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья», копилка Добрых дел.

         Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала нам  активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Учим вместе с детьми» и т. д., в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

        Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

          Были спланированы и проведены:

  • физкультурные досуги: «С праздником, папы», «Светофорчик»,  «Защитники Отечества», «Семья –  здоровый образ жизни», «День здоровья», «Папа, мама, - спортивная семья!».
  • праздники: «Здравствуй, детский сад», «День дошкольного работника», «Праздник осени», «Мама моя милая»,  «Елочка – колкая иголочка», «Широкая Масленица», «8 Марта», «Воспоминания фронтовика» и др.;
  • развлечения: «Тили, тили , тили - бом!», «День смеха»;  
  • акции: «Просто так», «Лучшие снежные постройки на участке»;
  • встреча с интересным человеком: «В гостях полицейскими»;
  • совместные проекты: «Родной свой край люби и знай», «Правила дорожные детям знать положено» (изготовление макета улицы), «Красавица Весна»;
  • празднование дней рождения детей (по временам года);
  • выставки семейных поделок и рисунков;    
  • совместные походы «Здравствуй, Первомай», «День народного единства», «День Победы»;
  • экскурсии «Мы – друзья природы», посещение музея, «Наш стадион», «Достопримечания нашего села».
  • трудовые десанты: «Субботник», «Снеговик»;

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется   вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые. Совместные  праздники  несут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

  В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы становится  более сплоченным, создается атмосфера общности интересов; воспитанники становятся более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

К примеру, в ходе акции «Лучшие снежные фигуры» родители получили возможность оказать помощь в строительстве снежных построек, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и села. Многие родители приняли активное участие в постройке снежного городка в нашем селе.

    Мы с детьми любим ходить, ездить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем северном крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества: «Новогодние утренники», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».

 Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.  Это     начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в ДОУ руками пап и мам наших детей сделано во время летнего ремонта. Принимают участие в оформлении группы и музыкального зала к праздникам и развлечениям.

 Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы не забываем хвалить своих родителей. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Значимость всей нашей работы состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Наш детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...