Дидактические игры о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Елена Викторовна Зонова

дать правовые знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igr1.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

 о правах и обязанностях

для детей  дошкольного возраста

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

                                                 Воспитатель: Зонова Е. В.

«Кто права нарушил?»

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.  

Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).

Кто нарушает это право?

Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).

Кощей Бессмертный

Какие права он нарушил, и в каких сказках?

Баба Яга

 Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Я имею право…»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям  Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

 Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям  Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Я не должен...»

Цели: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

 Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» (знак «-» ) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

  • Почтальон принес срочную телеграмму;
  • Слесарь пришел ремонтировать кран;
  • Милиционер хочет проверить сигнализацию;
  • Медсестра принесла лекарство для бабушки;
  • Мамина подруга пришла в гости;
  • Соседи просят йод для поранившегося ребенка;
  • Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
  • Женщине нужно срочно вызвать скорую помощь.

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Колобок»

Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход игры: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать какой – нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Поводырь»

Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья, кубики, обручи.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры: воспитатель предлагает:

  • Медленно, глубоко вздохнуть и спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног – подбрасывать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» ступни ног – побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать (выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Ласковые имена»

Цель: игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Ход игры: се встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Маленькие дизайнеры»

Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: гуашь, акварельные краски, тюбики губной помады.

Ход игры: каждому участнику игры разрешается подойти к любому ребенку и «украсить его лицо, руки, ноги». В результате все видят преобразившиеся лица друг друга. Необходимо следить, чтобы украшали всех участников. Воспитатель не должен забывать позволять украшать себя. В конце игры выбираются самая красивая модель и самый талантливый дизайнер. Эта игра способствует созданию хорошего настроения в детском коллективе, проявления чувства единения и дружбы.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Разноцветный букет»

Цель: игра учит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочек и т.д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Я и мои чувства»

Цель: развитие чувства индивидуальности.

Ход игры: дети встают в круг, ведущий начинает фразу, и бросает ребенку мяч:

  1. Слух помогает мне...
  2. Зрение помогает мне...
  3. Обоняние помогает мне...
  4. Осязание помогает мне...
  5. Пробуя пищу на вкус, я могу...

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей.

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Загадывание желаний»

Ход игры: усадите детей в кружок, скажите, что это круг загадывания желаний, предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами):

  1.  Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что...
  2. Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что...
  3. Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что...
  4. Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что...
  5. Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что...
  6.  Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что...
  7. Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что...
  8. Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...
  9. Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что...
  10.  Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что...

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

«Угадай, кто это»

Цель: учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика, который описывает кого-то из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит в круг ребёнка-отгадку, и они, вместе с рассказчиком взявшись за руки, шагают под песню «Встаньте дети, встаньте в круг».

C:\Users\Home\Desktop\images.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста

С помощью дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста дети научатся  разграничивать понятия "могу", "должен", "хочу", у них появится чувство ответственности ...

Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста.

Здесь представлен ряд дидактических игр, которые помогут педагогам  в игровой форме познакомить и закрепить  права и обязанности ребёнка....

картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста

картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры формирующие представление о правах и обязанностях детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста.

Дидактические игры  о правах и обязанностяхдля детей  старшего возраста....

Дидактическая игра «Какие права нарушены у героев сказок» Возраст детей 6 - 7 лет

Цель игры:1. Закрепить знания детей о своих правах;2. Дать представление о защите прав ребенка, их нарушениях на примерах знакомых сказок;3. Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать с...

Дидактические игры о правах и обязанностях для детей старшего возраста

Дидактические игры о правах и обязанностяхдля детей старшего возраста...