«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

 План самообразования 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

Воспитателя Блей Екатерины Викторовны

МБДОУ «Детский сад №340»

Образование: высшее

Педагогический стаж: 2 месяца

 

 

 

 

 

Тема: «Роль семьи в воспитании

 детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:  повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание нужных условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания

Задачи:

 1. организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе

2. развитие инициативы и творческого подхода к воспитанию

 3.  формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности

 4.  использование традиционной и нетрадиционной  формы работы с семьями в современных условиях.

5. создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).

 Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и  играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку -  не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)

 

Семья – одна из величайших ценностей  в мире. Семья и семейное воспитание играет главную роль в процессе воспитания ребенка. Родители являются  творцами личности ребенка, а ребенок – сосуд,  который наполняется знаниями,  умениями, привычками,  передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного возраста ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, делает свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают, прежде всего, с помощью родителей, в семье.

Отношения между родителями и детьми  - решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка, поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

 

 

Месяц

 Формы работы с детьми

Формы работы с педагогами 

  Формы работы с родителями

Сентябрь

Октябрь

ноябрь

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья»

 Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье

Проведение  родительских собраний, переписка с родителями, создание родительских комитетов

Декабрь

Январь

Февраль

Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья»

Создание  условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей

Индивидуальные консультации,  (Разрешение проблемной ситуации с мамой  Насти Ф.)

 

 

Беседы с родителями

(-  том, как проводят выходные дни,

- по поводу чаепития в группе).

 

Март

Апрель

Май

 

 

Совместная деятельность с родителями мероприятие:

«Папа, мама, я – отличная семья»

беседа «Счастливая семья. Какая она?»

 

Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации

 

 

Проект «Семейный досуг»

(Предложение принести семейные фотографии).

Изучение методической литературы:

 

1. Алан Фромм  «Азбука для родителей,1996

2.  А.Ф. Афанасьев «Мысли о воспитании», 1987

3. Развивающие игры . Б. Никитин. Москва, 1985

4. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», 1969

5. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» Москва, 1993

6. А Шиков «Еще раз о воспитании», 2005

 

Практический выход:

 1.Ожидаемые результаты (для детей):

  • Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
  • Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
  • Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.

2.  Ожидаемые результаты (для родителей):

  • Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
  • Укрепление детско-родительских отношений
  • Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
  • повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
  • повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей

3. Ожидаемые результаты (для педагогов):

  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
  • Оценка проекта в целях определения его актуальности.
  • Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
  • обобщение и распространение опыта работы с семьей;
  • умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.

4. Семинар. Тема: «Всё  начинается с семьи».

Цель: расширить у родителей  представление о семье,  ее традициях, ценностях, заставить задуматься о своей семье, осознать какова ее роль в воспитании ребенка

Задачи: - создать предпосылки для формирования  у родителей  отношение к семье как  одной из главных жизненных ценностей;

- показать важную роль ценностей  в каждой семье;

- обмен идеями  по воспитанию и развитию детей;

- сплотить родительский коллектив;

- создать атмосферу доброго сотрудничества единомышленников.

5. мастер-класс для педагогов. Тема: «Совместная работа педагога с родителями».

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагога ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи: -  выявить проблемы в организации  работы педагога и родителей;

- определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателя;

- помочь педагогам  в овладении  понятием «профессиональная компетентность  педагога в сфере  общения с родителями»;

- провести практическую презентацию педагогического опыта через мероприятия с родителями.

6. Оформление сборника консультации для родителей. Тема:  «Роль семьи в воспитании дошкольника».

7. Проект. Тема:   «Я и моя семья»:

1 этап — подготовительный 

Цель: диагностические исследования и определение перспектив.

На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.

2 этап — деятельностный 

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

  • Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
  • Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
  • Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап — завершающий 

Цель: Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»

8.  Отчет о проделанной работе за учебный год.

Заключение.

Самое главное, на мой взгляд,  выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:

  • создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
  • увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
  • улучшение качества усвоения детьми программных материалов
  • изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
  • повышение уровня компетентности педагогов
  • востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

 План самообразования на 2019-2020учебный год

Воспитателя Блей Екатерины Викторовны

МБДОУ «Детский сад №340»

Образование: высшее

Педагогический стаж: 2 месяца

Тема: «Роль семьи в воспитании

 детей дошкольного возраста»

Цель:  повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание нужных условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания

Задачи:

 1. организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе

2. развитие инициативы и творческого подхода к воспитанию

 3.  формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности

 4.  использование традиционной и нетрадиционной  формы работы с семьями в современных условиях.

5. создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).

 Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и  играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку -  не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)

Семья – одна из величайших ценностей  в мире. Семья и семейное воспитание играет главную роль в процессе воспитания ребенка. Родители являются  творцами личности ребенка, а ребенок – сосуд,  который наполняется знаниями,  умениями, привычками,  передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного возраста ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, делает свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают, прежде всего, с помощью родителей, в семье.

Отношения между родителями и детьми  - решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка, поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

Месяц

 Формы работы с детьми

Формы работы с педагогами  

  Формы работы с родителями

Сентябрь

Октябрь

ноябрь

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья»

 Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье

Проведение  родительских собраний, переписка с родителями, создание родительских комитетов

Декабрь

Январь

Февраль

Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья»

Создание  условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей

Индивидуальные консультации,  (Разрешение проблемной ситуации с мамой  Насти Ф.)

 

Беседы с родителями

(-  том, как проводят выходные дни,

- по поводу чаепития в группе).

Март

Апрель

Май

Совместная деятельность с родителями мероприятие:

«Папа, мама, я – отличная семья»

беседа «Счастливая семья. Какая она?»

 

Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации

Проект «Семейный досуг»

(Предложение принести семейные фотографии).

Изучение методической литературы:

1. Алан Фромм  «Азбука для родителей,1996

2.  А.Ф. Афанасьев «Мысли о воспитании», 1987

3. Развивающие игры . Б. Никитин. Москва, 1985

4. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», 1969

5. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» Москва, 1993

6. А Шиков «Еще раз о воспитании», 2005

Практический выход:

 1.Ожидаемые результаты (для детей):

  • Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
  • Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
  • Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.

2.  Ожидаемые результаты (для родителей):

  • Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
  • Укрепление детско-родительских отношений
  • Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
  • повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
  • повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей

3. Ожидаемые результаты (для педагогов):

  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
  • Оценка проекта в целях определения его актуальности.
  • Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
  • обобщение и распространение опыта работы с семьей;
  • умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.

4. Семинар. Тема: «Всё  начинается с семьи».

Цель: расширить у родителей  представление о семье,  ее традициях, ценностях, заставить задуматься о своей семье, осознать какова ее роль в воспитании ребенка

Задачи: - создать предпосылки для формирования  у родителей  отношение к семье как  одной из главных жизненных ценностей;

- показать важную роль ценностей  в каждой семье;

- обмен идеями  по воспитанию и развитию детей;

- сплотить родительский коллектив;

- создать атмосферу доброго сотрудничества единомышленников.

5. мастер-класс для педагогов. Тема: «Совместная работа педагога с родителями».

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагога ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи: -  выявить проблемы в организации  работы педагога и родителей;

- определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателя;

- помочь педагогам  в овладении  понятием «профессиональная компетентность  педагога в сфере  общения с родителями»;

- провести практическую презентацию педагогического опыта через мероприятия с родителями.

6. Оформление сборника консультации для родителей. Тема:  «Роль семьи в воспитании дошкольника».

7. Проект. Тема:   «Я и моя семья»:

1 этап — подготовительный 

Цель: диагностические исследования и определение перспектив.

На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.

2 этап — деятельностный 

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

  • Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
  • Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
  • Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап — завершающий 

Цель: Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»

8.  Отчет о проделанной работе за учебный год.

Заключение.

Самое главное, на мой взгляд,  выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:

  • создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
  • увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
  • улучшение качества усвоения детьми программных материалов
  • изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
  • повышение уровня компетентности педагогов
  • востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...

Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....