Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Дыхательная гимнастика, как метод оздоровления дошкольников»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Дыхательная гимнастика, как метод оздоровления дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_2.docx | 23.51 КБ |
roditelskoe_sobranie.pptx | 760.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Дыхательная гимнастика, как метод оздоровления дошкольников»
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно –сосудистой системы.
Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др., но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом - дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми, заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый взгляд простое упражнение(повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.
Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям.
Профилактический эффект
В первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.
Упражнения «Дышим одной ноздрей», «Воздушный шарик внутри», «Насос», «Мыльные пузырики» (описание упражнений приведено в конце статьи) учат ребенка контролировать процесс дыхания (верхнего, нижнего, среднего). Важно проводить гимнастику, соблюдая рекомендованную дозировку и время, не менее двух раз в день.
Успокаивающий эффект
Несколько упражнений на спокойное и глубокое дыхание помогут малышу расслабиться, привести в норму работу нервных клеток. Перед сном нежелательно использовать активные игры дыхательной гимнастики, оптимально подойдут упражнения «Послушай дыхание», «Волна» (когда в положении лежа на спине ребенок во время глубокого вдоха поднимает руки, лежавшие вдоль тела, вверх, а затем медленно опускает их на выдохе и произносит слово «вниз»).
Правильная речь
Для формирования грамотной и чистой речи, правильного произношения звуков, выразительного чтения стихов необходимо, кроме специфических упражнений, использовать и дыхательную гимнастику. Это способствует развитию умения контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, выдыхая его долго.
На логопедических занятиях используются упражнения «Паровозик», «Чем пахнет?», «Задуй свечку», «Ветерок и облака» и множество других.
Развитие интеллектуального потенциала
Насыщение клеток головного мозга кислородом, которое происходит во время правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики, стимулирует его активную работу. Систематические занятия помогают развить интеллектуальные способности, так как здоровый и спокойный дошкольник усваивает новые знания с большей эффективностью.
Давайте поможем своим детям!
«КТО СПРЯТАЛСЯ?»
На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
Прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
«ГРЕЕМ РУКИ»
Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) - дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тёплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.
«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
«ПУЗЫРЬКИ»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«ДУДОЧКА»
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«ФОКУС»
Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука Р. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«БАБОЧКА»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
«СВЕЧА»
Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
«ФУТБОЛ»
И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик - это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1 взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2 взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»повторить 5-6 раз.
«НАСОСИК»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох.
Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»
«ПАРОВОЗИК»
Едет, едет паровоз
Деток в садик он привёз.
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки.
Делая соответствующие движениядети приговаривают «чух-чух-чух».
Упражнение выполняется 20-30 сек.
«ДЫХАНИЕ»
Тихо - тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
И. п. - стоя, руки опущены.
1 медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).
2 - плавный выдох через нос.
«КОРАБЛИК»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для чего нужна дыхательная гимнастика? Дыхание- важнейшая функция организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения. Еще древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям.С помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека .
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Известно немало методик дыхательной гимнастики. • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» ; • среднее или «реберное» ; • верхнее или « ключичное»; • смешанное или «полное дыхание йогов».
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила: - воздух набирать через нос; - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки; - дышать надо с удовольствием; необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении.
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря , необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте . Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку : « Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».
Дыхательная гимнастика обладает: Профилактический эффект Успокаивающий эффект Правильная речь Развитие интеллектуального потенциала Систематические занятия помогают развить интеллектуальные способности, так как здоровый и спокойный дошкольник усваивает новые знания с большей эффективностью .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации с родителями музыкального руководителя "Дыхательная гимнастика, как метод оздоровления дошкольников"
В данной консультации можно узнать, как важна дыхательная гимнастика для детей....
Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников».
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...
Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"
Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"...
«Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...
«Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»
laquo;Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»...
Роль дыхательной гимнастики как метод оздоровления дошкольников
роль дыхат гим...
Роль дыхательной гимнастики,как метод оздоровления дошкольников
дыхательная гимнастика...