Кружковая работа "Игры предков"
рабочая программа (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад присмотра и оздоровления №30 городского округа "город Якутск"
Утверждаю
Старший воспитатель
МБДОУ д/с №30 «Малышок»
Винокурова А.Г./ _________
Кружковая работа «Игры предков»
Для детей подготовительной группы (6-7 лет)
На 2019 – 2020 уч.г.
Инструктор физической культуры:
Тимофеева Ю.В.
Якутск – 2019г.
План кружковой деятельности по национальным играм предков построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет (подготовительная группа).
Программа рассчитана на 1 учебный год: для подготовительной группы.
Количество занятий в неделю – 1.
Длительность занятий – 30 минут.
Форма организации – кружок «Игры предков».
Цель: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста через якутские национальные подвижные игры.
В программе кружка выделены задачи физического воспитания, укрепления здоровья ребенка, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие.
Задачи:
- Повышение сопротивляемости организма
- Укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки
- Укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия
- Развитие физических способностей: координации движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости
- Развитие пространственной ориентации, внимания.
Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которое основывались на сохраняющемся до сих пор почитании культа природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством. Например: игры «Упрямый теленок» (оhос торбос), «Водопой» (Ойбонтон уулааhын), «Подними хворую корову» (Котох ына5ы туруоруу). Большой интерес вызывали состязания силачей («Ретивый бык» (Дьулур5а о5ус)). Были распространены и веселые забавы – массовые игры, в которых участвовала молодежь.
Следует отметить воспитательное значение игр и состязаний, закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.
Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Каждый народ создает свои национальные игры. проводились подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становилось важным средством оздоровления детей. Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их была не регламентирована. Элементарные правила взаимоотношений играющих, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры.
Каждый народ, создавая свои национальные игры, считал, что игра является одним из главных средств воспитания и занимает важное место в развитии ребенка.
Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласованность свои движения с движениями других играющих находить свое место в колонне, в кругу не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинения правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, соответствует проявлению волевых усилий. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка.
Содержание курса программы
Подвижные игры предков вызывает активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливает обменные процессы с помощью простых и интересных по своей двигательной структуре занятии с различными подвижными играми доступные детям. Она способствует не только развитию основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и координации), но и позволяет освоить истории и жизнь народов Саха. В ненавязчивой, развлекательной форме закрепляет основные движения: ходьбу, бег, прыжки, ориентировку в пространстве. Благодаря оздоровительной направленности тренирует навык правильного дыхания ритмичного, полного, с хорошим выдохом. Упражнения на релаксацию позволяют восстановить дыхание и перейти от подвижной деятельности к более спокойной.
Оценка эффективности и ожидаемый результат
Педагогический контроль выполнения программы осуществляется на контрольных и текущих занятиях кружка и оценивается по следующим параметрам: заинтересованность, качество выполнения упражнений, отсутствие утомляемости, равновесие, ловкость и быстрота.
Основные знания, умения и навыки, которым должны овладеть дети к концу учебного года.
В начале года и в конце учебного года проводятся плановая диагностика уровня развития физических качеств у детей, результаты который используется для оценки эффективности работы кружка. Кроме того, к концу учебного года дети должны правильно и последовательно выполнять упражнения. Показатели эффективности работы кружка служит индекс здоровья и снижения уровня заболеваемости детей.
План занятий на 2019 – 2020 уч.г.
Дата | Название игр | Задачи |
Сентябрь | ||
| Беседа, просмотр иллюстраций, презентация Диагностика П/и: «Кулуустэhии» | - Знакомим детей с историей НВС, возникновения подвижных игр, играми предков |
| Диагностика П/и: «Биhилэх кутуута» |
|
| Диагностика П/и: «Оhос торбос» |
|
Октябрь | ||
| Ознакомить детей с видами прыжка, Тройной прыжок, прыжок с места, прыжок с разбега П/и: «Ойбонтон уулааhын» | - Ознакомить детей с видами и техникой прыжка -Развивать прыгучесть, координацию движений |
| Прыжки «Куобах» П/и: «Харах симсии» |
|
| Прыжки «Ыстанга» П/и: «Ойбону кеhеруу» |
|
| Прыжки «Кылыы» П/и: «О5уруо тиhээhинэ» |
|
Ноябрь | ||
| Обучить детей технике перетягивания палки «Муhэ былдьаhыыта» | - Развивать силу, точность движений, внимание, |
|
П/и «Бег с завязанными ногами», «Кутурук былдьаhыыта» |
|
| Повторить тему: Перетягивание палки П/и: «Ат болан сырсыы» |
|
Декабрь | ||
| Обучить детей к прыжкам через нарты П/и: «Бетууктээhин» | - Воспитывать прыгучесть, выносливость, координацию движения |
| Прыжок в длину с места П/и: «Атах тэпсиитэ» |
|
| Соревнование «Зимние забавы» |
|
| Закрепление тройного прыжка П/и: «Кутурук былдьаhыыта» |
|
Январь | ||
| Метание мешочка с песком П/и: «Меткий охотник» | -Развивать силу рук соблюдая технику метания на дальность |
| Метание в горизонтальную цель П/и: «Кулуустэhии» | -Развивать глазомер, точность движений рук |
| Метание набивного мяча П/и: «Биhилэх кутуута» | Развивать силу рук, координацию движения |
Февраль | ||
| НИ «Хаамыска» П/и: «Ойбону кеhеруу» | - Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту, координацию движения |
| Ознакомление детей с авторской игрой «Хомуур Курэх» | Развивать быстроту, ловкость, выносливость и логическое мышление |
| Подготовка к окружным соревнованиям по НВС | - Воспитывать уважение к нациолнальным видам игр, развивать умения и навыки |
Март | ||
| Подготовка к окружным соревнования «Веселые старты» | Воспитывать командный дух, взаимопощи друг другу |
| Закрепление метания П/и: «Хайах хостооhуна» |
|
| Повторить НИ «Хаамыска» П/и: «Кутурук былдьаhыыта» |
|
| Прыжки через нарты П/и: «Харах симсии»» |
|
Апрель | ||
| Диагностика П/и: «Атах тэпсиитэ», «Тобук тардыhыыта» |
|
| Диагностика П/и: «Ат болан сырсыы» |
|
| Диагностика П/и: «О5устар харсыhыылара» |
|
| Диагностика П/и: «Миэстэ былдьаhыыта» |
|
Май | ||
| Итоговые занятия, соревнования |
|
| Закрепление пройденных игр |
|
| Ыhыах |
|
Расписание кружковой работы
| Подготовит.группа |
Вторник | 16:30-17:00 |
Игры предков (15): «Кулуустэhии», «Биhилэх кутуута», «О5уруо тиhээhинэ», «Миэстэ былдьаhыыта», «Атах тэпсиитэ», «Харах симсии», «Кутурук былдьаhыыта», «Хайах хостооhуна», «Ойбону кеhеруу», «Бетууктээhин», «Ат болан сырсыы», «Ойбонтон уулааhын», «Оhос торбос», «О5устар харсыhыылара», «Тобук тардыhыыта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....
игра поле чудес " Время, время остановись, к нашим предкам повернись!"
конспект игры по кубановедению...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"
Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, КУЛЬТУРЕ, ОБРЯДАМ НАШИХ ПРЕДКОВ».
Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственном его становлении, во...
Презентация "Как наши предки хлеб выращивали"
С помощью картинок дети узнают как на Руси пахали, сеяли, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи.Формирование знаний детей ...
Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...