"Что такое лес?"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Мирошниченко Ольга Викторовна

Конспект  открытого занятия по теме "Что такое лес?". Расширение знаний  детей по теме "Лес".На занятии  использованы современные образовательные технологии:здоровьесберегающие,личностно-ориентированные,игровые,коррекционные,интегрированное, ИКТ - Mimio studio.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Что такое лес?"29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка — детский сад № 72

с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

        

            «Что  такое  лес?»

                           Конспект занятия

                                                                                                   Автор  конспекта:

                                                                                        Мирошниченко О.В.-                                  

                                                                                        воспитатель.  

                                                                    Старшая  группа

                                                             

                                                               

                                                                                     

                                                                                                                                       

                                                                                                               

                                               

       

                                              

Современные  образовательные  технологии:

- здоровьесберегающая - динамическая  пауза, упражнения на  развитие  мелкой  моторики, дыхательная  гимнастика;

 -Личностно -ориентированные технологии - технология  сотрудничества;   -Технология  интегрированного  обучения  - «Познавательное развитие»,   «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое  развитие»;  

-Коррекционные :  развитие диалогической и монологической речи; упражнение  на  развитие  речевого и неречевого  дыхания.  

-Игровая  технология  -  моделирование ситуаций,                                                       - Информационно –коммуникационные технологии  ИКТ -  Mimio  Studio 

Исследовательская деятельность – сравнение листьев, плодов деревьев.                                                             

Цель:. Уточнить и закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с «этажами» (экологическими нишами) смешанного леса, о правилах поведения в лесу.

Задачи:                                                                                                                   

Образовательные: Продолжать расширение знаний детей по теме  «Лес»,. Познакомить с «этажами» леса. Учить детей видеть сходства и различия между деревьями, развивать умение соотносить деревья и их плоды , развивать умение составлять целое из частей,.                                                                                                                     обогащать словарный запас, активный словарь упражнять детей в умении рассказывать о лесе  с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы). Познакомить с правилами поведения в лесу.

Развивающие: развивать  коммуникативные  навыки;  развитие  логического  мышления,  внимания, памяти,  зрительного  восприятия;  развитие  мыслительных  процессов;  развитие  мелкой  моторики, работать над развитием дыхания и голоса.

Воспитательные: формирование  навыков  сотрудничества, взаимопонимания,  доброжелательности,  самостоятельности. Воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю; воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств

Предварительная  работа: наблюдение и рассматривание деревьев на участке детского сада; рассматривание картин И.И. Левитана «Золотая осень», И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» о лесе. и  растительном мире;

чтение художественной и познавательной  литературы  лесе, чтение рассказа Н. Павловой «Травка-пупавка»; чтение стихотворений М. Дудина «Берегите землю», В. Орловой «Живой букварь»; разучивание стихотворения Е. Благининой «Лес» беседы о лесе. временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц);

 дидактические игры «Дерево, кустарник, трава», «Природа и человек» «загадай, а мы отгадаем», «Четвертый лишний»,  «Зоологическое  лото», «Что растет в родном краю?», уроки доброты «Когда я был добрым к природе», «Нужны ли в жизни правила?». Д/и «Раздели целое  на  части», «Назови правильно»;  просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.

Материалы  к  занятию:

Иллюстрации леса; аудиозапись  «Голоса леса»;  карточки с запрещающимися знаками (что нельзя делать в лесу); модель «этажи леса»,   энциклопедия ; плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листку», картинки деревьев разных видов;  природный материал: шишки -  еловые,  сосновые, кедровые;  листья берёзы, рябины, сосны, дуба;  плоды деревьев, кустов; презентация «Правила поведения в лесу», «Осенний лес», « Лес – наше богатство»,

Оборудование: мультимедийная  установка   с программой  Mimio Studio, проект  «Что  такое  лес?»(созданная  лично).

Перечень  интернет-ресурсов   используемых  в  совместной образовательной  деятельности  педагога  с  детьми:                                            -СПбАППО: http://www.spbappo.ru/obscheakademicheskie-   podrazdeleniya/tsentr-attestatsii                                                                                                                               -Фестиваль  пед.  идей  «Открытый  урок»: http://festival.1september.ru/                          -Коллекции  фонов и  клипартов : http://www.lenagold.ru/                                     -Педагогическая  библиотека: http://pedlib.ru/                                                        -Образование  в  СПб.  Фрунзенский  район:  http://edu-frn.spb.ru/                                      -Мимио в России:  http://www.mimio-edu.ru/                                                                       -Детская  «Игровая  комната» : http://www.playroom.ru/                                       -Картинки:  www.fotki.yandex.ru                                                                              -Аудиозаписи:   www.mp3ostrov.com                                                                         -  http://logoportal.ru/proekt-na-temu-les-nashe-bogatstvo/.html
- http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech27.htm

             Ход  занятия

Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычную  экскурсию.  Закройте глаза и  послушайте,  звучит грамзапись «Голоса леса» ( включаю мимио  -титульный лист    картина леса). Откройте глаза.

Как  вы  думаете, где   мы с вами очутились?                                                                                                                          

-в лесу.

-Да  - мы в лесу!   Откройте глаза и давайте вдохнем аромат леса через нос, а выдыхать будем тонкой струйкой на свою ладошку.                                                    Дыхательное упражнение “Аромат леса”. (дети выполняют упражнение на дыхание )                                                                                                                                - Чувствуете, как тепло льется на ладошку?

 -Полюбуйтесь, как здесь красиво! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

«Здравствуй, лес, дремучий лес,                                                                                     Полный сказок и чудес.                                                                                                     Ты о чем шумишь листвою                                                                                                                       Ночью темной, грозовою?                                                                                                     Ты нам шепчешь на заре,                                                                                                     Весь в росе, как в серебре.                                                                                                           Кто в глуши твоей таится?                                                                                                 Что за зверь? Какая птица?                                                                                                        Все открой, не утаи:                                                                                                                       Ты же видишь - мы свои!»    (Погореловский).

-Ребята,  а  что  такое  лес?

-Ответы  детей, рассуждения:  -  очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Это  высокие  сосны,  елки;                                                                                   (показ  на  интерактивной  доске  2слайд )                                                                              -какие  ещё  деревья  встречаются  в  лесу?                                                                                 -берёза,  дуб,  осинка,  липа,  рябинка;                                                                                      (показ  3  слайда)                                                                                                                                   - А  ещё  кустарники,  полукустарники,  травы,  цветы,  грибы, мхи, лишайники…                                                                                                                 - открыть  8 слайд  модель «Лес - многоэтажный дом».

чтение  стихотворения  «Этажи  леса» Т.А.Шорыгиной.

   «  -Старый  дуб, мне  расскажи

        Про  лесные  этажи!

       -Этаж  первый  -  это  мхи,

        Бархатисты  и  мягки.

Этаж  первый – самый  нижний.

         К  матушке – земле  он  ближний.

         А  второй -  цветы  и  травы,

         Что  растут  в  густых  дубравах.

         Третий – пышные  кусты:

   Бересклет,  орех  лесной.

         И  серёжки,  и  цветы

         Украшают  их  весной.

         А  четвертый  -  всех  он  выше.

         Шум  вершин  зеленых  слышен,

         Шелест  листьев,  шорох,  скрипы…

         Это  сосны,  ели, липы.»

-Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Какие еще высокие хвойные деревья есть в лесу? (Ели).

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу и невысокие лиственные деревья. Например, липа, клен ... Помогайте...

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др. )

- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).

- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

- Третий - кусты и молодые деревца. Этот  этаж носит  особое  название:

подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Физминутка.

Мы с вами входим в лес

Сколько здесь вокруг чудес!                 Посмотреть по сторонам

Руки подняли и покачали

-Это деревья в лесу.                               Руки подняли и покачали

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу…

Дети по лесу гуляли

за природой наблюдали…

- А хозяин  в  лесу лесовичек.. Он стоит на защите леса .                                      Человек в лесу – гость, и он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Вот для того, чтобы мы никогда не забывали о правилах поведения в лесу, были придуманы специальные запрещающиеся знаки, которые показывают, что не должен делать человек в лесу. Посмотрите на первый знак и скажите, что он запрещает.

• Не разорять птичьи гнезда!                                                                                                    • Не брать птенцов из гнезда!                                                                                                    • Не ломать ветки деревьев.                                                                                                               • Не рвать цветы!                                                                                                                    • Не разорять муравейники.                                                                                                     • Не бросать мусор.                                                                                                                 • Не ловить насекомых.                                                                                                          • Ходить по лесу аккуратно.                                                                                           • Не включать громко музыку.

Запомните эти правила и постарайтесь никогда их не нарушать.

Чтение стихотворение «Лесные правила»

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,                                                          Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,                                                                   Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.                                               Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки.                                                                Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай                                                                    Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.                                                                   Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.                                                                       Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?                                                              Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.                                             Богат лес не только грибами и ягодами, птицами и зверями, но и цветами.

-А  теперь,  когда  мы  с  вами  повторили  правила  поведения  в лесу,  лесовичок  предлагает  поиграть….                                                                                              

Физминутка.                                                                                                                         Жил под елкой старичок,                                                                                                      Старичок — Лесовичок.                                                                                                            Вместе с солнышком вставал,                                                                                      Умываться начинал.                                                                                                      Подметал потом он хатку,                                                                                                Застилал свою кроватку.                                                                                                                  На полянке, по порядку                                                                                                                 Делал Лесовик зарядку.                                                                                                                  Ягод в кружечку набрал,                                                                                                           В гости к зайцам побежал.                                                                                        

Игры  от  Лесовичка.  Слайды   с  11  по  24.                                      

«Поиграем» - лото;                                                                                                                         «Этажи  леса» - расставь  по  этажам;                                                                                                                     «Найди  и  назови  дерево  по  тени» ;                                                                                    

Развитие неречевого и речевого дыхания.                                                                       -У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку. Носиком вдыхаем, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза).                                                             -А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф.                                                                                               -Фуу-фуу-фуу.

 Д/и «Эхо».                                                                                                                            

Ребята, я слышу эхо.                                                                                                          -Аааа(громко)__________ааааа(тихо).                                                                                 -Давайте поиграем в эхо. Я буду громким голосом произносить звуки, а вы тихим голосом их повторять.                                                                                                           -Ааааа (громко).                                                                                                                                                  Дети: Ааааа (тихо).                                                                                                                                     - Ауууу (громко).                                                                                                                              Дети: Аууу (тихо).                                                                                                                                              -Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом.                                                                              - Осень (тихо).                                                                                                                          Дети: Осень (громко).                                                                                                      

-Молодцы,  продолжаем  играть…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

«С  какого  дерева  упал  листок» ;                                                                                                «Разложи  листья»;                                                                                                                                  «С  какой  ветки  детки»;                                                                                              

Пальчиковая   гимнастика    « Ветер листики считал»    

Вот кленовый,                                           Загибание пальцев по одному на обеих Вот дубовый,                                                                               руках                                  Вот рябиновый резной,                                                                                                             Вот с березки золотой                                                                                                                   И последний лист с осинки                        плавно  опустить  руки  на  стол                         Ветер бросил на тропинку                                     ладонями  вниз                                                                                                        

 «Раскрась  листья»  (  с помощью  стилуса  и     маркера) ;                                             «Одень  рябинку»;                                                                                                                 «Нарисуй  по  точкам» (ёлочку);                                                                                                 «Расставь  грибочки»  - работа  с  предлогами;                                                                           «Собери  пазл»;                                                                                                                               «Узор в  полосе»;                                                                                                                                                       «Осенний  ковёр» -узор  в  квадрате;                                                                                                          

-  Красиво в лесу, тихо. Вот и закончилось наше путешествие .                                                                             Много интересного увидели и узнали. А главное, никому не причинили вреда. Вы – настоящие друзья природы,  запомнили  правила  поведения  в  лесу.                                                                                                                                                                          Ребята, пришло время прощаться с нашим лесом.                                                                                                                                       - Лес дремучий, до свиданья!                                                                                                            

  Ты расти на радость людям!                                                                                                  

  Мы дружить с тобою  будем,                                                                                              

  добрый лес, могучий лес,                                                                                                        

  полон сказок и чудес.

А  это -  от Лесовичка  лесные  подарочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтотакое грипп и как не заболеть

Познавательная программа для старших групп. Основана на советах по профилактике гриппа и знаний ЗОЖ, игровом массаже, гимнастике, инсценировке стиха и игровых эстафет....