"Музыкальное воспитание ребенка в семье"
консультация

Прохоренко Ольга Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города  Москвы  «Школа№138»

       «Музыкальное   воспитание    ребенка   в   семье»

                                                Консультация для родителей

                                                                          ГБОУ Школа №138

                                                                          Подготовила муз.руководитель

                                                                          Прохоренко О.В

                                              Москва, 2020

Во всем мире признано, что лучшие условия для музыкального развития и воспитания ребенка создаются в семье. В детском саду, педагоги  являются вашими помощниками. Особенно плодотворно происходит развитие музыкальности у человека в детстве. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем  детство, трудно представить.

Музыкальность  -  включает два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Первый формируется от эмоционального отклика на звучание  музыки 2-3-летних детей (  «Хочу еще…»,  «Спой песенку про ежика…») до направленного интереса к музыке (эстетические  оценки и суждения, возросшая слушательная активность, глубина эмоциональных переживаний) у семилетних  детишек. Второй компонент включает три ведущие музыкальные способности: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство. Так, мелодический слух проявляется в  относительно точном запоминании  попевок, мелодий, отдельных выразительных интонациях. Чувство ритма – в точных и координированных действиях (хлопках, движениях под музыку). Ладовое чувство характеризуется умением настроиться по вступлению, отдельному звуку, чувствовать начало и окончание музыкальных фраз.

        А все начинается с колыбельной мелодии. Мама через ласковые нежные интонации говорит ребенку о своей любви к нему. А затем маленькие песенки, потешки, открывают малышу мир, окружающий его. Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям.Чтобы не утратить  ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет  сделать фольклор близким детям. К сожалению, сейчас в продаже очень  много музыкальных игрушек-забав с песенками, далеко не лучшего качества. И к тому же электронная музыка никогда не заменит голос папы или мамы. Когда ребенок научился манипулировать игрушками, создайте дома свой музыкально-шумовой оркестр. Это и музыкальные игрушки с механическим звучанием, и колокольчики различных видов, крышки от металлических кастрюль, деревянные ложки, бубны, бубенчики. Очень хорошо, если в семье кто-то владеет музыкальным инструментом. Под аккомпанемент пианино, гитары, баяна и др. получается великолепный оркестр, который  доставит вам и вашим детям немало впечатлений и огромное удовольствие!

Музыкальные инструменты способствуют формированию творческой личности ребенка: развиваются слуховые представления, чувство ритма, тембровое восприятие. Поощряйте инструментальные импровизации! Пусть ваш ребенок  подражает звукам окружающего мира и свободно проявляет свою музыкальную индивидуальность.

Пение также  занимает одно из ведущих мест в музыкальном и общем развитии ребенка - дошкольника. В процессе пения обогащаются переживания ребенка, развиваются эстетические и нравственные представления. Пение взрослого -образец  для исполнения ребенком! Именно поэтому,  ваш голос должен быть не только выразительным, но и чистым. Слушайте в аудиозаписи, пойте, с детьми как можно больше народных  песенок, попевок, прибауток, они хорошо формируют певческую интонацию. Основной критерий  выбора песен - доступность  и понятность содержания. Просмотрите текст, прочитайте выразительно вслух. Встретив сложные для понимания слова, фразы, обязательно обьясните их  ребенку. Работа   над правильным дыханием повышает точность интонирования. Фразы в песенках должны  быть короткими. Нужно пропевать музыкальную  фразу на одном дыхании - это укрепляет  дыхательный аппарат, помогает правильному формированию гласных звуков. А  пропевание  с четким, ясным произношением согласных окажет благотворное влияние на процесс звукообразования. Следите, чтобы дети не пели  «взрослых» песен, где много высоких звуков, сложный ритм. Обьем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса. У детей 2-3 лет это  всего 4-5 звуков,(ре-ля-1 октавы) у детей 6-7 лет он расширяется до 8 звуков. Во время пения  ребенок должен сидеть прямо, без напряжения, расправив плечи, положив руки на колени. Можно петь стоя, спокойно опустив руки вниз. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника очень хрупок. Не требуйте от детей громкого, крикливого пения! Не нужно требовать от ребенка  петь слишком долго.  Надо поощрять  детей, за желание спеть песню,   вселять в них уверенность, но делать это деликатно!

         Каждый родитель должен знать, что для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры, необходимо подбирать музыку, доступную детям для восприятия. Дома,  у ребенка должна быть своя фонотека. Определите ему в комнате свой музыкальный уголок, где будут лежать его  диски, или сделайте папку на рабочем столе компьютера с произведениями   народной, классической и современной музыки. Если ребенок растет в  семье, где звучит не только развлекательная музыка, он естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

     Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки, одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть только  фрагментарным. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

Иногда родители, стремясь, чтобы ребенок достиг непременно высших результатов, заставляют его подолгу слушать серьезные, порой непонятные классические музыкальные шедевры. Это недопустимо! Любой насильственный опыт неприемлем в воспитании. Успех в музыкальном развитии ребенка очень зависит от того, заинтересованы ли  по - настоящему родители музыкой.

    Для слушания следует подбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой: Например,  пьесы П.И.Чайковского, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Л.Бетховена. Также в репертуаре должна быть и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая  чувство восхищения старинная музыка  А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Понятен детям музыкальный язык сказочной музыки  М.Мусоргского, К.Сен-Санса,  Н.А. Римского-Корсакова,  А. Лядова.  Постепенно  ребенок привыкает к тому, что в вашей семье звучит всегда хорошая по качеству музыка.

Недопустимо, если в семье постоянно звучит ритмически сложная музыка (современная) совершенно не того качества,  как в музыкальном, так и в поэтическом   плане. Ребенок не готов к восприятию такой музыки. Хотя эта музыка будет нравиться ребенку, так как другой  музыки он не слышит, а на подсознательной основе   эта музыка  будет возбуждать ребенка  и постепенно  утомлять.

Постепенно -  ребенок будет глух к действительно ценным музыкальным  шедеврам, такая музыка  трогать его не  будет. А ведь эмоциональная  отзывчивость  в детском возрасте,  создает фундамент музыкальной культуры человека,  как части его  общей   духовной  культуры  в  будущем.

       Родители не должны забывать, что от природы музыкален каждый ребенок. Музыкальное развитие и воспитание ребенка в семье зависит от предпосылок и условий, которые определяются врожденными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Таким образом, семейное музыкальное   воспитание  очень важно для разностороннего развития детей! Родители должны  стремиться  наиболее  полно  использовать  его возможности.

Используемая литература:

  1. Метлов Н.А     Музыка- детям. -М.,1985
  2. РадыноваО.П.,Катинене А.И., Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников.  -М., 2000

     3.Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального              воспитания детей дошкольного возраста.,   -Дубна Феникс+., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание ребенка в семье

Одно из актуальных проблем современного музыкального образования - музыкальное воспитание ребёнка в семье. И многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен.Поскольку ...

Музыкальное воспитание ребенка в семье

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье     Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и муз...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание ребенка в семье" .

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание ребенка в семье" ....

Консультация для родителей от музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №104» Некрученковой Н.В. по музыкальному воспитанию ребенка в семье

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка....

консультация " Музыкальное воспитание ребенка в семье

Приобщать ребенка к музыке надо с самого раннего возраста...

Музыкально воспитание ребенка в семье

Консультация для родителей...