Выступление на м/о "Домашняя игротека, как современная форма работы с родителями воспитанников ДОО."
материал (старшая группа)
Домашняя игротека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnyaya_igroteka_kak_forma_vzaimodeystviya_pedagogov_dou_i_roditeley.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Урень, Нижегородская обл.
Домашняя игротека, как современная форма работы с родителями воспитанников ДОО.
Воспитатель: Бугрова С.Д
2020 г.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
В. Сухомлинский
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе необходимо убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что усилия педагогов без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, их знакомят с программой развития речи дошкольников в каждой возрастной группе.
Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Можно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, исходить нужно из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Нетрадиционные формы сотрудничества: речевые театрализованные праздники, речевые газеты, журналы, игротеки, семейные газеты, отчетные концерты, родительские клубы, тренинги игрового взаимодействия, интерактивные выставки, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность, презентации.
Можно проводить игротеки. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми. Очень важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Для полноценного развития малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребёнка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так, как: в дошкольном возрасте. Главная цель – заинтересовать ребёнка деятельностью.
Даже если у малыша не с первого раза, получается, выполнить то или иное задание, ваш ребёнок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Игра - ведущий вид деятельности.
Через игру ребёнок осваивает окружающий мир… Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в
которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в
игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в
обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов,
любви между ними в дальнейшем.
Предлагаемые игры не требуют подготовки. Они просты и понятны, поэтому с ребенком могут играть не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры, а ребенку подарят радость общения с близкими ему людьми
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«Помогаю маме»
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Волшебные пальчики»
Дайте ребёнку счётные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
«Мастерская золушки»
Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без вашей помощи). Можно предложить ребёнку клубочки ниток для перематывания, верёвочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков.
«Переложи игрушки»
Положите в банку мелкие игрушки. Предложите ребёнку, держа банку левой рукой, правой вынимать из банки по одной игрушке. Затем, держа банку правой рукой, складывать игрушки по одной левой рукой.
«По кочкам через болото»
Рассыпьте на столе мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1-й, 3-й, 5-й пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.
ИГРЫ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И прочее.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово «кладёт» вам в ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
Игра с мячом «Из чего сделано?»
Предварительно объясните ребёнку, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т.д. Затем, бросая мяч ребёнку, вы говорите: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая вам мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха…меховые
Тазик из пластмассы…пластмассовый
Банка из стекла…стеклянная
Игра с мячом «Лови да бросай – цвета называй»
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Бросая ребёнку мяч, называете прилагательное, обозначающее цвет. А ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
вы: | ребёнок: |
красный | мак, огонь, флаг |
оранжевый | апельсин, морковь |
синий | колокольчик, море |
фиолетовый | сирень, слива |
«Что за чем?»
Что за чем у нас идёт каждый год и круглый год?
Зима. А что за нею? – Весна. А что за нею?
Сколько месяцев в году?
Назови летние месяцы.
Назови первый месяц осени.
Назови последний месяц осени.
Назови все осенние месяцы по порядку.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«Приготовим сок»
Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шишка, ручей, лист, ветка…) ребёнок образовывает слово и бросает мяч обратно (шишечка, ручеёк, листик, веточка и т. д.)
ПО ДОРОГЕ ИЗ ДЕТСКОГО САДА (В ДЕТСКИЙ САД)
«Я заметил»
Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – синий. Я заметил кошку – она пушистая.
Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда из надеваешь, то всё становится красным зелёным, синим и т.п.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос и пр.
«Доскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то нет.
Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает). Сова летает, а заяц…(прыгает, бегает). У коровы телёнок, а у лошади…(жеребёнок) и т.п.
«Цепочка слов»
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т.д.
«Каким бывает день»
Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой?) веселый, солнечный, дождливый, выходной и т.д.
«Рифмы»
Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка – ложка - картошка, зайка - майка и т.д.
«Он, она, оно»
Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.
«Кто или что?»
Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.
«Кто или что?»Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто?) зайка, летит (кто?) птица и т д. «Учим цвета»
Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и
их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге,
обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша,
какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше
показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать
красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать
их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у
ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм
(круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все
круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.
«Сосчитай»
Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать,
сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с
собаками, или людей с детскими колясками.
Игры на кухне
Значительную часть времени родители и дети могут проводить на кухне.
Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные знания, умения и
навыки.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно
слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится
вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся
очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана
муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного
теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с
ребенком все, что захочется!
Ежик
Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую
колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик.
Будем играть в слова на кухне. Как одним словом назвать прибор, который
рубит мясо? (мясорубка), режет овощи? (овощерезка), варит кофе? (кофеварка),
выжимает сок? (соковыжималка), мелет кофе? (кофемолка).
Какой получается сок из ягод, фруктов и овощей: винограда (виноградный),
вишни (вишневый), слив (сливовый), яблок (яблочный), груш (грушевый),
моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается
гранатовый сок?
Сортируем овощи и фрукты Все овощи и фрукты сортируем по цвету и форме,
можно их посчитать. Прекрасная развивающая игра.
Угадываем звуки, запахи, вкусы. Просим ребенка закрыть глаза и попытаться
отгадать звуки льющейся воды, звон чайной ложки в стакане, пересыпаемых
круп (фасоль, рис, манка), запахи продуктов, вкус различных фруктов, овощей.
Можно поменяться с ребенком ролями.
Используя фрукты, овощи, различные столовые предметы, можно научить
детей узнавать и различать их на ощупь. Сложив все в пакет, попросите ребенка
ощупать и определить каждый из них.
Из мелких сушек, нанизанных на нитку, могут получиться отличные бусы и
браслеты.
Играем в кафе-мороженое: наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым
соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на
стол.
Фигурки и формы на магнитах, которыми украшают кухню, помогут
придумать новые задания и игры. Например, расположить магниты в
определенном порядке: сначала только по форме, потом только цвету, или
посчитать их и т.д.
Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом
двигаем монетку по бумаге.
Игры в ванной комнате
Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы или бумажного листа делаем
кораблики. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в
разных направлениях, качаем на волнах.
Тонет – не тонет. Собрать различные по свойствам небольшие предметы (из
дерева, бумаги, пластмассы, металла) и на опыте определить их плавучесть.
Используя пластмассовое ведерко или тазик, налейте воду и предложите
ребенку определить, сколько воды содержится в нем. В этой игре можно
знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое»,
«половина».
В тазик с водой нужно попасть пластмассовыми или резиновыми
шариками (мячиками). Выловить их сачком, как на рыбалке рыбку. Назвать
цвет, форму, посчитать.
Сделать из проволоки колечко с ручкой, приготовить мыльный раствор и
пускать с ребенком мыльные пузыри.
Игры способствующие развитию памяти
«Найди игрушку» взрослый описывает какую либо игрушку,находящуюся вкомнате,ребёнка просят найти.
«Где спрятана игрушка?»
«Какой игрушки не хватает?» поставить перед ребёнком 4-5 игрушек на 1 минуту,зптем попросить ребёнка отвернуться и убрать 1 игрушку,задать вопрос «Какой игрушки не хватает?
«Добавь слово»
« Наоборот» Иного-мало,тихо –громко и т.д.
«Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей
ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили,
а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной
марки, определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя,
обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п.
Потом поменяйтесь ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать
их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две
любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:
- Игрушек стало больше или меньше?
- Какие игрушки исчезли?
- Какими они были по счету?
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа
(предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру:
взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число
находится между ними. Потом играющие меняются ролями
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих.
Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить)
каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их
не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну
карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по
любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
«Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки
(каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим).
Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в
ряд.
«Чудесный мешочек»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или
пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает
несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько
тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой
или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Отгадай число»
Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20.
Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает
задуманное число.
«Давай посчитаем!»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время
говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал
взрослый. Меняются ролями.
«Кто больше?»
Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По
команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки
пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить
игру: откладывать пуговицы левой рукой.
«Камешки»
Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди
подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно
собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то
количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто
первый наберет 20 очков, тот и выиграл.
Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие, как в детском саду, так и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...
Выступление на педсовете " Современные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни"
В данном выступлении педагогам предлагаются новые формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни...
«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...
Выступление на педсовете «Современные формы работы с родителями»
Выступление на педсовете «Современные формы работы с родителями»...
"Детский календарь" как инновационная форма работы с родителями воспитанников в условиях современного ДОУ
"Детский календарь" Т.Н. Дороновой....
«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»
В презентации раскрываются современные методы работы с семьями воспитанников...
«Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников при организации коррекционной работы в старшей группе»
Работая над проблемой организации работы воспитателя с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности педагога. Нередко пед...