Семейное воспитание и условия его эффективности
статья

Шапкина Светлана Юрьевна

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Проблема воспитания и роли родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Задачами семейного воспитания является создание максимальных условий для роста и развития ребенка; обеспечивание социально-экономической и психологической защиты ребенка... В данном материале описаны и выделены основные условия эффективности семейного воспитания. На семейное воспитание оказывают влияние такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры образования родителей и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shapkina_syu.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание и условия его эффективности 

С.Ю. Шапкина

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Росинка»

детский сад № 50 «Кубик-Рубик»

город Новоуральск

        Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Проблема воспитания и роли родителей в педагогике уделяется большое место. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Семья всегда рассматривалась как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. В семье формируются все личностные качества. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Целью семейного воспитания является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнка, подготовка к жизни в современном обществе, формирование основ базовой культуры личности. Наиболее благоприятное развитие ребенка в семье протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения.

Проблемами воспитания ребенка в семье в отечественной педагогической науке занимались такие крупные ученые, как К.Д. Ушинский, Т.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лек, Е.А. Аркин. В трудах были определены содержание, методы, приемы, условия семейного воспитания детей. В 70-е гг. под руководством Т.А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этими вопросами. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функции профессионального самосовершенствовани. Успешное, всестороннее развитие личности ребенка может быть только при правильном эффективном семейном воспитании.

        Задачами семейного воспитания является создание максимальных условий для роста и развития ребенка; обеспечивание социально-экономической и психологической защиты ребенка; передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитание чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я".

        Семейное воспитание имеет свои принципы, такие как: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

        В современном мире можно выделить основные условия эффективности семейного воспитания:

1. Общество проявляет заботу о семье, престиж материнства и отцовства ставит вровень с гражданскими обязанностями человека.

2. Уже в школьном возрасте подрастающее поколение проходит специальную подготовку к семейной жизни.

3. Структура семьи соответствует потребностям общества и педагогически целесообразна: имеются мать, отец, несколько детей; желанными в составе семьи являются дедушка и бабушка.

4. Основой жизни семьи является честный общественно полезный труд взрослых. Ценность такого труда незаметно, естественным путем, как бесценное наследство передается детям.

5. Основой отношений между супругами является взаимная любовь, долг друг перед другом, доверие, ответственность за выполнение гражданского долга по воспитанию детей.

6. Семья — дружный коллектив, где один за всех и все за одного. Этот коллектив имеет общие перспективы, направленные на достижение лучшего будущего всей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. При этом семья осознает себя первичной ячейкой социалистического общества, частицей своей любимой Родины.

7. Семья стремится к тому, чтобы круг общения взрослых и детей был как можно более широким и содержательным.

8. Родители постоянно повышают уровень своей педагогической культуры, занимаются педагогическим самообразованием, принимают активное и примерно равное участие в воспитании детей, имеют тесную связь с детским садом, со школой и общественностью.

9. В семье существуют единство и согласованность педагогически целесообразных требований к детям. Эти требования пронизаны любовью, доброжелательностью и уважением к ним.

10. Родители, воспитывая детей, постоянно контролируют свою педагогическую деятельность, учитывают ошибки своего прошлого опыта воспитания; предвидят то, как нынешние воздействия скажутся на детях через несколько лет, в будущем.

11. Родители стремятся принимать посильное, систематическое участие в воспитательной работе.

        Общество постоянно осуществляет тактичное руководство семейным воспитанием, в первую очередь посредством оказания помощи семье и повышения педагогической культуры родителей.

        Выделим главные приоритеты в воспитании — внимание и любовь к ребенку, планомерность, систематичность, последовательность. Соблюдая правила единства и постоянства, комплексности воспитательных воздействий на детей, родители контролирует насколько гармонично и в необходимом темпе развивается ребенок.

        Очень важно соблюдать методы воспитания, такие как убеждения, стимулирования, самовоспитания, обучения. Всестороннее развитие детей поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, продуктивной, содержательной деятельностью в семье. Родители формируют активную и осознанную позицию в процессе развития, воспитания и обучения детей, помогают увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления следующие методы: разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной педагогической деятельности. Семейному воспитанию присущи, также и другие методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. «Мир каждой семьи неповторим и индивидуален» — говорит Крайг. [4]

        На семейное воспитание оказывают влияние такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры образования родителей и многое другое. Уровень доходов семьи не является фактором, однозначно определяющим результат воспитания, но он вносит специфику в реализацию этого процесса. Специфика воспитания в малообеспеченной семье заключается в том, что родители должны даже среди негативных факторов отбирать и использовать те, которые имеют воспитательное значение; преодоление трудностей закаляет характер ребенка, его самостоятельность и жизнеспособность.

        Таким образом, основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Семейное воспитание имеет особое значение в формировании личности ребенка и для успешного

Необходима подготовка родителей к воспитанию детей, направленная на приобретение родителями знаний, умений, навыков педагогического характера, а также осознание ответственности за качество воспитания перед ребенком и обществом. Эти меры могут быть реализованы в результате целенаправленной согласованной деятельности Центра помощи семье и детям, образовательных учреждений, СМИ, а также здесь требуется поддержка со стороны государства и специалистов-педагогов (или их ассоциаций, объединений) в более тщательной проработке проблем семейного воспитания в условиях нашей страны и обеспечении доступа родителей к новейшим разработкам в этой области.

Список использованной литературы

  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.–  207с.
  2. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. –  176 с.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.  
  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. –  992 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работы»

Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что...

Коррекция стилей семейного воспитания в условиях детского сада

В статье представлены результаты исследований  методики "Рисунок семьи", опросник "Анализ семейных взаимоотношений " Э.Г. Эйдеммилера и методика "Взаимодейстие родитель -...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Программа семейного воспитания в условиях ЦПД «Радуга»

Программа семейного воспитания в условиях ЦПД «Радуга»         Семейное воспитание детей в условиях ЦПД - это одна из наиболее важных, актуальных и ...

Программа "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"

Прграмма "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"...

«Семейное воспитание необходимое условие обеспечение духовного единства поколений»

laquo;Семейное воспитание необходимое условие обеспечение духовного единства поколений»...