Теоритические и методические основы организации труда дошкольников.
учебно-методический материал

Луганская Ангелина Андреевна

Трудовая деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего образования

Калининградской области

«Педагогический колледж».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольника»

На тему «Ознакомление детей с трудом взрослых»

Выполнила студентка Луганская А.А.

СПО-23, 44.02.01 о.з./дош.

Проверила: Гракова А.С.

Г.Черняховск,2017.

АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ЗАДАЧ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ, ВОСПИТАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ:

Возрастная группа

Цели, задачи по ознакомлению с трудом взрослых

Содержание деятельности

Младшая группа

Помочь ребенку освоить первые представления и соответствую¬щий словарь о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и т. п.). Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это? Кто это?») к простейшему сенсорному анализу, выделению ярко выраженных в предметах качеств и свойств (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из кото¬рого сделан предмет; цвет, форма, размер). Способствовать осознанию и принятию правил безопасного по-ведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности (предметная деятельность, игра, самообслуживание). Воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых. У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрос¬лых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, волевых уси¬лий, положительной самооценки.

У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрос¬лых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, волевых уси¬лий, положительной самооценки. предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объ-яснить, почему предмет таков, составить простейший описатель-ный рассказ о предмете. Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предме¬тами ближайшего окружения. Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятель¬но умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.

Средняя группа

Формировать представление о профессии на основе ознакомле¬ния с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества. У ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрос-лых, к технике. Ребенок интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражает полу¬ченные представления в сюжетно-ролевых играх. Различает раз-ные профессии по существенным признакам. Способен использовать обследовательские действия для выделе¬ния качеств и свойств предметов и материалов,

Способствовать формированию осознанного способа безопасно¬го для ребенка поведения в предметном мире; учить рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в разных видах детской деятельности. Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простей¬шие процессы хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места; развивать само-стоятельность, умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто). Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи; воспитывать эмоци-ональную отзывчивость, сопереживание, добросовестное и ответствен¬ное отношение к делу, товарищество и другие личностные качества.

У ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрос-лых, к технике. Ребенок интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражает полу¬ченные представления в сюжетно-ролевых играх. Различает раз-ные профессии по существенным признакам. Способен использовать обследовательские действия для выделе¬ния качеств и свойств предметов и материалов,

Способствовать формированию осознанного способа безопасно¬го для ребенка поведения в предметном мире; учить рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением, разумным способом поведения в разных видах детской деятельности. Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простей¬шие процессы хозяйственно-бытового труда — от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места; развивать само-стоятельность, умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто). Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи; воспитывать эмоци-ональную отзывчивость, сопереживание, добросовестное и ответствен¬ное отношение к делу, товарищество и другие личностные качества. самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан. Поведение ребенка свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и до¬стижения результата. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно вклю¬чается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.

Старшая группа

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой

жизни общества и каждого человека (на основе ознаком¬ления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, до¬ступных для детского понимания). Воспитывать уважение и благодарность к близким и незна¬комым людям, создающим своим трудом разнообразные матери-альные и культурные ценности, необходимые современному чело¬веку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. Воспитывать бережливость, разумный способ достойного по¬ведения на основе осознания материального достатка семьи, огра-ниченности ресурсов воды, электричества в современном социуме. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслу¬живанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и деятельности взрослых и отражению своих представлений в изо-бразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх. Имеет представление о значимости разных профессий, труда ро-дителей, устанавливает связи между видами труда, понимает зна-чение использования техники, современных машин и механизмов в труде Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру как результату труда взрослых, бережливости, желании принимать участие в трудовой деятельнос¬ти взрослых, оказывая посильную помощь. Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым.

конструирова-нию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать цен-ностное отношение к собственному труду и его результатам. Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.

Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой

жизни общества и каждого человека (на основе ознаком¬ления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, до¬ступных для детского понимания). Воспитывать уважение и благодарность к близким и незна¬комым людям, создающим своим трудом разнообразные матери-альные и культурные ценности, необходимые современному чело¬веку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. Воспитывать бережливость, разумный способ достойного по¬ведения на основе осознания материального достатка семьи, огра-ниченности ресурсов воды, электричества в современном социуме. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслу¬живанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и деятельности взрослых и отражению своих представлений в изо-бразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх. Имеет представление о значимости разных профессий, труда ро-дителей, устанавливает связи между видами труда, понимает зна-чение использования техники, современных машин и механизмов в труде Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру как результату труда взрослых, бережливости, желании принимать участие в трудовой деятельнос¬ти взрослых, оказывая посильную помощь. Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым.

конструирова-нию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать цен-ностное отношение к собственному труду и его результатам. Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений. При небольшой помощи взрослых труд ребенка результативен; сформированы основы культуры труда — бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места. Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла (экспериментирование с материалами, использование обобщенных способов констру¬ирования и т. п.).

Подготовительная

группа

Формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании ру-котворного мира, изменении мира профессий. Способствовать осознанию, что в основе достойной жизни, бла¬гополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни; воспитывать У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный инте-рес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрос-лыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фо-тографий, просмотр телепередач).

ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. Формировать основы экономического образа мышления, разум¬ное ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к рекламе, реального осознания материальных возможностей родите-лей, ограниченности ресурсов (продуктов питания, воды, электриче¬ства и т. п.) в современном мире. Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение тру¬довых поручений на основе развития позиции субъекта и усложнения круга продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи (в объеме возрастных возможностей детей седьмого года жизни). Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профес-сий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался. Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, ри-сунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные ка¬чества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения. Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отно-шений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции жела¬ний и приобретенных основ культуры потребления

качества будущего школьника. Способствовать развитию детских творческих способностей, фор-мированию основ культуры организации свободного времени, досуга, удовлетворяющего половозрастные интересы девочек и мальчиков.

У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный инте-рес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрос-лыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фо-тографий, просмотр телепередач).

ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. Формировать основы экономического образа мышления, разум¬ное ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к рекламе, реального осознания материальных возможностей родите-лей, ограниченности ресурсов (продуктов питания, воды, электриче¬ства и т. п.) в современном мире. Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение тру¬довых поручений на основе развития позиции субъекта и усложнения круга продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи (в объеме возрастных возможностей детей седьмого года жизни). Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профес-сий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался. Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, ри-сунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные ка¬чества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения. Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отно-шений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции жела¬ний и приобретенных основ культуры потребления

качества будущего школьника. Способствовать развитию детских творческих способностей, фор-мированию основ культуры организации свободного времени, досуга, удовлетворяющего половозрастные интересы девочек и мальчиков. (бережли¬вость в использовании воды, света, продуктов питания, мате¬риалов). Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой; он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хо-роший организатор и помощник, труд ребенка результативен, ос¬нован на самоконтроле.

МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ:

Метод

Сущность метода

Формы работы

Экскурсии и

встречи с людьми

разных профессий

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт. Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Экскурсия в библиотеку. Дети узнают: что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки. Беседа с библиографом. Дети узнают:- чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений

Экскурсия в библиотеку. Дети узнают: что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки. Беседа с библиографом. Дети узнают:- чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений Экскурсия к светофору. Дети знакомятся: - с машиной ДПС. Дети узнают:- понятия: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор. - пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения. Беседа с инспектором ДПС. Дети узнают: - пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС. где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки

Наблюдения

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты

ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в библиотеку, к светофору, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, инспектору - чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. трудовой воспитание игра Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу - все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде своих действий, дети решают, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города.

взрослых, начинают им подражать.

Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты

ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в библиотеку, к светофору, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, инспектору - чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. трудовой воспитание игра Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу - все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде своих действий, дети решают, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Совместная

деятельность

Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект. Ознакомление с трудом взрослых и собственная Уход за растениями.Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и зарязненные подоконники; дети приносчят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники . Починка игрушек.Взрослый сшивает углы картонных коробок, дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды дети пришивают пуговицы, завязки. Подготовка к рисованию, к работе с клеем. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей. Уборка участка. Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья.

деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Уход за растениями.Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и зарязненные подоконники; дети приносчят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники . Починка игрушек.Взрослый сшивает углы картонных коробок, дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды дети пришивают пуговицы, завязки. Подготовка к рисованию, к работе с клеем. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей. Уборка участка. Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья.

Игра как средство

знакомства с

трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Сюжетно - ролевая игра Сюжетно - ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже

минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов: - получения сведений о профессиях от родителей; - воспитателей детского сада; - от сверстников и детей более старшего возраста; - из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми; - приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.).

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, всего увиденного и услышанного. Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об

окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры. При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Театрализованная игра Театрализованная игра - игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это

творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему. Структура сюжетно - ролевой игры и игры - драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной - из книжки. С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения. Дидактическая игра Дидактическая игра - игра обучающая. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. Дидактическая игра

развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Игры с предметами Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Знакомство с профессиями взрослых, мною используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор). Настольно - печатные игры Виды настольно - печатных игр:

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», Словесные игры Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют

предметы по различным признакам. Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

КОНСПЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Наблюдение за работой дворника во второй младшей группе

Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
Форма проведения: подгрупповая (5-6 детей).
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».
Цели и задачи:
«Познание»

- формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности по теме «Профессии»;
- формировать умение наблюдать за трудовыми действиями, инструментами, выделяя особенности;
- расширять кругозор по теме «Профессии».
«Коммуникация»
- формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе совместного наблюдения;
- обогащать и активизировать словарь по теме «Профессии»: дворник, чистит, метла, лопата;
- формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
«Труд»
- формировать уважительное отношение к профессии дворника.
«Социализация»
- формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Источник Текст стихотворения с сайта: http://mdou35.narod.ru/stihy_vypusk.html.
Предварительная работа: 
- Сегодня на улице выпало много снега. Какую работу нужно делать, когда выпало много снега?  … (чистить дорожки).
- Кто чистит дорожки в детском саду?  ….  (дворник)
- Пойдёмте на улицу и понаблюдаем за работой дворника.

Ход
Наблюдение проводится на участке детского сада.

- Что делает наш дворник?  …  (чистит дорожки от снега)
- Что у него в руках?  …   (лопата)
- Давайте внимательно понаблюдаем за работой дворника.   
(дети наблюдают за деятельностью дворника)
- Чем ещё кроме лопаты пользуется дворник?  …   (метлой)
- Чем отличается работа лопатой от работы метлой?  …  (лопатой убираем большой снег, метлой сметаем лёгкий снежок).
- Трудная работа у дворника?  …  (трудная)
- Как вы думаете, работа дворника нужна людям?  …  (нужна)
- Почему?   …  (чтобы было чисто и красиво вокруг)
- Послушайте стихотворение про дворника:
                            Наш дворник с метлой и лопатой, 
                            В мороз, листопад и пургу. 
                            Сгребает, дорожки  песком посыпает, 
                            Детей приучает к труду.
                                                                             
- Давайте поблагодарим дворника за его важный и нелёгкий труд. Скажем ему спасибо за то, что у нас чисто в детском саду…
- Родителям расскажем о том, что наблюдали за работой дворника.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ»

  Цель: уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.

  Задачи: Продолжать расширять  знания  и представления детей о труде взрослых. Формировать  знания детей о трудовых действиях, о результатах труда, упражнять детей в умении соотносить инструменты с определёнными профессиями людей.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь,  любознательность, интерес к труду взрослых,  память, внимание, мышление.

  Воспитывать уважение  к  людям  разных профессий,  умение работать в коллективе, закрепить культурно-гигиенические  навыки.

Оборудование: фланелеграф, картинки: овощи, фрукты, иллюстрации профессий, инструменты. Фрукты для салата, ножи, доски, фартуки, колпаки на каждого ребёнка,  ростовая кукла Буратино.

Предварительная работа: беседы о профессиях, чтение В.Маяковского «Кем быть?», Д.Родари  «Чем  пахнут  ремёсла?»,

Дид. игры: «Что  лишнее?», «Кому что  нужно?», «Берем  интервью», «Загадки».

Создание  газеты  «Такая  разная  работа», проектов: «Профессии  моей  семьи», «Моя  мама - швея», «Моя  мама – повар», «Мой  папа -  строитель». Экскурсии  на  кухню, почту, в магазин.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье,  социализация, чтение художественной литературы.

Содержание:

 Звучит музыка, в гости  приходит  Буратино, здоровается  с  детьми  и просит их рассказать о профессиях.

Воспитатель: Что  такое  профессия? Где  можно  выучиться  на какую-нибудь профессию?

Ответы детей.

Загадки  о  профессиях:

Кто шьёт для Тани

Сарафан из ткани? ( швея )

Кто вылечит от всех болезней

И знает, что кому полезней? ( врач )

Кто вам продаст творог, сосиски

И «Вискас» для любимой киски (продавец).

Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,

 Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

 Все завтраки, обеды (повар).

 Встаём мы очень рано

 Ведь наша работа

 Всех по утрам

 Отвозить на работу (водитель).

 С огнём бороться мы должны

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы (пожарники).

Кто скажите мне такой

Охраняет наш покой

За порядком он следит

Хулиганить не велит (полицейский).

Какие ещё профессии вы знаете?

Дид. Игра: «Кому  что  нужно?»

Ребята,  Вы берёте со стола предмет и говорите человеку, какой профессии нужен этот предмет.

Воспитатель: Давайте вспомним, какую газету мы с вами создавали? Кто трудился над созданием газеты? На какой вопрос мы искали  ответ? Как ответим на этот вопрос?

Ответы  детей.

Воспитатель: Верно, все  профессии  важны, все  профессии  нужны.

Профессии  бывают  разные,

Все они  очень  важные:

Повар, плотник  и шофер,

Педагог, маляр, монтёр

Все профессии  важны,

Для  Балашова  все  нужны.

Люди всех профессий мечтают о том, что их труд принесёт  радость, пользу  для  людей, для нашего города, для нашей страны. Каждый  старается  сделать  свое дело  хорошо. А  мы  должны  уважать  труд  взрослых   и  бережно относиться ко всему, что  нас  окружает.

Физминутка:

Я шофёр помыл машину,

Сел за руль,

Расправил спину,

Загудел мотор

И шины зашуршали у машины

Ши-ши-ши.

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки.

Я маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

 Красить новый дом.

Дид. игра: «Кто  что  делает?»

Ребята, давайте встанем в круг. Я называю профессию, бросаю вам мяч, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии, бросаете мне мяч обратно.

Врач-лечит

Учитель-учит

Продавец-продаёт

Воспитатель-воспитывает

Парикмахер-стрижёт

Повар-варит

Строитель-строит

Художник-рисует

Шофёр-водит машину.

Швея-шьёт

Прачка-стирает

Дворник-подметает

Маляр-красит.

Воспитатель: Старинная  русская  пословица  гласит: «Добрый  повар  доктора  стоит». Почему? Как это понять?

Ответы детей:

Воспитатель: От питания зависит здоровье человека.

Повар очень ответственная работа. Он отвечает за питание. Скажите, кто хочет быть здоровым, сильным, весёлым? Этого хотят все. А секрет в правильном питании. Давайте вспомним  правила правильного питания?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая одежда нужна повару? Одеваем колпаки и фартуки и превращаемся в поваров.

Игра:  «Сварим  щи   и  компот».

Динамическая  пауза: «Точим  нож».

Точим, точим, точим нож

Будет ножик наш хорош

Будет резать он продукты:

Сало, мясо, рыбу, фрукты,

Помидоры, огурцы

Вот какие молодцы!

Приготовление  салата  из  фруктов.

Угощают Буратино вкусным фруктовым салатом.

Буратино: Какой вкусный салат! Как он называется? Из каких фруктов приготовлен?

Чтение  стихов  о  поваре детьми:

Всегда приятно людям есть,

Когда вкусна еда.

А у хороших поваров

Еда вкусна всегда.

Всегда всё свежее у них

Ну как должно и быть

Еда не может подгореть

И не должна остыть.

Вот потому к ним и спешат

Обедать к ним идут

И долго их благодарят

За этот вкусный труд.

Буратино прощается с детьми, благодарит их  за помощь и радостный убегает .

Рефлексия: Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Какая же профессия самая важная, самая нужная? Кем хотели бы стать?

Конспект для детей старшей группы «Записки журналиста»

Цель

Социально - коммуникативное. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности.  Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми. Формировать желания организовывать сюжетно-ролевые игры; распределять роли. Создавать условия для творческого самовыражения. Воспитывать у детей уважения к труду работников флота.

Познавательное развитие. Познакомить с профессией журналиста. Расширять представления детей о труде взрослых на теплоходе. Дать знания о важности и значимости их труда.

Речевое развитие. Продолжать развивать речь как средства общения. Обогащать речь детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду. Развивать умение поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемой постройкой и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки. Продолжать развивать умение работать коллективно. Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость. Развивать чувства ритма, умение передавать через движения характер музыки. Учить самостоятельно, придумывать движения, отражая характер песни.

Физическая культура. Совершенствовать двигательные навыки и умения детей.

Игровой материал. Строительный набор, кухонная посуда, игровой набор «больница», штурвал, спасательный круг, флажки, куклы, предметы - заместители, фуражка капитана, бескозырка, бинокль, трап, якорь, микрофон, фотоаппарат.

Предварительная работа. Чтение произведений Г. Юрмина «Все работы хороши!», М.Маркова «Про топку – моряка». Лепка лодочек. Беседа о работе работников флота.

Ход НОД

Воспитатель. - Каждое утро в нашем почтовом ящике появляется свежая газета. И сейчас трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни журналов, ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя годы.

-Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию?

- Дети: Журналист.

Если где случилось что-то,

Он об этом должен знать.

Написать, добавить фото

И в газету отослать.

Воспитатель: Журналисты путешествуют за новостями по всему миру-с геологами и географами, спортсменами и артистами, политиками и бизнесменами. Журналисты спешат туда, где начинаются новые стройки или где случилась какая-то катастрофа. Они встречаются с учеными и военными, писателями и художниками. Всех расспрашивают, все записывают в блокнот или на диктофон. Потом рассказывают самые интересные новости по радио или телевизору. Пишут о них в газетах.

Давайте представим, что я журналист. И получила задание в редакции узнать о том, кто работает на теплоходе. Как же это я могу сделать?

Дети. Надо построить теплоход.

Воспитатель: Так у нас нет теплохода. Что делать? 
(ответы детей)
Воспитатель: Из чего можно построить теплоход?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята давайте построим теплоход из стульчиков.

(Дети начинают строить теплоход, распределяют роли.)

Объяснение обязанностей и правил. Подготовка к игре. 

Педагог подходит к каждому персонажу и объясняет игровые действия. 
1) Капитан точно определяет направление пути и четко отдает приказы членам команды. 
2) Рулевой внимательно слушает и точно определяет направление следования парохода, сообщает о всех преградах на пути капитану. 
3) Матросы выполняют все приказы капитана. 
4) Повар на кухне готовит обед для пассажиров и команды. Для этого необходимо запастись продуктами для обеда. 
5) Официант накрывает стол и разносит порции пассажирам. 
6) Доктор оказывает больным пассажирам первую помощь во время прогулки. Нужно взять с собой инструменты и медикаменты. 
7) Пассажиры могут взять с собой детей или домашних питомцев, обязательно наденьте головные уборы, чтобы не напекло голову. 

Воспитатель. Вот какой замечательный теплоход получился. Я бы хотела узнать о профессиях, в которые вы играете.

Вот уже есть теплоход, а кто же у вас тут главный?

Дети: Капитан

Воспитатель. Уважаемый капитан разрешите с вами познакомиться. Как вас зовут?

Ребенок….

Воспитатель. А что же делает капитан на теплоходе?

Ребенок: Я слежу за работой команды, смотрю, как работают двигатели. Капитан знает как правильно вести теплоход по нужному маршруту. А также смотрит, чтоб всем пассажирам было хорошо на теплоходе.

Воспитатель. А где находится рабочее место капитана?

Ребенок. В рубке на капитанском мостике.

Воспитатель. Уважаемый капитан, куда отправляется ваш теплоход?

Ребенок. Наш теплоход оправляется в город Сургут.

Воспитатель. Мне с вами по пути.

Ребенок (рупор). Поднять якорь, поднять трап. Полный ход.

Игра «Продолжи предложение»

На доске выставляются картинки: первая с лодкой, вторая с кораблем.

- Корабль плавает далеко, а лодка…

- Корабль плывет быстро, а лодка …

- Корабль мощный, а лодка …

- Корабль большой, а лодка …

- Корабль тяжёлый, а лодка …

- Корабль просторный, а лодка …

- Корабль длинный, а лодка …

-Корабль плывет быстро, а лодка …

Молодцы! А нам пора ехать дальше.

Воспитатель. Кто же является помощником капитана, кто занимается хозяйством на теплоходе?

Дети: Боцман.

Воспитатель. А кто у нас боцман? Можно с вами познакомиться? Как  вас зовут?

Расскажите о своей работе.

Ребенок: Я работаю боцманом, слежу за тем, чтобы на теплоходе были припасы еды и предметы, необходимые для путешествия. Я слежу за работой матросов и за тем, чтобы на теплоходе было чисто.

Воспитатель. А кто же тут стоит и крутит такое необычное колесо?

Ребенок. Это не колесо, а штурвал. Я рулевой и слежу за тем, чтобы теплоход шел по нужному курсу. Сверяю его по карте и компасу.

Воспитатель. Рулевому нужно отличное зрение.

Зарядка для глаз. (Под музыку)

Воспитатель (вдыхая носом). Что – то так вкусно пахнет, наверное, что-то вкусное готовится. Кто же тут трудится?

Ребенок. Кок.

Воспитатель. А кто же такой кок и где он работает?

Ребенок. Кок - это повар, он готовит еду. Он готовит ее на камбузе.

Воспитатель. А если у вас закончится еда, где вы ее возьмете?

Ребенок. Мне наловят моряки рыбу.

Воспитатель. Я бы хотела попробовать вашей рыбы.

Ребенок. Сейчас попрошу моряков ее наловить. (Обращается с просьбой)

Воспитатель. Ребята, а кто из вас матросы. Как вас зовут, и чем вы занимаетесь на теплоходе?

Ребенок. Мы наводим порядок, следим за тем, чтобы нашим пассажирам было хорошо на теплоходе. Ловим рыбу и чистим палубу.

Воспитатель. А я знаю, что матросы в свободную минуту любят танцевать.

Танец «Моряки» (свободная пляска).

Ситуация оказания помощи больному.

Воспитатель. Ребята, что-то меня плохо, наверное, укачало. Кто же мне поможет на вашем теплоходе ведь берег далеко?

Ребенок. Врач.

Воспитатель. Познакомьте меня с врачом. Уважаемый доктор как вас зовут? Расскажите мне о своей профессии, как вы работаете на корабле?

Ребенок. Я лечу моряков, пассажиров, измеряю у них давление, ставлю градусники. Даю лекарства, делаю перевязки.

Воспитатель. Я познакомилась, кажется со всем экипажем теплохода. Дети, а вы кто на этом теплоходе?

Ребенок. Мы пассажиры. Мы путешествуем по реке Туре до города Сургута.

Воспитатель. Уважаемый капитан мы, кажется, подходим к городу Сургуту

Ребенок. Опустить якорь. Спустить трап.

Воспитатель вместе с детьми покидает корабль.

Итог. Оценка

Воспитатель. - Ребята, мне очень понравилось на теплоходе. Вы очень интересно рассказывали о профессиях флота.

- Кто из команды вам больше понравился? Почему?

- Кто из пассажиров вел себя невоспитанно? Кто был вежливым?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

-Когда вырастите, кем бы вы хотели стать?

-С какой новой профессией вы сегодня познакомились?

Воспитатель. Я обязательно напишу в нашей газете о людях, которые трудятся на теплоходе. Каждая профессия важна для человека.

Пословица «Все работы хороши - выбирай на вкус»

Конспект  в подготовительной группе по теме "Профессии"

Интеграция образовательных областей:

«познание»

 «коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

Виды деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Материал и оборудование:  Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением людей с разными профессиями, магнитная доска, презентация «Профессии», карточки с изображениями людей с разными профессиями, карточки с изображением разных инструментов.

Программные задачи:

Образовательные

-         Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

-         Упражнять в составлении описательных рассказов

-         Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

Развивающие

- Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

- развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.

Воспитательные

- Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

- Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду

Ход деятельности:

В. : Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. А к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.(Незнайка)

Дети: Незнайка

В.: Правильно.

Входит под музыку Незнайка, в руках сундук средних размеров.

Незнайка: Добрый день! (Вытирает рукавом лоб) Устал, нашел на луне вот этот сундук. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие то конверты, ничего не понял?! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вот принести вам. Может поможете?

В.: ну что ж, поможем , ребята?

Дети: да, да!!!

Незнайка достает первый конверт и протягивает воспитателю.

В.: «Отгадайте загадки».

В.: ребята для этого нам нужно пройти к экрану. Я прочитаю вам загадку, если вы ответите верно, то на экране появится картинка.

Показ презентации «Профессии в загадках»

Незнайка: молодцы, ребята!

В.: А давайте поиграем.

Дети и Незнайка: Мы согласны.

Подвижная игра  «Кому нужен этот предмет?» 
(на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп) 
Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

   

Незнайка: У меня есть еще конверт. (отдает воспитателю)

В.: Игра «Собери картинку»

Для этой игры вам нужно встать парами. Каждой паре мы с Незнайкой раздадим разрезные картинки, а вы попробуйте их собрать.

В.: Молодцы

Игра «выбери правильную картинку »

В.: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Правило игры: я читаю предложение, а вы поднимаете и показываете картинку, которая соответствует.

  1. стрижет волосы …
  2. рубит мясо…
  3. разносит еду…
  4. ловит преступников…
  5. готовит еду…
  6. работает на комбайне…
  7. танцует балет…
  8. делает прививки…
  9. водит автомобиль…
  10.  ловит рыбу…
  11.  Оперирует больных…
  12.  Ухаживает за садом…
  13.  Учит детей…
  14.  Работает на тракторе…
  15. Укрощает хищников…
  16.  Стоит за стойкой в баре…
  17.  Водитель паровоза…
  18.  Специалист по управлению предприятием…

В.: Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед,              (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет                  (Загибают большие пальцы.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,      (Загибают средние пальцы.)
Угли бьет поварёшкой.         (Загибают безымянные пальцы.)
Сахар сыплет в бульон.        (Загибают мизинец.)
И очень доволен он.              (Разводят руками)

В.: Ребята, в сундуке еще один конверт есть. Посмотрим.

Ответы детей.

В.: Здесь спрятана игра «Что мне нужно». Ваша задача, к большим картинкам с профессиями нужно подобрать две маленькие картинки с инструментами.

Вы готовы?

Дети: Да.

Незнайка: Спасибо вам большое, ребята. Мы меня выручили. Вот оказывается, что было в сундуке, теперь я все понял. А когда подрастете кем вы хотите стать?

Беседа «Кем я хочу стать»

В.: Незнайка, а кем ты хочешь стать?

Незнайка: Я еще не определился, но обязательно подумаю. А сейчас мне надо идти домой. До свидания, ребята.

ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ

Имя ребенка

Профессия

Орудие труда

Процесс труда (что делает?)

Алина

учитель

Палочка,доска

Учит детей

Даня

повар

Сковородка,кастрюля,вилка и ложка

Готовит для людей

Эльмин

строитель

Молоток,отвертки

Делает дом для людей

Егор

шофер

-

-

Саша

швея

-

-

Даша

дворник

-

убирает

Таня

прачка

-

-

Ира

воспитатель

картинки

Учат детей

Полина

врач

Уколы,градусник

лечит

Милана

продавец

-

покупает

Матвей

парикмахер

ножницы

Волосики стрижет

Максим

художник

Кистачки,краски

красит

Тихон

маляр

-

-

Аня

Моряк

корабль

Плавает по морю

Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Егор не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе и что делает шофер, Таня – чем пользуется и что делает  прачка, Милана – не смогла ответить, что делает на работе продавец.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Общие выводы и рекомендации

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать

условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. (труд в природе)

ТРУД – это важнейшее средство воспитания,начиная с дошкольного возраста, в процессекоторого формируется личность ребенка,складываются коллективные взаимоотношения...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...

Проект на тему: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников....

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...

Выступление в рамках муниципального методического объединения "Теоретические и методические основы организации игровой деятельности"

Материал поможет начинающим педагогам разобраться в теории и методике подготовки, организации и проведения игры с детьми дошкольного возраста....