Дидактические игры о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
о правах и обязанностях
для детей дошкольного возраста
Воспитатель: Зонова Е. В.
«Кто права нарушил?» Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права. Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов. Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев. Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок» Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд). Кто нарушает это право? Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом). Чьи права были нарушены в этой сказке? Сказка «Гуси-лебеди» Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку? Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать). Кощей Бессмертный Какие права он нарушил, и в каких сказках? Баба Яга Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл. | «Я имею право…» Цель: дать правовые знания. Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы). Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения. |
«Я не должен...» Цели: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир. Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» (знак «-» ) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор. | «Если чужой стучится в дверь» Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации:
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками. |
«Колобок» Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи. Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать какой – нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку. | «Поводырь» Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу. Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья, кубики, обручи. Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями. |
«Помоги себе сам» Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение. Ход игры: воспитатель предлагает:
| «Ласковые имена» Цель: игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу. Ход игры: се встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен. |
«Маленькие дизайнеры» Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: гуашь, акварельные краски, тюбики губной помады. Ход игры: каждому участнику игры разрешается подойти к любому ребенку и «украсить его лицо, руки, ноги». В результате все видят преобразившиеся лица друг друга. Необходимо следить, чтобы украшали всех участников. Воспитатель не должен забывать позволять украшать себя. В конце игры выбираются самая красивая модель и самый талантливый дизайнер. Эта игра способствует созданию хорошего настроения в детском коллективе, проявления чувства единения и дружбы. | «Разноцветный букет» Цель: игра учит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход игры: ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочек и т.д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков». |
«Я и мои чувства» Цель: развитие чувства индивидуальности. Ход игры: дети встают в круг, ведущий начинает фразу, и бросает ребенку мяч:
| «Чудесные очки» Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Ход игры: воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей. |
«Загадывание желаний» Ход игры: усадите детей в кружок, скажите, что это круг загадывания желаний, предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):
| «Угадай, кто это» Цель: учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности Ход игры: воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста
С помощью дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста дети научатся разграничивать понятия "могу", "должен", "хочу", у них появится чувство ответственности ...
Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста.
Здесь представлен ряд дидактических игр, которые помогут педагогам в игровой форме познакомить и закрепить права и обязанности ребёнка....
картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста
картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры формирующие представление о правах и обязанностях детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста.
Дидактические игры о правах и обязанностяхдля детей старшего возраста....
Дидактическая игра «Какие права нарушены у героев сказок» Возраст детей 6 - 7 лет
Цель игры:1. Закрепить знания детей о своих правах;2. Дать представление о защите прав ребенка, их нарушениях на примерах знакомых сказок;3. Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать с...
Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста
Дидактические игры о правах и обязанностяхдля детей старшего возраста...