Безобидные фразы, которые воспитатель не должен говорить детям
консультация
Статья содержит рекомендации для воспитателей ДОУ, которые помогут им правильно построить общение с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezobidnye_frazy.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
2018 – 2019 учебный год.
Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям.
- Фразы, в которых скрыты психологическая изоляция и отвержение со стороны взрослого и (или) сверстника.
Примеры фраз: «Отойдите от него все, пусть один сидит», «Я смотреть на тебя даже не хочу».
Подобные высказывания оказывают отрицательное воздействие. Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным. Такое воздействие нарушает психическое равновесие, поэтому ребенок обязательно отреагирует: обидится, замкнется. Но потом будет стремиться реабилитировать травмирующие переживания.
Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли.
Рекомендация. Задача воспитателя – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не на изоляцию: «Давайте поможем Ане».
- Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание.
Примеры фраз: «Будешь баловаться, в другую группу отведу», «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».
Воспитатели обещают отвести ребенка в незнакомое помещение за плохое поведение, причем помещения могут быть не только страшными (кабинет заведующей, медицинский кабинет), но и унизительными (туалет, кладовка). Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и подобные неосторожные фразы могут привести к развитию у них страхов.
Рекомендация. Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности ребенка в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателю следует исключить подобные фразы из общения с детьми.
- Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность.
Примеры фраз: «Посмотри, на кого ты похож…», «Не занимаешься – будешь глупым», «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».
Фразы данной группы – оценочные. Они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог. После этого воспитательное воздействие на ребенка, который согласился с тем, что оно плохой, уже невозможно.
Рекомендация. Воспитателю следует избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. В дошкольном возрасте нормативная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому воспитатель должен разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации.
- Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.
Примеры фраз: «Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!», «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика», «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».
Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее. дети становятся пассивными, проявляют уныние. перестают фантазировать. в дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.
Запугивание едой может привести к стрессу, сформировать неправильное пищевое поведение.
Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…», «У тебя получается…»
- Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.
Примеры фраз: «Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка», «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?», «Настоящие мальчики не плачут».
Подобные фразы подрывают важный процесс. когда дети осваивают гендерные модели поведения. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.
Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей и образцы поведения окружающих их взрослых.
- Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.
Примеры фраз: «Все делают нормально, ты один ничего не можешь», «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!», «Из какого места у тебя руки растут?», «С чего ты решил, что тебе разрешат?».
Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказаться от своих увлечений.
Рекомендация. Важно не ограничивать инициативность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!».
- Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей».
Примеры фраз: «Мне маме рассказать, что произошло?», «Ну, что будем папу расстраивать?», «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».
Подобные высказывания пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.
Кроме того, такие высказывания выражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.
Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет своего авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.
- Фразы, в которых используются пугающие персонажи.
Примеры фраз: «Не перестанешь кричать, вызову милиционера», «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем», «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет!».
Подобные фразы формируют страхи, которые сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Кроме того, они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.
Рекомендация. Воспитателю следует использовать альтернативные методы педагогического воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается.
- Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей и запрещают движение.
Примеры фраз: «Стой на месте», «Замри», «Перестань крутиться!».
Потребность в движении является базовой и важной для общего развития ребенка. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.
Рекомендация. Воспитатель должен направить хаотичную двигательную активность ребенка на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься» или «Давайте возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями». Исключения составляют гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход и участие педагога-психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям
В данном материале собраны примеры фраз, которые кажутся воспитателям безобидными, а на самом деле негативно влияют на детей и рекомендации, чем их заменить, которые...
Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям
Через всю свою жизнь мы проносим образ того, кто первый ввел в новый мир- воспитатель. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь ст...
Консультация на тему: "Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям"
Одним из важнейших признаков, позволяющим воспитанникам «классифицировать» своих воспитателей, является их речевое поведение. Иногда, мы не замечаем, что говоря ту или иную фраз...
БЕЗОБИДНЫЕ ФРАЗЫ , КОТОРЫЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ.
консультация для воспитателей...
Памятка педагогу "Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям"
Памятка педагогу "Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям"...
БЕЗОБИДНЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ
1. Фразы, в которых скрыты психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстникаПодобные высказывания оказывают сильное воспитател...
Консультация "Безобидные фразы, которые не должен говорить воспитатель"
Безобидные фразы которые воспитатель не должен говорить ребенку, их примеры и рекомендации как сказать по другому....