рабочая программа для детей
рабочая программа (младшая группа)

Куртмалаева Елена Евгеньевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kurtmalaeva_e_e.docx387.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Казенное учреждение ХМАО – ЮГРА

«Урайский специализированный Дом ребенка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  ПО НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ

МЛАДЕНЧЕСКОГО  ВОЗРАСТА.

ГРУППА  №2 «Пчелки»

на 2021-2022 учебный год

                                        Разработана с учётом Федерального государственного

 образовательного стандарта дошкольного образования

(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155)

        

                                                                                                     

                                                                                                   Воспитатели:

                                                                                                     

                                                                                                     Павлова Т.В

                                                                                                     Куртмалаева Е.Е.

 

                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущими целями «Рабочей программы развития и обучения детей первого года жизни» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

             обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в Доме ребенка. В младенческий период взрослый направляет  свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, в предметной новизне, эмоциональном насыщении; на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координации в процессе манипулирования; на развитие подражания и эмоционально-делового общения; активизацию лепета.

 Основной задачей обучения является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду.      От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги Дома ребенка,   совместно с узкими специалистами, медицинскими работниками должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Основные направления в развитии детей первого года жизни:

  • Социально-коммуникативное;
  • Познавательное;
  • Речевое;
  • Физическое;

- Художественно-эстетическое

Задачи воспитания и обучения детей первого года жизни:

  • Продолжать укреплять и охранять здоровье детей.
  • Способствовать своевременному формированию общих движений и движений руки, овладению ползанием и ходьбой.
  • Учитывать состояние здоровья детей при выполнении режима (предупреждать усталость);
  • Поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка;
  • Формировать зрительные и слуховые ориентировки;
  • Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью;
  • Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение друг к другу, к близким людям;
  • Побуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению;
  •  Поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.

Рабочая программа по воспитанию и развитию детей в младенческой группе  (от 0 до12 месяцев) состоит из:

  • Пояснительной записки;
  • Программно-методического обеспечения;
  • Планирования регламентированной и нерегламентированной деятельности.

Регламентированная деятельность включает проведение организованной учебной деятельности.

Нерегламентированная деятельность включает игры и игры-занятия индивидуально и с небольшой подгруппой детей по всем направлениям воспитания и развития детей данного возраста.

Весь материал Рабочей программы распределен по месяцам в соответствии с требованиями ФГОС «Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы,

 М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой), в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей первого года жизни.

С целью выявления успешности данной программы по содействию развития личности ребенка и выявлению динамики развития детей на данном этапе в программе представлена система мониторинга.

Сетка игр-упражнений организованной учебной деятельности.

от 3-х до 6-и месяцев.

День недели

1-ая половина дня

2-ая половина дня

понедельник

Развитие  восприятия

10.30-10.38

Развитие движений

14.15-14.23

Вторник

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

10.30-10.38

         Музыка

14.15-14-23

Среда

Действие с предметами

10.30-10.38

Развитие движений.

14.15-14.23

Четверг

Действие с дидактическим материалом

10.30-10.38

Музыка.

14.15-14.23

Пятница

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

10.30-10.38

Развитие восприятия.

14.15-14.23

Суббота

Свободные игры и забавы.

Свободные игры и забавы.

Сетка игр-упражнений организованной учебной деятельности.

От 6-и до 9-и мес.

День недели

1-ая половина дня

2-ая половина дня

понедельник

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

8.30-8.40

           Музыка

             14.15-14.25

Вторник

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

8.30-8.40

Развитие движений.

14.15-14.25

Среда

Действие с предметами, строительным материалом

8.30-8-40

Музыка.

14.15-14.25

Четверг

Действие с дидактическим материалом

8.30-8.40

Развитие движений.

14.15-14.25

Пятница

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

8.30-8-40

Развитие восприятия.

14.15-14.25

Суббота

Свободные игры и забавы.

Свободные игры и забавы.

Сетка игр-упражнений организованной учебной деятельности.

От 9-и до 12-и мес.

День недели

1-ая половина дня

2-ая половина дня

понедельник

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

08.30-08-40

          Музыка

         

             14.30-14.40

Вторник

Действие с дидактическим материалом

08.30-08-40

Развитие движений.

             14.30-14.40

Среда

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

08.30-08-40

       Музыка.

 

            14.30-14.40

Четверг

Действие с дидактическим материалом

 

08.30-08-40

     Развитие движений.    

                           

             14.30-14.40

Пятница

Расширение  ориентировки в окружающем, развитие речи.

08.30-08-40

Действие со строительным материалом.

              14.30-14.40

Суббота

Свободные игры и забавы.

Свободные игры и забавы.

                                                    Физическое развитие. Здоровье.

Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

Для формирования системы в работу включаются все специалисты Дома ребенка: врачи, педагог-психолог, логопед, воспитатель, инструктор лечебной физкультуры, инструктор по плаванию, медсестра массажа, медсестра физио.

  • Соблюдать необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка.
  • Приучать ребенка к определенному жизненному ритму, поддерживать и четко выполнять режим дня, соблюдая  постоянство условий  и единство приемов со стороны взрослых. .
  • Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия  для

           демонстрации двигательных умений каждого ребенка.

  • Проводить профилактику простудных заболеваний.
  • Обеспечить правильный гигиенический уход.
  • Вырабатывать положительное отношение к гигиеническим процедурам, высаживанию на горшок, кормлению, купанию, активному бодрствованию.
  • Приучать к опрятности при осуществлении режимных процессов. Приучать пользоваться ложкой, самостоятельно пить из чашки.
  • Проводить в совокупности все лечебно-оздоровительные мероприятия с задачами индивидуальной коррекционно-развивающей программы.  (СМ. перспективный план)

Развитие речи.

 Развитие  речи у детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения, а также на специальных занятиях по развитию речи и на других занятиях.

У детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания, объятиям, поцелуям как формам эмоционального общения. В дальнейшем, наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться

 (СМ. перспективный план)

Коррекционно - логопедическая работа с детьми

с органическим поражением центральной нервной системы.

Основными направлениями коррекционно - педагогической работы являются следующие:

  1. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия;
  3. Развитие эмоциональных реакций;
  4. Развитие движений руки и действий с предметами;
  5. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
  6. Развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Основной задачей коррекционно - педагогической работы с детьми, находящимися на

  1. доречевом уровне развития является стимуляиия голосовых реакиий.

Основные направления коррекционно - педагогической работы:

  1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
  2. Вокализация выдоха;
  3. Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;
  4. Стимуляция голосовых реакций;
  5. Развитие зрительных фиксаций и прослеживания;
  6. Выработка слухового сосредоточения;
  7. Нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно - моторной координации.

Занятия проводятся индивидуально, длительность от 7 до 10 минут. Основной задачей коррекционно - педагогической работы с детьми, находящимися на

  1. доречевом уровне развития является стимуляиия гуления. Основные направления коррекционно - педагогической работы:
  1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
  2. Увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;
  3. Развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;
  4. Формировать умение локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;
  5. Развитие хватательной функции рук.

Занятия носят индивидуальный характер, длительность от 10 до 15 минут.

Основной задачей коррекционно - педагогической работы с детьми, находящимися на

  1. доречевом уровне развития является стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

Основные направления коррекционно - педагогической работы:

  1. Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
  2. Выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;
  3. Стимуляция лепета;
  4. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;
  5. Выработка зрительных дифференцировок;
  6. Стимуляция кинестических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;
  7. Выработка акустической установки на звук и голос;
  8. Развитие слуховых дифференцировок;
  9. Формирование подготовительных этапов понимания речи. Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность не превышает 20 мин.

Основной задачей коррекционно - педагогической работы с детьми, находящимися на

  1. уровне доречевого развития. является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Основные направления коррекционно - педагогической работы:

  1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
  2. Увеличение силы и длительности выдоха;
  3. Стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;
  4. Развитие манипулятивной функции рук и дифферинцированных движений пальцев рук;
  5. Формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Занятия проводятся индивидуально, их длительность до 25 - 30 минут. Используются специальные кресла, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии.

Одним из важнейших факторов успешности занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду.

                                                            Дыхательная гимнастика.

Целью дыхательных упражнений, проводимых с детьми 1-го уровня доречевого развития, является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.

После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка взрослый берет его кисти и, слегка потряхивая ими. разводит руки в стороны и вверх, слегка приподнимая при этом грудную клетку - вдох, затем прижимая руки к туловищу - выдох. Упражнение проводится в течение 1 - 1,5 минут, но 2-3 раза ежедневно.

Дыхательные упражнения с детьми 2-го уровня доречевого развития также направлены на увеличение его объема и силы выдоха с последующей его вокализацией.

С ребенком старше 5-ти месяцев проводят следующие дыхательные упражнения:

  1. Разводим руки в стороны и поднимаем вверх (вдох), возвращение рук в исходное положение (выдох)
  2. Одновременно с поворотом головы ребенка в одну из сторон, отводится в соответствующую сторону и его рука (вдох). Возвращение руки и головы в исходное положение (выдох).
  3. Ребенок укладывается на спину в « рефлексо - запрещающую» позицию. Осторожно потряхивая ноги ребенка вытягивают, разгибают (вдох), а сгибание ног к животу усиливает выдох.
  4. Ребенка кладут на живот, руки его опираются на стол. Поднимая голову и плечи, при опоре на руки, способствуют осуществлению вдоха, а при опускании головы и плеч усиливают выдох. Упражнения повторяются по 3-4 раза ежедневно

Дыхательные упражнения с детьми 3-го уровня доречевого развития направлены на выработку ритмичности дыхания и пассивно - активных движений ребенка.

После расслабления рук ребенка добиваемся правильного захвата игрушки ( подбираем игрушки, которые легко держать). Руку с игрушкой пассивно отводим в сторону одновременно с поворотом головы гак, чтобы он все времч «держал» игрушку в иоле зрения. Погремев погремушкой в этом положении с целью стимулирования работы органов слуха, медленно возвращаемся в исходное положение. Повороты проводятся поочередно влево-вправо 3-4 раза.

Дыхательные упражнения с детьми 4-го уровня доречевого развития направлены на выработку силы и длительности выдоха.

Кроме пассивных дыхательных упражнений, описанных выше, проводим упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности:

  1. дуть на ватные «шарики», вертушки, султанчики, бумажных бабочек, пчелок, птичек и т.п. (при этом удерживают определенную позу губ - «хоботок»
  2. дети учатся игре на губах. При выдохе у ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий при этом звук 6-6-6 или ф-ф-ф радует ребенка и он пытается его повторить, удлинить. Упражнения выполняются через день по 3 минуты. C:\Users\Наталья\Pictures\2016-09-16\008.jpg

                                                       Логопедический массаж.

С детьми 1-го и 2-го уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации

 тонуса мышц артикуляционного аппарата и на стимуляцию кинестических ощущений.

К концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.

  • Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:
  1. в направлении от середины лба к вискам;
  2. от бровей к волосистой части головы;
  3. от линии лба вниз через все лицо к шее;
  4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  5. по верхней губе от угла рта к середине;
  6. по нижней губе от угла рта к середине.

Каждое движение повторяется по 5-7 раз, длительность не более 3-х мин. Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе.

  • Расслабление языка.

Для расслабления языка и его корня используется:

  1. Точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 сек, вибрирующим движением указательного пальца под нижней челюстью.
  2. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти - 15 сек.
  3. Легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка (15 сек) деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно.

  • Расслабление оральной мускулатуры. Достигается:

1. Легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое упр. повторяется 6-8 раз несколько раз в день.

  • Расслабление губ.

Достигается проведением следующих упражнений:

  1. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  2. Поглаживание верхней и нижней губы к центру;
  3. Постукивание губ;
  4. Точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3-8 раз по несколько раз в день.

  • Расслабление мышц шеи.

Проводятся после легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре. 1. Пассивные движения головы: правая рука взрослого помещается под голову ребенка медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Укрепление лицевой и язычной мускулатуры.

Проводится путем поглаживания, растирания, глубокою разминания, вибрации. Массаж

начинается с легког о поглаживания от средней линии к ушам - к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры.

  1. 11оглаживание лба от середины к вискам;
  2. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам.
  3. Разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку После 4-5 легких движений, сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными, и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8-10 раз по несколько раз в день.

Укрепление губной мускулатуры.

С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание губ:

  1. От середины верхней губы к углам;
  2. От середины нижней губы к углам.
  3. Поглаживание носогубных складок к крыльям носа.
  4. Пощипывание губ.

Движения повторяют 8-10 раз ежедневно по 2-3 раза

  1. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным путем или с помощью вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость.

Укрепление язычной мускулатуры.

При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

  1. Продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику.
  2. Вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичною надавливания на язык;
  3. Па поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону. Движения 1,2,3 повторяют 4-6 раз.
  4. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.

Артикуляционная гимнастика.

Пассивная гимнастика для губ с детьми, находящимися на 1-ом уровне доречевого

развития.

  1. Собирание губ в трубочку.
  2. Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ.
  3. Поднимание верхней губы - движения от углов губ по носогубным складкам вверх, к крыльям носа, обнажающие верхние десны;
  4. Опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны.

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Пассивные движения губ. 2-ой уровень доречевого развития.

  1. Поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии, тем же приемом собирают нижнюю губу.
  2. Опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
  3. Попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;
  4. Смыкают губы для для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  5. Пассивное открывание рта - поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение. Каждое движение повторяют 4 -6 раз по несколько раз в день.

Пассивные движения языка.

  1. Прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;
  2. Пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому небу или к твердой губе. Движения производятся 4-6 раз неоднократно в течение дня.
  3. Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движения выполняют 2-3 раза.

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми 3-го уровня доречевого развития.

Кроме приемов, используемых для детей, находящихся на 1-ом и 2-ом уровне доречевого развития, добавляют следующее:

  1. Губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникает сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям; ребенка побуждают губами тянуться к соске, пище. (3-5раз в день).
  2. Отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии.
  3. Если у ребенка есть отклонение языка от средней линии полости рта, то вначале язык подвигают в сторону отклонения, а затем в противоположную. Движения 1,2,3 повторяются 5-6 раз ежедневно.
  4. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. (2-3 раза в процессе кормления)

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми 4-го уровня доречевого развития. Предполагает проведение всех вышеперечисленных упражнений.

        

Активная гимнастика.

Развитие подвижности языка и губ следует проводить с детьми 2-го и 3-го уровня доречевого развития. Активные движения языка вызываются пищевым подкреплением:

  1. При раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед, вверх, слизывание.
  2. При раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка. Эти приемы проводятся по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Активная гимнастика на 4-ом уровне доречевого развития.

Ребенка настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения.

Ребенок обучается таким произвольным движениям, как «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот».

Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье. Упражнение проводится ежедневно по 3 минуты.

Рекомендовано: профессором кафедры логопедии МГОПУ Е. Ф. Архиповой.

Перечень  основных видов непосредственно-образовательной деятельности.

 Допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 10 занятий (100 минут, или 1час 40 минут) Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник-среда). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными.

Время занятий и их количество в день регламентируется пребованиями СанПиН к максимальнодопустимому объему недельной образовательной нагрузки. Объязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, , снять мышечное и умственное напряжение.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Образовательная область. Непосредственно образовательная деятельность детей.

Возраст. 6 – 9 месяцев

Возраст 9 – 12 месяцев

 Количество занятий в мин.

Количество занятий в мин.

.       Неделя   

Месяц

Год

.        Неделя   

Месяц

Год

Развитие восприятия

2

16 мин

8

36

1

10мин

4

36

Ознакомление с окружающим и развитие речи

2

16 мин

8

36

3

30мин

12

108

Действия с предметами

2

16 мин

8

36

2

20мин

8

72

Музыка

2

16 мин

8

36

2

20мин

8

72

Развитие движений

2

16 мин

8

36

2

20мин

8

72

10

1час20м

40

180

10

1ч 40м

40

360

      ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Перспективный план от 0 до 3 месяцев.

Понедельник. НОД

Подготовительные этапы развития речи. Игра: «Кто у нас хороший».

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на общение с взрослым, стимулировать первую улыбку. Стимулировать вокализацию.

2-ая половина дня. НОД.

Физическое развитие.

Цель: укреплять мышцы рук, спины, ножек. Вторник. НОД.

Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Слушаем музыку».

Цель: вызывать слуховое сосредоточение, обогащать приятными впечатлениями. Слушание классической музыки и пения взрослых.

2-ая половина дня. НОД.

Познавательное развитие.

Цель: слуховое сосредоточение на предмете, издающим звук. Прослежвание за движением игрушки, предмета.

Среда. НОД.

Познавательное развитие. Действия с предметами.

Цель: способствовать проявлению попыток ребенка наталкиваться руками на низко подвешенную игрушку и прикасаться к ней.

2-ая половина дня. НОД.

Физическое развитие.

Цель: закреплять умение длительно удерживать голову, лежа на животе. Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности.

Четверг. НОД.

Познавательное развитие. Развитие восприятия.

Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов, способствовать возникновению поисковой реакции на звучащий предмет.

2-ая половина дня. НОД.

Художественно-эстетическое развитие. Игра: « На зеленом, на лужку».

Цель: способствовать развитию восприятия музыки, вслушиваться в звуки, эмоционально реагировать. Формировать интерес к пению взрослых.

Пятница. НОД.

Подготовительные этапы развития речи. Игра: «Потягушечки - порастушечки».

Цель: побуждать ребенка прислушиваться к ласковому голосу взрослого, вызывать первые гортанные звуки.

2-ая половина дня. НОД.

Познавательное развитие. Действия с предметами. Игра: «Натолкнись на игрушку».

Цель: стимулировать раскрытие кулачка и разведение пальчиков. Развивать навык захватывания предмета рукой. Суббота, воскресенье.

Игры : «Погремушечка, играй», «Ай, люленьки», «Вот проснулись» и другие игры.

Коррекционная работа по адаптированным индивидуальным программам.

(См. календарный план, индивидуальные программы). Игры по выбору воспитателя

Перспективный план от 3 до 6 месяцев.

Понедельник. ПОД

Познавательное развитие. Развитие восприятия Игра: «Птичка»

Цель: познакомить с игрушкой в образе птички. Развитие предпосылок активной речи.

2-ая половина дня. ПОД.

Физическое развитие.

Цель: развивать движения ребенка по подготовке к ползанию. Вторник. НОД.

Художественно-эстетическое развитие. Игра: «Застучали ножки».

Цель: по - разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию

2-ая половина дня. НОД.

Подготовительные этапы развития речи. «Игра с губками».

Цель: побуждать ребенка к речевому подражанию, развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого, обращенной к ребенку.

Среда. НОД.

Познавательное развитие. Действия с предметами. Тема: «Любимые игрушки».

Цель: формировать у ребенка зрительно-осязательную активность. Обучать конкретному практическому действию: стучать, брать, захватывать, греметь. Игры и погремушками, ложками.

2-ая половина дня. НОД.

Физическое развитие.

Цель: овладение движениями на основе положительного эмоционального общения и совместных действий взрослого и ребенка: повороты со спины на бок, на живот и обратно, отталкивание ногами от опоры при поддержке под мышки.

Четверг. НОД.

Познавательное развитие. Развитие восприятия.

Тема: « Любимые игрушки» ( колокольчик, бубенчик, пищащая игрушка). Цель: развитие зрительного и моторного опыта. Формировать ответные эмоциональные реакции.

Четверг. НОД.

2-ая половина дня. НОД.

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: слушать непрерывно звучащую музыку, следить за перемещением звучащего инструмента, за действиями взрослого. Пение: «Я на горку шла».

Пятница. НОД.

Подготовительные этапы развития речи. Игра: «Птичка».

Цель: познакомить с игрушкой в образе птички, подражание звукам и слогам.

2-ая половина дня. НОД.

Познавательное развитие. Действия с предметами. Игра: «Браслет».

Цель: развивать у ребенка зрительно-осязательную активность.

Суббота, воскресенье:

свободные игры и развлечения с детьми.

Коррекционная работа по адаптированным индивидуальным программам.

(См. календарный план, индивидуальные программы). Игры по выбору воспитателя

Перспективный план от 6 до 9 месяцев.

Понедельник. НОД

Тема: «Любимые игрушки».

«Ляля в гости пришла». Цель: развивать способность понимать речь взрослого. Устанавливать связь между словом и предметом. Развивать подражание простым слогам: ля-ля.

2-ая половина дня. НОД.

Физическое развитие.

Цель: содействовать приобретению опыта овладения движениями на основе положительного эмоционального общения и совместных действий. Учить ползать, (7 м) присаживаться, вставать и опускаться, держась за опору (8 м); переходить от предмета к предмету.

Вторник. НОД.

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: выполнять ритмичные движения под музыку, извлекать звуки из муз игрушек.

2-ая половина дня. НОД.

Подготовительные этапы развития речи. Тема: «Ляля в гости пришла».

Цель: развивать способность понимать речь взрослого. Устанавливать связь между словом и предметом. Подражать простым слогам.

Среда. НОД.

Познавательное развитие. Действия с предметами.

Тема: игрушки (пищащие резиновые, звенящие).

Цель: по показу и слову, а затем только по слову активно подражать действиям взрослого. Совершенствовать ориентировочные слуховые и зрительные реакции. 2-ая половина дня. НОД. Физическое развитие.

Цель: содействовать приобретению опыта овладения движениями на основе положительного эмоционального общения и совместных действий. Учить ползать, (7 м) присаживаться, вставать и опускаться, держась за опору (8 м); переходить от предмета к предмету.

Четверг. НОД.

Познавательное развитие. Развитие восприятия. Тема: игрушки.

Цель: расширять зону восприятия ребенка посредством зрения, слуха, осязания. Манипулировать игрушкой. Способствовать формированию умения выделять указательный палец.

2-ая половина дня. НОД.

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: способствовать положительному эмоциональному отклику на музыку. Продолжать упражнять выполнять движения: хлопать, греметь бубенцами, погремушками, махать платочком.

Пятница. НОД.

Подготовительные этапы развития речи. Игра: «Кошка в гости пришла».

Цель: развивать представление об игрушках, изображающих живые существа. Привлечь внимание к общим характерным деталям (глаза, нос, рот и т.д.). Развивать предпосылки активной речи.

2-ая половина дня. НОД.

Познавательное развитие. Действия с предметами. Тема: игрушки.

Цель: формировать точность движения руки, умение открывать, закрывать, извлекать звуки, выполнять манипуляции, подражая взрослому.

Перспективный план от 9 до 12 месяцев.

Понедельник. НОД

Тема: «Любимые игрушки».

«В гости козочка пришла» Цель: понимать речь взрослого. Реагировать на предложения, побуждающие к действию. Узнавать знакомые игрушки на картинке и называть их при помощи звукоподражания. Воспитывать доброе отношение к игрушкам.

2-ая половина дня. НОД.

Физическое развитие.

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей на основе положительного эмоционального общения и совместных действий взрослого и ребенка: ходить при поддержке за обе руки; подниматься по ступенькам, держась за опору,; ходить за машинкой, каталкой.

Вторник. НОД.

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: развивать умение выполнять простые плясовые движения под веселую музыку.

Вторник. НОД.

2-ая половина дня. НОД.

11ознавательное развитие. Действия с предметами. Игра: «Нанизывание колец на стержень». Цель: развитие зрительно - моторного опыта детей.

Среда. НОД.

Подготовительные этапы развития речи. Тема: «Ляля в гости пришла».

Цель: формировать знания о себе и ближайшем окружении. Расширять понимание речи, побуждать подражать действиям в играх с игрушкой. Освоение общепринятых норм поведения ( здороваться, играть, прощаться).

Среда. 2-ая половина дня. НОД.

Физическое развитие.

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей в ходьбе: ходить, придерживаясь за предметы, ходить за обе или одну руку, подниматься и опускаться по лесенке.

Четверг. НОД.

Познавательное развитие.

Действия с предметами.

Тема: игрушки (кубики- шарики).

Цель: учить сравнивать предметы по форме.

Формировать активное подражание простейшим операциям соотнесения ( синие шарики в синее ведерко, красные кубики в красное ведерко.

2-ая половина дня. НОД.

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: слушать пение взрослых, подражать отдельным певческим интонациям, по - разному реагировать на музыку спокойного и плясового характера.

Пятница. НОД.

Подготовительные этапы развития речи.

Тема: игрушки.

«Лошадка в гости пришла».

Цель: выполнять действия по показу и слову, узнавать игрушку на картинке, подражать слогам, произносить ранее незнакомые слоги.

2-ая половина дня. НОД.

Познавательное развитие. Развитие восприятия.

Тема: любимые игрушки, (зайка большой и маленький, морковка большая и маленьнькая)

Цель: совершенствовать все виды восприятия, развивая мелкую моторику, слух, зрение. Формировать умение выполнять простые практические задания, приводящие к результату. Упражнять в соотнесении.

Перспективный план для детей 10-11 месяцев.

Понедельник. Первая половина дня.

Занятие: Развитие речи и ориентировка в окружающем. Тема: В гости пришла кошка.

Цель: Понимать название знакомых игрушек, выполнять простые действия с ними. Узнавать игрушки на картинке. Вторая половина дня. Занятие: Развитие движений.

Цель: Совершенствовать двигательные навыки ребёнка: самостоятельно стоять, делать первые шаги. Ходить при поддержке за одну руку, подниматься и опускаться по лесенке.

Вторник.

Первая половина дня. Занятие: Музыкальное.

Цель: Продолжать слушать пение взрослых, продолжать учить подрожать

певческим интонациям. Выполнять движения под музыку: хлопать в ладоши,

топать ножкой.

Вторая половина дня.

Занятие: Развитие действий с предметами.

Тема: Игра с ведёрками и кубиками.

Цель: Продолжать обучать простейшим действиям с предметами. Развивать координацию рук.

Среда.

Первая половина дня.

Занятие: Развитие речи и ориентировка в окружающем.

 Тема: Мишка пришёл в гости.

Цель: Понимать название знакомых игрушек. Выполнять действия с ними по показу. Узнавать игрушку на картинке. Вторая половина дня. Занятие: Развитие движений.

Цель: Совершенствовать двигательные навыки ребёнка: самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Уверенно ходить, придерживаться за предметы.

Четверг.

Первая половина дня.

Занятие: Развитие действий с предметами.

Тема: «Нанизывание колец на стержень».

Цель: Учить простым действиям с предметами. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.

Вторая половина дня. Занятие: Музыкальное.

Цель: Формировать музыкальную отзывчивость на музыку контрастного характера: весёлая - спокойная, быстрая - медленная. Побуждать подражать отдельной певческой интонацией. Откликаться на песенно-игровое действие взрослых «кукла пляшет».

Пятница.

Первая половина дня.

Занятие: Развитие речи и ориентировка в окружающем. Тема: Игра «Показ предметов из мешочка».

Цель: Развивать понимание слов, обозначающих игрушки некоторые действия с ними. Подражать легким для произношения словам и звукосочетанием.

Вторая половина дня. Занятие: Развитие восприятия. Тема: Игра с матрёшками.

Цель: Целенаправленные исследовательские действия. Координация зрительно - осязательных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Название

Автор. Издательство.

От рождения до школы

Н.Е.Веракса,Т.С.Комарова.М.А.Васильев а. Мозаик - Синтез 2010.

Ребенок от рождения до года

Г.М.Лямина, А.В.Павлова, С.Н.Тетлюк, Л.Г.Голубева, Ю.А.Разенкова. Мозаик-Синтез 2005

Каролина

Ненси М.Джонсон-Мартин, Сюзен М.Аттермиер, Кеннет Г.Дженс, Бонни Дж.Хаккер. Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства 2005

Маленькие ступеньки

Мойра Питерси, Робин Трилор. Институт Общегуманитарных Исследований. Москва, 2001

Кроха

Г.Г.Григорьева,Н.П.Кочетова. Просвещение 2000

Игры и упражнения для самых маленьких

Т. Стробыкина. Айрис-пресс,2004.

Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до года

Л.Н.Павлова. Мозаик-Синтез, 2005.

Знакомим детей с окружающим миром

Л.Н.Павлова. Москва. Просвящение. 1987.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Г.А.Широкова. Феникс, 2006.

Развивающие игры для детей от 0 до года

М.В.Кузин. Феникс, 2007.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста

С.Л.Новоселова. Москва. Просвящение. 1985.

125 развивающих игр.

Джеки Силберг. Попурри. Минск 2003.

Познаем мир, играя.

В.И.Иванова. Феникс 2008.

Развивающие игры-минутки для малышей от рождения до года.

И.Левин, М.Левин. Попурри. Минск 2010

Малышам и малышкам

Н.Пикулева. Ярославль. Академия развития. 2008.

Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста

Л.Н.Павлова. Айрис-Пресс Москва 2007

Развитие речи ребенка раннего возраста.

Г.М.Лямина. Айрис-Пресс. Москва 2006.

Игры для развития речи

В.Г.Дмитриева. Издательство Сова 2008.

Сенсорные способности малыша

Э.Г. Пилюгина Просвещение 1996.

Развите речи малыша

Е.Е.Ляско Айрис-пресс,2004.

Как развивать необходимые навыки у малыша, играя вместе с ним.

Д.Силберг Попурри Минск 2004.

Играем с малышами

Г.Г.Григорьева,Н.П.Кочетова, Г.В.Груба. Москва Просвещение 2003.

День за днем говорим и растем

О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. Сфера Москва 2005.

Игры с детьми младенческого возраста.

Ю.А.Разенкова. Москва. Школьная пресса. 2000.

Гимнастика и массаж для самых маленьких

Л.Г.Голубева. Мозаика-Синтез Москва 2006.

Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии

Г.А.Решетнева, И.Н.Минка. Москва. Владос 2004.

Зарядка для грудничков.

Н.Г.Соколова. Феникс 2007.

125 развивающих игр для малышей от 0 до 3 лет

В.Г.Дмитриева. Сова 2007.

100 развивающих игр и упражнений от рождения до года

В.Г.Дмитриева, О.А.Новиковская. ACT Сова Москва 2006

Развивающие игры для детей от рождения до года.

И.В.Тышкевич. Поппури, 2009.

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. Изд. «Дом, 21 век» 2008

Лечебные игры и упражнения для детей.

А.А.Потапчук Изд. «Речь», 2007

Книга для родителей по развитию речи малышей первых трех лет жизни.

Е.Е.Ляско, О.В.Фролова. Изд. «Речь», 2007.

Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях

Н.Ю.Савельева. Феникс,2005.

Основы педиатрии и гигиены детей раннего возраста

А.О.Дробинская. Москва, Владос 2003.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.

        Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы,  который проводится 2 раза в год (первый раз по окончанию адаптационного периода, второй раз в конце учебного года).

         Представленная  система мониторинга основывается на том, что программа направлена на формирование у ребенка основных интегративных качеств, которые являются  показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и позволяет ему самостоятельно решать жизненные задачи, адекватные возрасту.

         

         Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития  детей.

 

         Примерный тест оценки развития  ребенка  к концу первого года жизни.

 Ситуация тестирования. Взрослый наблюдает за ребенком в периоды бодрствования,

в моменты общения с малышом. Стремится приблизить тестовые ситуации к привычным   условиям  игрового взаимодействия с ребенком.

Цель тестирования:  составить представление об индивидуальных особенностях малыша, его предпочтениях,, эмоциональных проявлениях,, социальных контактах со взрослыми и детьми. А также о его познавательной активности, сенсорном развитии, уровне развития предметных действий (ознакомительной игры), речевых реакций и локомоции (двигательной активности).

Оценка ведется по ведущим линиям развития.

Графа: критерий оценки:

 колонка 1- устойчивый навык – 1 балл.

 колонка 2- неустойчивый навык – 0,5 балла.

 колонка 3- навык отсутствует – 0 баллов.

 

Максимальная сумма балов по каждой линии развития:

Познавательное развитие     10 баллов.

Социальное развитие             6 баллов.

Речевое развитие                    6 баллов.

Моторное развитие                 3 балла.

Максимальная оценка результатов тестирования 25 баллов.

Познавательное развитие.

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Критерий  оценки

1

1

2

3

1.Проявляет живой интерес к окружающим предметам и игрушкам. Подражая взрослому, использует их функционально правильно, т.е. машинку катает, куколку баюкает, собачку кормит и т.п.

2.Замечает новый предмет, игрушку, хорошо ориентируясь на ее цвет, форму или величину.

3. Успешно выполняет  задания двигательного характера с дидактическими игрушками: ставит кубик на кубик, опускает шарики в отверстия коробки, снимает и одевает на палочку колечки пирамидки, открывает матрешку, накладывает в миску цветные колечки, вынимает грибочки из панельки.

4. Способен перенести знакомые функциональные действия в новую ситуацию. Например, знает, как кормить куколку (подносит ко рту тарелочку). Желает так же покормить мишку и т. п.

5.Может воздействовать предметом на предмет, например притянуть за веревочку колокольчик и позвонить или потянуть за уголок салфетки и  приблизить к себе зайку или мишку

6.Находит куклу или мячик, закрытые простынкой, путем ее стягивания.

7.Способен 3-5 мин заниматься с интересной игрушкой, не переключаясь на другие предметы.

8.Появляется любимая игрушка.

9. Активно откликается на предложение взрослого поиграть вместе.

10. Способен вслед за взрослым повторять его действия или движения т.е. овладевает разученными действиями по подражанию («ладушки», «прятки») и др.

Социальное  развитие.

Эмоциональное воспитание в процессе  общения.

Общение со взрослым.

Критерий оценки

1

2

3

1.Потребность общения со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом со взрослым,  часто вступает в контакт).

2.Общение на эмоционально-личностном уровне. Понимает слово «нельзя» и правильно на него реагирует.

3.Контакт на уровне «делового»  общения по поводу действий с предметами.

Общение с детьми.

4.Спокоен в детском сообществе  (неконфликтен)

5.Положительно реагирует на других детей (проявляет к ним интерес, улыбается, отдает игрушку, смеется).

6.Способен играть « рядом» , находясь в сообществе сверстников.

Речевое развитие.

1

2

3

1.Понимает обращение  по имени

2.Выполняет  отдельные поручения по слову взрослого: «дай мне», «положи»,  «возьми» и т.п.

3.Понимает названия многих окружающих предметов и действий с ними: «будем умываться – возьмем мыло»; «будем кушать – возьмем ложку» и т.п.

Этапы активной речи.

4.Вокализирует. Пользуется мимикой, жестом.

5.Легко подражает новым слогам, пвторяя их за взрослым.

6.Использует лепетную речь: активный словарь – 6-10 слов (мама, папа, баба, дай, бай-бай, топ-топ).

Моторное развитие.

Развитие общих движений.

1.

2

3

1.Хорошо ориентируется в пространстве. Ползает быстро и в разных направлениях, время от времени встает у опоры.

2.Переходит от ползания к вертикальному перемещению: встает на ноги и переходит от опоры к опоре.

3.Может пройти не присаживаясь несколько шагов самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...