"Что такое лес?"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по теме "Что такое лес?". Расширение знаний детей по теме "Лес".На занятии использованы современные образовательные технологии:здоровьесберегающие,личностно-ориентированные,игровые,коррекционные,интегрированное, ИКТ - Mimio studio.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Что такое лес?" | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 72
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Что такое лес?»
Конспект занятия
Автор конспекта:
Мирошниченко О.В.-
воспитатель.
Старшая группа
Современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающая - динамическая пауза, упражнения на развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика;
-Личностно -ориентированные технологии - технология сотрудничества; -Технология интегрированного обучения - «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
-Коррекционные : развитие диалогической и монологической речи; упражнение на развитие речевого и неречевого дыхания.
-Игровая технология - моделирование ситуаций, - Информационно –коммуникационные технологии ИКТ - Mimio Studio
Исследовательская деятельность – сравнение листьев, плодов деревьев.
Цель:. Уточнить и закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с «этажами» (экологическими нишами) смешанного леса, о правилах поведения в лесу.
Задачи:
Образовательные: Продолжать расширение знаний детей по теме «Лес»,. Познакомить с «этажами» леса. Учить детей видеть сходства и различия между деревьями, развивать умение соотносить деревья и их плоды , развивать умение составлять целое из частей,. обогащать словарный запас, активный словарь упражнять детей в умении рассказывать о лесе с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы). Познакомить с правилами поведения в лесу.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки; развитие логического мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия; развитие мыслительных процессов; развитие мелкой моторики, работать над развитием дыхания и голоса.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю; воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание деревьев на участке детского сада; рассматривание картин И.И. Левитана «Золотая осень», И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» о лесе. и растительном мире;
чтение художественной и познавательной литературы лесе, чтение рассказа Н. Павловой «Травка-пупавка»; чтение стихотворений М. Дудина «Берегите землю», В. Орловой «Живой букварь»; разучивание стихотворения Е. Благининой «Лес» беседы о лесе. временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц);
дидактические игры «Дерево, кустарник, трава», «Природа и человек» «загадай, а мы отгадаем», «Четвертый лишний», «Зоологическое лото», «Что растет в родном краю?», уроки доброты «Когда я был добрым к природе», «Нужны ли в жизни правила?». Д/и «Раздели целое на части», «Назови правильно»; просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.
Материалы к занятию:
Иллюстрации леса; аудиозапись «Голоса леса»; карточки с запрещающимися знаками (что нельзя делать в лесу); модель «этажи леса», энциклопедия ; плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листку», картинки деревьев разных видов; природный материал: шишки - еловые, сосновые, кедровые; листья берёзы, рябины, сосны, дуба; плоды деревьев, кустов; презентация «Правила поведения в лесу», «Осенний лес», « Лес – наше богатство»,
Оборудование: мультимедийная установка с программой Mimio Studio, проект «Что такое лес?»(созданная лично).
Перечень интернет-ресурсов используемых в совместной образовательной деятельности педагога с детьми: -СПбАППО: http://www.spbappo.ru/obscheakademicheskie- podrazdeleniya/tsentr-attestatsii -Фестиваль пед. идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/ -Коллекции фонов и клипартов : http://www.lenagold.ru/ -Педагогическая библиотека: http://pedlib.ru/ -Образование в СПб. Фрунзенский район: http://edu-frn.spb.ru/ -Мимио в России: http://www.mimio-edu.ru/ -Детская «Игровая комната» : http://www.playroom.ru/ -Картинки: www.fotki.yandex.ru -Аудиозаписи: www.mp3ostrov.com - http://logoportal.ru/proekt-na-temu-les-nashe-bogatstvo/.html
- http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech27.htm
Ход занятия
Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычную экскурсию. Закройте глаза и послушайте, звучит грамзапись «Голоса леса» ( включаю мимио -титульный лист картина леса). Откройте глаза.
Как вы думаете, где мы с вами очутились?
-в лесу.
-Да - мы в лесу! Откройте глаза и давайте вдохнем аромат леса через нос, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку. Дыхательное упражнение “Аромат леса”. (дети выполняют упражнение на дыхание ) - Чувствуете, как тепло льется на ладошку?
-Полюбуйтесь, как здесь красиво! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
«Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Ты нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои!» (Погореловский).
-Ребята, а что такое лес?
-Ответы детей, рассуждения: - очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Это высокие сосны, елки; (показ на интерактивной доске 2слайд ) -какие ещё деревья встречаются в лесу? -берёза, дуб, осинка, липа, рябинка; (показ 3 слайда) - А ещё кустарники, полукустарники, травы, цветы, грибы, мхи, лишайники… - открыть 8 слайд модель «Лес - многоэтажный дом».
чтение стихотворения «Этажи леса» Т.А.Шорыгиной.
« -Старый дуб, мне расскажи
Про лесные этажи!
-Этаж первый - это мхи,
Бархатисты и мягки.
Этаж первый – самый нижний.
К матушке – земле он ближний.
А второй - цветы и травы,
Что растут в густых дубравах.
Третий – пышные кусты:
Бересклет, орех лесной.
И серёжки, и цветы
Украшают их весной.
А четвертый - всех он выше.
Шум вершин зеленых слышен,
Шелест листьев, шорох, скрипы…
Это сосны, ели, липы.»
-Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие хвойные деревья есть в лесу? (Ели).
- Много в лесу деревьев.
- Растут в лесу и невысокие лиственные деревья. Например, липа, клен ... Помогайте...
Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.
- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др. )
- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).
- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.
- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Физминутка.
Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес! Посмотреть по сторонам
Руки подняли и покачали
-Это деревья в лесу. Руки подняли и покачали
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу…
Дети по лесу гуляли
за природой наблюдали…
- А хозяин в лесу лесовичек.. Он стоит на защите леса . Человек в лесу – гость, и он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Вот для того, чтобы мы никогда не забывали о правилах поведения в лесу, были придуманы специальные запрещающиеся знаки, которые показывают, что не должен делать человек в лесу. Посмотрите на первый знак и скажите, что он запрещает.
• Не разорять птичьи гнезда! • Не брать птенцов из гнезда! • Не ломать ветки деревьев. • Не рвать цветы! • Не разорять муравейники. • Не бросать мусор. • Не ловить насекомых. • Ходить по лесу аккуратно. • Не включать громко музыку.
Запомните эти правила и постарайтесь никогда их не нарушать.
Чтение стихотворение «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Богат лес не только грибами и ягодами, птицами и зверями, но и цветами.
-А теперь, когда мы с вами повторили правила поведения в лесу, лесовичок предлагает поиграть….
Физминутка. Жил под елкой старичок, Старичок — Лесовичок. Вместе с солнышком вставал, Умываться начинал. Подметал потом он хатку, Застилал свою кроватку. На полянке, по порядку Делал Лесовик зарядку. Ягод в кружечку набрал, В гости к зайцам побежал.
Игры от Лесовичка. Слайды с 11 по 24.
«Поиграем» - лото; «Этажи леса» - расставь по этажам; «Найди и назови дерево по тени» ;
Развитие неречевого и речевого дыхания. -У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку. Носиком вдыхаем, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза). -А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф. -Фуу-фуу-фуу.
Д/и «Эхо».
Ребята, я слышу эхо. -Аааа(громко)__________ааааа(тихо). -Давайте поиграем в эхо. Я буду громким голосом произносить звуки, а вы тихим голосом их повторять. -Ааааа (громко). Дети: Ааааа (тихо). - Ауууу (громко). Дети: Аууу (тихо). -Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом. - Осень (тихо). Дети: Осень (громко).
-Молодцы, продолжаем играть…
«С какого дерева упал листок» ; «Разложи листья»; «С какой ветки детки»;
Пальчиковая гимнастика « Ветер листики считал»
Вот кленовый, Загибание пальцев по одному на обеих Вот дубовый, руках Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой И последний лист с осинки плавно опустить руки на стол Ветер бросил на тропинку ладонями вниз
«Раскрась листья» ( с помощью стилуса и маркера) ; «Одень рябинку»; «Нарисуй по точкам» (ёлочку); «Расставь грибочки» - работа с предлогами; «Собери пазл»; «Узор в полосе»; «Осенний ковёр» -узор в квадрате;
- Красиво в лесу, тихо. Вот и закончилось наше путешествие . Много интересного увидели и узнали. А главное, никому не причинили вреда. Вы – настоящие друзья природы, запомнили правила поведения в лесу. Ребята, пришло время прощаться с нашим лесом. - Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
добрый лес, могучий лес,
полон сказок и чудес.
А это - от Лесовичка лесные подарочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтотакое грипп и как не заболеть
Познавательная программа для старших групп. Основана на советах по профилактике гриппа и знаний ЗОЖ, игровом массаже, гимнастике, инсценировке стиха и игровых эстафет....