Моя Кубань - мой край геройский
проект (подготовительная группа)

Тищенко Марина Николаевна

Проект "Моя Кубань - мой край геройский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя Кубань - мой край геройский24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 станицы Октябрьской МО Крыловский район

Воспитатель МБДОУ №6: Тищенко Марина Николаевна

Тема проекта: « Моя Кубань – мой край геройский».

Возрастная группа: Подготовительная.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

          Последние годы мы часто видим и слышим с экранов телевизоров, как некоторые политиканы переписывают историю нашей страны, хотят уменьшить роль русского народа в победе над фашизмом. Уничтожают памятники воинам – освободителям, запрещают праздновать день Победы.

Чтобы донести до детей всю правду о войне, о почитании и уважении к воинам мною был разработан данный проект, посвящённый 75 – летию освобождения Кубани от немецко – фашистких захватчиков.

Цель проекта: Познакомить детей о том, как происходило освобождение Кубани от немецко – фашистких захватчиков, воспитывать дошкольников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, в уважении к русской истории.

Проект «Моя Кубань – мой край геройский» помог расширить кругозор детей, знания о жизни детей и взрослых во время оккупации. Дошкольники познакомились с военными традициями; у них появилось чувство уважения к  прошлому нашего края,  культурным ценностям, народным традициям, истории родного края; сформировалась  активная гражданская  позиция воспитанников, появилось чувство патриотизма, гордости за свою страну, станицу.

В ходе работы над проектом дети узнали много нового и интересного из истории нашего края, нашей станицы. Особенно поразил детей показ презентации «Дети войны» и рассказ воспитателя о трудной жизни детей и взрослых во время оккупации. Много впечатлений у детей осталось после встречи с почётным жителем  станицы Октябрьской Рыбальченко М.С. У детей появилось серьёзное отношение к памяти павших: со скорбью и полном молчании ребята почтили память павших минутой молчания. Узнали много нового о памятных местах нашей станицы. С замиранием дети слушали рассказ экскурсовода Томка Е.В. о налёте немецкой авиации на санитарный поезд.

В ходе работы над проектом использовались информационные компьютерные технологии (разработка и показ презентаций «Дети войны», «Освобождение Кубани»), технологии «музейной педагогики» (сбор фотоматериалов, орденов и медалей времён ВОВ, изготовление макета вечного огня и т.д.).

Малая Родина, Отечество, родной край – играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Работа над данным проектом дала возможность прикоснуться к историческому прошлому Краснодарского края.

 Такие беседы, занятия, экскурсии помогают формировать у детей активную гражданскую позицию, воспитывать  патриотов. Как бы не старались некоторые сейчас переписать историю, но если мы будем передавать наши знания о прошлом детям, то у этих «историков» - ничего не выйдет.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

«Освобождение Кубани от немецко – фашистких захватчиков» в подготовительной к школе группе.

Воспитатель МБДОУ №6: Тищенко М.Н.

Цель: актуализировать тему Великой Отечественной войны на территории

Кубани.

Задачи:

1) Расширять  и  закреплять знания  дошкольников об истории  Кубани времён  Великой  Отечественной  войны; способствовать расширению их кругозора.

2) Формировать  активную гражданскую  позицию воспитанников, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, станицу.

3) Развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки

дошкольников.

Оборудование: мультимедийная презентация, тематическая выставка

книг и рисунков.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Звучит гимн России и Кубани.

Воспитатель: Есть в нашей истории события, над которыми не властны ни время, ни переменчивая память людская, ни повседневная суета. Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков - одно из них.

Фрагмент песни «Священная война».

Воспитатель:  22  июня  1941  года  вошло  чёрной  датой  в  историю  нашей  Родины: фашистская  Германия  без  объявления  войны  напала  на  Союз  Советских Социалистических  Республик.  В  первые  дни  войны  в  военкоматы Краснодарского края пришли первые добровольцы, стремившиеся во что бы то ни стало попасть на фронт и защищать свою Родину. За четыре года в ряды Советской армии на защиту Отечества ушло более 700 тысяч кубанцев, 500 тысяч не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны.

Рассказ сопровождается показом презентации «Освобождение Кубани».

За 186 дней немецко-фашистской оккупации 35 тысяч жителей края были замучены и убиты, но Кубань выжила, не покорилась, и об этом необходимо знать, молодому поколению. 


Ребёнок: Забывать о прошлом – просто странно.
Благодарной памяти верны.
Хвалим постоянно, ветеранов,
А реально -  помогать должны!
Ребёнок: Ветеран войны проснулся рано –
Снова раны старые болят.
Помоги седому ветерану –

За тебя сражался он в боях.
Ребёнок: Он пешком прошёл моря и страны.
И нелёгким был тот долгий путь.
Помоги сегодня ветерану!
Сделай для него хоть что-нибудь!
Ребёнок: Проступают словно из тумана,
Лица тех, кто отдал жизнь за нас.
Помоги живому ветерану!
Помоги не завтра, а сейчас!

Воспитатель: В соответствии с общим планом летней кампании 1942 г. гитлеровское командование  разработало  план  захвата  Кавказа,  получившее  условное название «Эдельвейс». Замысел врага состоял в том, чтобы окружить, а затем уничтожить советские войска южнее Ростова и овладеть Северным Кавказом.

Продолжение показа презентации.

Вражеской группировке противостояли войска Южного и части сил Северо-Кавказского  фронтов.  Перед  советскими  войсками  ставилась  задача остановить  врага,  измотать  его  в  оборонительных  боях  и  подготовить условия для перехода в контрнаступление. Войсками Северо – Кавказского фронта ставка  назначила  командовать  маршала  Семёна  Михайловича Будённого.

Воспитатель: Утром 9-го августа 1942 г. войска Вермахта вошли в г. Краснодар. Более полугода, а в отдельных районах края почти год длилась оккупация немецко-фашистскими  захватчиками  кубанских  городов,  станиц,  сёл  и хуторов.  С  первых  дней  оккупации  началось  методичное  уничтожение местных жителей.

Продолжение показа презентации.

Ребёнок: Кубань, тебя фашисты захватили

Однажды летом жарким и сухим.

В станицы, в города они вступили,

Но ты, Кубань, не покорилась им.

Ребёнок: Вставай, Кубань!

Народным гневом

Бурли, бушуй, мятись, вскипай.

На смертный бой с врагом скликай

Своих сынов отважных, смелых.

Вставай, Кубань! Кубань, вставай!

Воспитатель: Рвались фашисты к нефти, газу, хлебу. Наш чернозём в вагонах вывозили. Но каждый день взлетали они к небу. Подрыв составов партизаны проводили. С врагом сражались яростно, достойно.

И в Краснодаре, и в Новороссийске.

Ни днём, ни ночью не могли спокойно

Прожить фашисты на земле российской.

Освобождение столицы Кубани стало мощным стимулом в борьбе за  полное изгнание захватчиков с территории края. Но это был праздник «со слезами  на  глазах...».  Накануне  освобождения  10  февраля  1943  г.,  в  г. Краснодаре фашисты сожгли заживо в здании гестапо 300 человек, на улицах города повесили более 20 человек. Виселицы были снабжены дощечками с лаконичными  надписями:  «Я  не  выполнял  распоряжения  немцев»,  «Я распространял ложные слухи». За время оккупации в городе погибло свыше 13  тысяч  жителей.  

Продолжение показа презентации.

Воспитатель: 12 февраля 1943 года – день освобождения города Краснодара.

9 октября 1943 года – день освобождения Краснодарского края (завершение битвы за Кавказ).

Продолжение показа презентации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. была учреждена медаль «За оборону Кавказа», которой награждено около 600 тысяч человек.  Многие  части  и  соединения  удостоены  почётных наименований:  Анапская,  Кубанская,  Новороссийская,  Таманская, Темрюкская.

Продолжение показа презентации.

Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории.  Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти  подвиги советских людей, совершённые на фронте и тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Дети рассматривают фотокомпозицию «Герои былых времен».

Воспитатель: Вечная память Героям Великой Отечественной войны, которые пожертвовали жизнью во имя нашего светлого будущего. В сердцах кубанцев никогда не исчезнет благодарность и признательность тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины, освободил от фашизма наш край!  

Дети с воспитателем почтили память павших минутой молчания.

Конспект рассказа «Дети войны» в подготовительной группе.

Воспитатель МБДОУ №6: Тищенко М.Н.

Цель:

- Знакомство дошкольников с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению.

Мероприятие проводится в форме рассказа, который сопровождаются показом мультимедийной презентации.

Воспитатель: Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. Но она не стерлась из людской памяти, потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боев, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

         Тогда невыносимо трудно было всем - и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…

        Как же жили тогда, дети войны?

         Сегодня я расскажу вам о своих родителях:  мамочке – Сидоровой Алле Валерьевне и папочке Блажевиче Николае Ивановиче. В годы войны моя мама была ребёнком, третьей в семье, самой младшей. Когда немцы оккупировали Кубань – ей было всего четыре года. Семья мамы жила в посёлке Нефтегорск Апшеронского района.

        И никто не знал тогда, что война искалечит судьбы людей, принесёт столько горя и страданий.

        Мамино детство проходило вместе с войной - это бомбежки, взрывы бомб, стоны, плач взрослых и детей. Всё это было рядом с ней. Детям не позволяли выходить на улицу, просто побегать или поиграть.

        В их квартире на постое жили немцы. Было очень страшно. А ещё постоянное, до сих пор незабываемое, чувство голода. Мама моя со своими старшими сёстрами выходили на помойки и подбирали объедки, которые выбрасывали фашисты.

         Несмотря на трудности выстояли, выдержали все трудности оккупации вместе со взрослыми. Моя мама после окончания школы поступила в Краснодарский аграрный техникум. Получив специальность агронома – техника поехала в Казахстан  - поднимать целину.

         Моему папе выпала тяжёлая участь – видеть смерть своих родителей. Семья папы жила в Гомельской области республики Белоруссии. Мой папочка Блажевич Николай Иванович был пятилетним ребёнком, когда началась война. Его отец (мой дедушка Ваня) был машинистом поезда. И, однажды, немцы согнали людей на вокзале для отправки в ненавистную Германию: в основном это были женщины с детьми, молодые девчонки и ребята. Фашистам нужна была рабочая сила. Все люди кричали, плакали – никто не хотел расставаться с родными и близкими, никто не хотел ехать в Германию и работать там на немцев. Дедушка Ваня не выдержал людского горя и наотрез отказался быть машинистом поезда – везти людей в Германию. Тогда фашисты решили расстрелять всю его семью. Моего папу и сестру Веру успели спрятать соседи. Сквозь щели дверей погреба папа видел, как фашисты расстреляли его маму и  папу…

         Когда освободили Белоруссию от немецких оккупантов, соседи отдали моего папу в детский дом. После детского дома папа прошёл обучение в ремесленном училище. По окончании ремесленного училища папа отправился в Казахстан – поднимать целину, где и встретил мою маму.

Задохнулись канонады, в мире тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить!

Только не забыть бы это, лишь бы это не забыть.

Это память, верьте, люди, всей земле нужна.

Если мы войну забудем, вновь придёт война.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ты Кубань ,мой край родной.

Развлечение для подготовительной к школе группы. Основная цель развлечения : "прививать любовь к Родному краю"...

Конспект НОД "Кубань-ремесленный край"

Конспект НОД (образовательная область познание) знакомит детей с исторически сложившимися ремёслами на Кубани, знакомит с мастерами и их изделиями....

"Кубань - мой край родной"

«Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург и 1 апреля 1792 года попала на прием к императрице с прошением. Перед входом императрицы казаки встали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина II. Она...

Кубань, мой край родной!

Интегрированное занятие...

Консультация для родителей "Моя Кубань! Мой край родной геройский!"

                                                      ...

Консультация для родителей "Моя Кубань! Мой край родной геройский!"

Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орга...