Консультация « Правила дорожного движения в детском саду»
консультация
Для человека попавшего в дорожно - транспортное происшествие, это всегда несчастье, для ребенка- это трагедия, которая является следствием того, что родители недосмотрели, воспитатели – недовоспитали, ГИБДД - недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессионализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_cheloveka_popavshego_v_dorozhno.docx | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация « Правила дорожного движения в детском саду»
Для человека попавшего в дорожно - транспортное происшествие, это всегда несчастье, для ребенка- это трагедия, которая является следствием того, что родители недосмотрели, воспитатели – недовоспитали, ГИБДД - недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессионализма.
При работе с детьми следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:
- речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании дошкольников. главное не заучить правила, а понять их, превратить в прочные навыки;
- в детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;
- воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картин. необходимо выходить к дороге, рассказывать и объяснять используя знания детей, реальную обстановку;
- занятие проводить не только по графику, но использовать всякую возможность в повседневной жизни;
- развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д.;
- как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях; по определению расстояния, скорости, размеров;
- использовать все доступные формы и методы работы с детьми;
- исходить из того, что в дошкольном возрасте детей надо приучать к безопасному поведению вообще, а поведение на дороге считать частым случаем
Схема 1. Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге.
Эта задача стоит перед родителями и нами, воспитателями дошкольных учреждений. Прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить! Следовательно, в союзе с родителями, с психологом, нам необходимо научить детей дорожной грамоте, культуре поведения на улице и общественном транспорте. Эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, занятия, прогулку, дорогу домой и в детский сад, домашние ситуации т. п. и так, чтобы ребенку было понятно и интересно.
После знакомства на экскурсиях, целевых прогулках с перекрестком, дорожными знаками, дети могут закрепить свои знания о правилах дорожного движения и правилах безопасного поведения, не выходя на улицу.
Обращаюсь к детям с просьбой назвать основные части, на которые можно разделить дорогу, спрашиваю, для чего они предназначены. Ребята закрепляют знания об улице и дороге, ее элементах в городе /проезжая часть, поребрик, тротуар, разделительная полоса/, и в сельской местности /проезжая часть, обочина, кювет/. Составляют дорогу из полос картона разного цвета или раскрашивают элементы дороги разноцветными карандашами, объясняют свой выбор.
Дети рассказывают о своем пути от дома до детского сада: идут по тротуару или по обочине дороги, где и как переходят дорогу, какие дорожные знаки встречаются у них на пути, всегда ли мама или папа держит за руку, о чем они разговаривают, говорят ли о правилах поведения на дороге.
Подбираю иллюстративный материал: виды улиц, зданий, дорог, перекрестков в разное время года. Выясняем, почему зимой на дороге, улице надо быть особенно осторожным и внимательным, где можно, а где нельзя играть детям.
Вместе с детьми анализируем и обыгрываем игровые и проблемные ситуации, изображенные на плакатах и картинках, беседуем о правилах поведения на улице.
Более наглядно изучить устройство улицы помогла целевая прогулка к перекрестку, где дети увидели один из видов перекрестков. После прогулки свои наблюдения ребята переносили на бумагу: рисовали, выкладывали на фланелеграфе пересекающиеся дороги, транспорт.
Используя серии картин «Транспортные средства», «Машины в нашем городе», настольную игру «Дорожное лото», ребята закрепляют представления о различных видах транспорта, рассказывают о том, каким сигналом оборудован пожарный автомобиль, на каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена». Дети учатся отличать оперативный транспорт от специального, грузового, пассажирского. Пополняют словарный запас новыми словами: бульдозер, бетономешалка, звуковой сигнал, прицеп, капот, педаль тормоза и другие.
На занятии «В гости к бабушке» дети с интересом загадывали и отгадывали загадки о разных видах транспорта, расширяли знания о пассажирском транспорте, узнавали правила безопасного и культурного поведения в автобусе.
В сюжетно – ролевой игре «Мы едем, едем, едем» ребята отрабатывали навыки поведения на остановке и в общественном транспорте, напоминали «своим детям - куклам» и друг другу, что вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место пожилым людям.
В индивидуальных беседах ребята рассказывают о случаях и ситуациях, которые произошли в автобусе, когда они ехали в детский сад, высказывают свое отношение к увиденному, радуются и возмущаются поступками взрослых и детей. Более интересные и необычные истории предлагаю для обсуждения всей группе детей. Такие беседы нахожу очень полезными для воспитанников, потому что случаи взяты непосредственно из нашей жизни.
А вот проследить за работой очень важного прибора под названием светофор нам не представляется возможным. За светофором ребята могут понаблюдать только в городе с родителями. Этот удивительный прибор ребята могут увидеть только на плакате, на картинке в книжке. Это не значит, что знакомится с его работой и назначением им не нужно. Уже с младшей группы дети знают про «разноцветные огоньки», учатся выкладывать кружки красного, желтого и зеленого цвета на фланелеграфе. В старшей группе ребята закрепляют знания о светофоре, его огромном значении на дорогах города. В беседах на данную тему обсуждали проблемную ситуацию «Что было бы, если бы на светофоре всегда горел красный свет», «Что было бы, если светофор сломался». Предлагаю детям послушать рассказы, сказки и стихотворения о светофоре, о правилах дорожного движения.
Представления, полученные на специальных занятиях, прогулках, в соревнованиях, таких как «Что? Где? Когда? », в индивидуальных беседах, дети закрепляют на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду.
Общеизвестно, что дети лучше усваивают полезные знания в игровой форме. Особенно если использовать на занятиях – играх по ознакомлению с дорожными знаками «одушевленные» пособия.
Вот такие «живые» дорожные знаки из бумаги и картона получились у
нас. Ребята с удовольствием принимали участие в изготовлении этого пособия, а после усердной работы устроили настоящий парад дорожных знаков. Уже в процессе изготовления знаков, многие ребята запомнили не только название «Дети», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Пункт питания» и другие знаки, которые можно увидеть в нашем поселке, но и к какой группе относится тот или иной знак, что обозначает.
Дети используют пособия и атрибуты в свободное от занятий время, в играх. Для лучшего запоминания дорожных знаков предлагаю игры, сделанные своими руками «Найди такой же знак», «К какой группе относится», «Собери знак», «Домино».
«Игра – есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни», - сказал П. Ф. Лесгафт. Игра должна не только развлекать ребенка, но, прежде всего, обучать его, стимулировать его любознательность, стремление к познанию окружающего мира и самого себя.
Среди них обучающая игра «Дорога в школу». На игровом поле предлагается три маршрута, каждый из них имеет свои особенности и неожиданности. Избежать опасности сможет лишь тот, кто знает правила дорожного движения. Ребенок может добраться пешком или на автобусе. Я думаю, что эта игра поможет научить детей правильно переходить дорогу, выбирать безопасный маршрут.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил безопасного поведения на дороге, провожу групповые прогулки по тротуару, к пешеходному переходу, к автобусной остановке для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за посадкой и высадкой из автобуса, объясняю, как правильно перейти дорогу. Вернувшись с прогулки, дети делятся впечатлениями, рассказывают о дорожных знаках, указателях, пешеходных переходах.
На специальных занятиях с использованием макета и в свободной игре, дети закрепляют представления о том, что пешеходы ходят по тротуару, если нет тротуара (на загородной трассе, то по левой обочине дороги, навстречу движущемуся транспорту. Пешеходы переходят улицу в специальных местах, по пешеходному переходу, если нет пешеходного перехода, внимательно смотрят налево, потом направо, и только затем, если нет вблизи транспорта, переходят дорогу. Дети закрепляют знания о том, что дорогу надо переходить быстрым шагом, не бегом, под прямым углом. Ребята учатся самостоятельно расставлять дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Пункт питания», «Место остановки автобуса», «Движение пешеходов запрещено» и другие на предложенном макете, наводить порядок на проезжей части и тротуаре, правильно расставлять фигурки пешеходов и игрушечные машины.
С помощью наглядных пособий (картин, плакатов, дидактических игр, дети узнали о подземном и надземном переходе - самых безопасных переходах в городе. Ребята учили стихотворения о пешеходах, разных пешеходных переходах «Шагая осторожно» С. Михалкова, «Песенка о правилах» Я. Пишумова и др.
Одним из условий успешного усвоения дошкольниками правил дорожного движения и овладения навыками безопасного поведения на дороге является создание соответствующей материальной базы. Это:
- художественная литература по дорожной тематике (сборники загадок стихов, рассказов),
- разнообразный иллюстративный материал, плакаты, диафильмы, схемы, сюжетные картины,
- атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм (жезл, свисток, фуражка, нагрудные знаки с изображением транспорта, рули и др.),
- наборы дорожных знаков, светофоры, транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые автомобили, автобусы, поезд и др.),
- разнообразные игры: настольно-печатные, дидактические, пазлы и др.
- методическая литература,
- макеты,
- специально оборудованные кабинеты и площадки.
Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
- Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
- принцип учета возрастных особенностей. Занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
- Принцип постепенности. Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
- Принцип интеграции. Тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей.
- Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения.
- Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Работа с родителями
Ни для кого не секрет, что, сколько бы не проводилось занятий по правилам дорожного движения с детьми, результат не будет высоким, если должного внимания привитию детям навыков безопасного поведения на дороге не уделяют родители. Кроме того, недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей.
Формы работы с родителями:
- индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
- просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
- участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
- общие и групповые собрания;
- анкетирование, диспуты;
- тематические выставки;
- оформление стендов в родительском уголке;
- разработка совместных с детьми проектов;
- выпуск буклетов, памяток, стенгазет.
- оформление фотостендов, папок-передвижек,
- проведение дней открытых дверей.
- Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
- Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
- Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
- Анкетирование.
- Показательные занятия.
- Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
- Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
- Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила дорожного движения в детском саду.
Үз-үзебезне сакларга өйрәнәбез!(Сакланганны алла саклар!)Балаларның тормыш иминлеген саклау – һәр тәрбияченең иң зур бурычларыннан берсе, шуңа күрә без балалар бакчасыннан ук балаларга һәртөрле ...
«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСК...
Выступление на тему: "Правила дорожного движения в детском саду"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...
Правила дорожного движения для детских садов
папка передвижка...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, написаны "взрослым" языком без всякого рассчета на детей....
Консультация для родителей. Правила дорожного движения в детском саду в младшей группе.
Консультация для родителей по ПДД в младшей группе. Уважаемые родители, как вы слышите из источников информации, ежегодно на дорогах и улица...