проект "Разноцветная радуга"
проект (младшая группа)

Экало Людмила Викторовна

 

Проект

по познавательному и сенсорному развитию

в первой младшей группе

 

Тема: «Разноцветная радуга»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensorike.odt22.22 КБ

Предварительный просмотр:

К У Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

«Урайский специализированный Дом ребёнка»

Проект

по познавательному и сенсорному развитию

в первой младшей группе

Тема: «Разноцветная радуга»

Группа № 3

«Бельчата»

Г. Урай

2019 – 2020 год.


Сроки проведения : октябрь- декабрь 2019года


УЧАСТНИКИ ПРоЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы,

 родители.

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служить основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов , связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенсетивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятий. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значитеной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.  

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, являет основой для развития воображения, памяти, внимания и др.

- проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта,направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

- новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими занятиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.    


ЦЕЛЬ:


Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, звуком, тактильным восприятием включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в первой младшей группе.


ЗАДАЧИ:


-Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

-Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
-Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный,

 маленький — синий.
-Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.
-Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
Проект — включает 3 этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.


Определение целей и задач; Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Разучивание основных цветов.

Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.

 Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Вид проекта:

  • познавательно-игровой 
  • долгосрочный (2 месяца). 
  • групповой. 

 Ожидаемый результат:

Дети: . Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала  воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей  самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.

- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта

  1. Диагностический: 
    . изучение литературы; 
    . проведение анкетирования родителей; 
    . проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития 
    детей 
    2. Организационный 
    . Составление плана работы с детьми
    . Обогащение развивающей среды 
    . Консультации для родителей 
    . Индивидуальные беседы с родителями 
    3. Практический 
    . Подбор и изготовление дидактических игр 
    . Подбор и изготовление наглядных пособий 
    . Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». 
    . Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного 
    развития детей 
    . Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию 
    . Проведение индивидуальной работы с детьми 
    4. Обобщающий 
    . Оформление наглядного и дидактического материала 
    . Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию 
    . Создание презентации проекта по сенсорному развитию 
    . Оформление фотовыставки. 

План реализации проекта:

Мероприятия с детьм 
Мероприятия с родителями 
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
НОД: 
занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел» 

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», 

Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка», Рисование»: «Лучики для солнышка» 

«Ознакомление с художественной литературой»: 
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко» 

Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку» 

I БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

 Игра: «найди пару»

Цель: учить детей находить одинаковые рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

ИГРА «Открой коробочку»

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

ИГРА «Сложи пирамидку»

 Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать

закреплению знаний и системе цветов.

ИГРА «Укрась ёлочку шарами»

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. 

«СОБЕРИ КАРАНДАШИ В СТАКАНЧИК»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. 

ИГРА С ПРОБКАМИ: «Собери по цвету»

Цель: упражнять в различении 5 цветов (основные цвета и белый) и находить нужный цвет в отверстии,  развитие логического мышления. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. 

«НА ЧТО ПОХОЖА ФИГУРА?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

«СОБЕРИ БУСЫ»

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; 

2 БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. 

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШУМЕЛКИ»

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и  тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

3 БЛОК – ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОЯТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

«УГАДАЙ НА ВКУС»

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус

(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

«ЧЕМ ПАХНЕТ?»

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

4 БЛОК – ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ,

«СЮРПРИЗ»

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, 
развивать мелкую моторику. 

«ОЗОРНЫЕ ЛАДОШКИ»

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета. 

«ТАЙНАЯ КОРОБКА»

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир. 

5 БЛОК –ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

 «ЗАКРУТИ ЛЕНТОЧКУ»

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» 
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, 
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

«ПОИГРАЕМ В ПРИЩЕПКИ»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др. 

«МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР»

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. 

«ПЕРЕСЫПАЛОЧКИ»

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.


РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:


Образовательные области- тема, цели, планируемые результаты, материалы и оборудование, дополнительная информация;

Приложение

1. Познавательное развитие (сенсорное развитие) Рассматривание иллюстраций «Цвета и формы» Знакомство с цветом и формой: учить различать основные цвета и формы. Дети лучше и легко осваивают цвет.
Проявляет интерес к окружающим их предметам. Учатся
ориентироваться в пространстве. Иллюстрации с изображением различных форм (круг, квадрат, треугольник) и основных цветов (синий, зелёный, жёлтый, красный).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


2 Художественно- эстетическое развитие. Рисование. «Разноцветные мячики» Учить различать зелёный, красный и жёлтый цвет, рисовать круги, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования. Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисования мячиков) по просьбе взрослого может рассказать об изображенном на картинке. Игрушка- котёнок, мячик, гуашь основных цветов (синий, красный, жёлтый зелёный, кисти, листы бумаги.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2


3 Художественно- эстетическое развитие.
Конструирование «Домик для матрешки» Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы. Кирпичики желтого и красного цветов, маленькие красные призмы, игрушки (примерно одного размера) по числу детей.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


4 Развитие речи.
Художественная
Литература.
Русская народная песенка»Петушок,петушок»

Дидактическая игра «Подбери перышко»
Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение
Проговаривать звукоподрожающие слова, выполнять движения соответствующие тексту. Проявляет активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении русской народной песенки «петушок, петушок… » Иллюстрации с изображением петушка
Заготовка петушка, разноцветные перья из бумаги.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


5 Художественно- эстетическое развитие.
Лепка палочек из пластилина. «Разноцветные карандаши» Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить раскатывать кусочки пластилина между ладонями прямыми движениями, складывать на дощечку. Закрепить знание основных цветов. Учатся сортировать карандаши по цвету в соответствующие пенал. Разноцветные пеналы с карандашами. Пластилин красного, синего, жёлтого, зелёного цвета. Дощечки.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


6 Развитие речи.
Художественная
литература

 Потешка «Петушок, петушок»,
стихотворение
А. Барто
«Смотрит солнышко в окошко», Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек;
Учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Эмоциональная отзывчивость при прослушивании литературно-художественных произведений;


7 Социально- коммуникативное развитие.


Дидактическая игра «Игры с прищепками» развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность.
Помогает развивать мелкую моторику. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления. Дидактический материал: прищепки разных цветов и размеров.


ПРИЛОЖЕНИЕ №7


8 Художественно –эстетическое развитие.
Музыка «Весёлые маракасы».
Танец с погремушками. Развивать двигательную активность у детей, координацию движений, общую моторику. Приобщение детей к художественно- эстетическому развитию.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №8


9 Консультация для родителей. «Развитие сенсорных
способностей детей раннего возраста». Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. Обучение родителей педагогическим навыкам.

 ПРИЛОЖЕНИЕ №9


10 Развлечение «Праздник разноцветных шаров». Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, ориентироваться в пространстве, чувство формы, пропорций; умение выделять характерные детали; сформировать представления о геометрических фигурах круг, шар. Принимать участие в играх. Проявлять активность и эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (воздушных шаров). Закрепляет знания о цветах, геометрических формах (шар, круг). Игрушка зайчик, мячи для игры, надувные шарики, 4 обруча основных цветов (зеленый, желтый, красный, синий, шарики тех- же цветов, магнитофон и диск с музыкой, конфеты.


ПРИЛОЖЕНИЕ №10

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Оформление работ на доске, выставки.
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
Фото отчёт по реализации проекта.


ЛИТЕРАТУРА:
1. «Сенсорные способности малыша». Э. Г. Пилюгина
2. «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова.
3. «Математика для малышей». Е. В. Сербина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)

АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...

«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»

laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...