«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
План самообразования
на 2019-2020 учебный год
Воспитателя Блей Екатерины Викторовны
МБДОУ «Детский сад №340»
Образование: высшее
Педагогический стаж: 2 месяца
Тема: «Роль семьи в воспитании
детей дошкольного возраста»
Цель: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание нужных условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания
Задачи:
1. организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе
2. развитие инициативы и творческого подхода к воспитанию
3. формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности
4. использование традиционной и нетрадиционной формы работы с семьями в современных условиях.
5. создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)
Семья – одна из величайших ценностей в мире. Семья и семейное воспитание играет главную роль в процессе воспитания ребенка. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок – сосуд, который наполняется знаниями, умениями, привычками, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного возраста ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, делает свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают, прежде всего, с помощью родителей, в семье.
Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка, поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с педагогами | Формы работы с родителями |
Сентябрь Октябрь ноябрь | Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья» | Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье | Проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание родительских комитетов |
Декабрь Январь Февраль | Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья» | Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей | Индивидуальные консультации, (Разрешение проблемной ситуации с мамой Насти Ф.)
Беседы с родителями (- том, как проводят выходные дни, - по поводу чаепития в группе).
|
Март Апрель Май
| Совместная деятельность с родителями мероприятие: «Папа, мама, я – отличная семья» беседа «Счастливая семья. Какая она?»
| Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации
| Проект «Семейный досуг» (Предложение принести семейные фотографии). |
Изучение методической литературы:
1. Алан Фромм «Азбука для родителей,1996
2. А.Ф. Афанасьев «Мысли о воспитании», 1987
3. Развивающие игры . Б. Никитин. Москва, 1985
4. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», 1969
5. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» Москва, 1993
6. А Шиков «Еще раз о воспитании», 2005
Практический выход:
1.Ожидаемые результаты (для детей):
- Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
- Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
- Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
2. Ожидаемые результаты (для родителей):
- Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
- Укрепление детско-родительских отношений
- Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей
3. Ожидаемые результаты (для педагогов):
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
- Оценка проекта в целях определения его актуальности.
- Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.
4. Семинар. Тема: «Всё начинается с семьи».
Цель: расширить у родителей представление о семье, ее традициях, ценностях, заставить задуматься о своей семье, осознать какова ее роль в воспитании ребенка
Задачи: - создать предпосылки для формирования у родителей отношение к семье как одной из главных жизненных ценностей;
- показать важную роль ценностей в каждой семье;
- обмен идеями по воспитанию и развитию детей;
- сплотить родительский коллектив;
- создать атмосферу доброго сотрудничества единомышленников.
5. мастер-класс для педагогов. Тема: «Совместная работа педагога с родителями».
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагога ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи: - выявить проблемы в организации работы педагога и родителей;
- определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателя;
- помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями»;
- провести практическую презентацию педагогического опыта через мероприятия с родителями.
6. Оформление сборника консультации для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольника».
7. Проект. Тема: «Я и моя семья»:
1 этап — подготовительный
Цель: диагностические исследования и определение перспектив.
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап — деятельностный
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
- Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
- Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
- Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап — завершающий
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»
8. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Самое главное, на мой взгляд, выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:
- создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
- увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов
- изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
- повышение уровня компетентности педагогов
- востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2019-2020учебный год
Воспитателя Блей Екатерины Викторовны
МБДОУ «Детский сад №340»
Образование: высшее
Педагогический стаж: 2 месяца
Тема: «Роль семьи в воспитании
детей дошкольного возраста»
Цель: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание нужных условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания
Задачи:
1. организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе
2. развитие инициативы и творческого подхода к воспитанию
3. формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности
4. использование традиционной и нетрадиционной формы работы с семьями в современных условиях.
5. создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)
Семья – одна из величайших ценностей в мире. Семья и семейное воспитание играет главную роль в процессе воспитания ребенка. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок – сосуд, который наполняется знаниями, умениями, привычками, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного возраста ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, делает свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают, прежде всего, с помощью родителей, в семье.
Отношения между родителями и детьми - решающий момент социализации.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка, поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с педагогами | Формы работы с родителями |
Сентябрь Октябрь ноябрь | Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья» | Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье | Проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание родительских комитетов |
Декабрь Январь Февраль | Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья» | Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей | Индивидуальные консультации, (Разрешение проблемной ситуации с мамой Насти Ф.)
Беседы с родителями (- том, как проводят выходные дни, - по поводу чаепития в группе). |
Март Апрель Май | Совместная деятельность с родителями мероприятие: «Папа, мама, я – отличная семья» беседа «Счастливая семья. Какая она?»
| Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации | Проект «Семейный досуг» (Предложение принести семейные фотографии). |
Изучение методической литературы:
1. Алан Фромм «Азбука для родителей,1996
2. А.Ф. Афанасьев «Мысли о воспитании», 1987
3. Развивающие игры . Б. Никитин. Москва, 1985
4. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», 1969
5. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» Москва, 1993
6. А Шиков «Еще раз о воспитании», 2005
Практический выход:
1.Ожидаемые результаты (для детей):
- Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
- Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
- Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
2. Ожидаемые результаты (для родителей):
- Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
- Укрепление детско-родительских отношений
- Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
- повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей
3. Ожидаемые результаты (для педагогов):
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
- Оценка проекта в целях определения его актуальности.
- Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.
4. Семинар. Тема: «Всё начинается с семьи».
Цель: расширить у родителей представление о семье, ее традициях, ценностях, заставить задуматься о своей семье, осознать какова ее роль в воспитании ребенка
Задачи: - создать предпосылки для формирования у родителей отношение к семье как одной из главных жизненных ценностей;
- показать важную роль ценностей в каждой семье;
- обмен идеями по воспитанию и развитию детей;
- сплотить родительский коллектив;
- создать атмосферу доброго сотрудничества единомышленников.
5. мастер-класс для педагогов. Тема: «Совместная работа педагога с родителями».
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагога ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи: - выявить проблемы в организации работы педагога и родителей;
- определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателя;
- помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями»;
- провести практическую презентацию педагогического опыта через мероприятия с родителями.
6. Оформление сборника консультации для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольника».
7. Проект. Тема: «Я и моя семья»:
1 этап — подготовительный
Цель: диагностические исследования и определение перспектив.
На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи»), будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.
2 этап — деятельностный
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап — это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
- Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях
- Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».
- Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап — завершающий
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»
8. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Самое главное, на мой взгляд, выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:
- создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
- увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов
- изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
- повышение уровня компетентности педагогов
- востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
"Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
в помощь воспитателю...
Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....