Консультация для воспитателе "Пальчиковая гимнастика"
консультация

Носова Ольга Геннадьевна

Очень интересные методические находки для музыкальных руководителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_met.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Уважаемые воспитатели!

Я предлагаю вам пособие, которое поможет вам радостно и с пользой общаться с  детьми. Научит вас весёлым играм  и даст несколько полезных советов.

Известному педагогу  В.А.Сухомлинскому принадлежат слова

« Ум ребёнка находится на кончиков его пальцев» Сегодня все современные педагоги , что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно  сказывается на становлении и развитии речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности. Заучивание стихотворных текстов  с участием рук и пальцев существенно улучшает память ребёнка, способствует развитию внимания. Применение музыки делает эти занятия ещё белее интересными и весёлыми, а так же развивает музыкальные способности ребёнка, чувство ритма, оказывает эстетическое воспитание, гармонизирует и обогащает внутренний мир малыша, создаёт благоприятную эмоциональную основу для принятия занятия в целом.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

при проведении пальчиковых игр:

  • Не проводите игру холодными руками
  • Если в новой игре используются новые персонажи, сначала расскажите  малышу о них

Используйте максимально выразительную мимику. Удивляйте  детей!

  • Используйте тембр голоса для придания игре сказочного восприятия малышом.
  • Добавляйте новые игры постепенно, когда дети уже хорошо освоили первые 3-4 игры

Чаще хвалите своего ребёнка, даже если на первых парах

он что-то делает не совсем так.

А САМОЕ ГЛАВНОЕ: будьте искренны в своем желании играть с малышом! Не торопитесь! Помогайте ему!

И помните, если вы хотите, чтобы  малыш хорошо разговаривал, легко и быстро учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу – с раннего возраста начинайте развивать его руки, пальцы и кисти.

При составлении данного пособия для воспитателей применялись следующие издания  и методики:

1.Методика раннего музыкального развития Екатерины Железновой « музыка и мы»

2.Элементы методики « Музыкотерапия» Татьяны Анатольевны Боровик

3.Т.Ю.Бардышева, Т.Н.Щербакова « Вот как пальчики шагают»

4.Т.А.Ткаченко « Мелкая моторика. Гимнастика для пальцев»

5. Материалы сайта « Умные детки»

           УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

1.Обезьянки.

Обезьянки вышли погулять,      

Выполняют движение "фонарики"                      

Обезьянки стали танцевать,                        

Сжимают и разжимают кулачки

Но одна из них ушла домой поспать,          

Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку ("спят")

Потому что надоело танцевать.                

Выполняют стряхивающие движения кистями рук ("как будто стряхиваем водичку")

2.Мальчик - пальчик.

Дети по очереди поглаживают пальцы сперва на одной, а потом-на другой

руке. Детишкам 2-2,6 лет гладить пальчики может взрослый                                                                      

Мальчик - пальчик, где ты был?    

Поглаживают большой палец

Я на речке братьев мыл.  

"Моют ручки"

С этим братцем в лес ходил,              

Поглаживают указательный палец

С этим братом щи варил,

Средний                

С  этим братцем кашу ел,    

Безымянный              

С этим  братцем песни пел.              

Мизинчик

                                                                           

3.Ладушки.

Дети выполняют хлопки в ладоши.    

Малышам до 1,5 - 2 лет может помочь взрослый, придерживая

их ручки своими

Ладушки, ладушки,                      

Где  были? - У бабушки!              

Что ели? - Кашку,

Кашку-малашку!

Кашка сладенька,

Бабушка добренька

Кашку поели

И полетели!                 

Полетели, полетели, полетели…                      

Перебирают в воздухе пальцами

На головку сели.      

Ладони кладут на голову.

4.Где же ручки.

Где же, где  же наши ручки, наши ручки, наши ручки? (2 раза)            

Прячут руки за спиной

Вот ручки, наши ручки, пляшут, пляшут наши ручки,                          

Выполняют движение "фонарики"

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали, стоп!                                    

Сжимают и разжимают кулачки.  

Где же, где же наши ножки, наши ножки, наши ножки? (2 раза)            

Приседая, закрывают ножки руками

Вот ножки, наши ножки, пляшут, пляшут наши ножки!                          

Выставляют ножки на каблучок

    Пляшут, пляшут наши ножки, поплясали, стоп!

Где же, где же наши детки...                                                                

Закрывают лицо ладонями

Вот детки, наши детки...                                                                        

Хлопают ладонями по груди

Пляшут, пляшут наши детки...                                                              

Подпрыгивают на месте

5.Рисование.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе...

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали...

6.Тук, ток.

Дети выполняют подражательные движения в соответствии

с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам                                                                                         

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

                                                             

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

Стучат произвольно, "как больше всего нравится".

7.Вот лягушки.

Ладони "прыгают" по коленям (столу).

При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью

делать ладонями хороший толчёк вверх

Вот лягушка по дорожке                  

Скачет вытянувши ножки:              

«Ква, ква. Ква, ква.                        

Ква,ква. Ква, ква.»                          

Руки то сжимаюися в кулак, то резко раскрывают ладони, растопыривая

пальцы(приговаривая "ква-ква")               

                                                       

8.Маленькая мышка.

Маленькая мышка                    

По городу бежит,

Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки,        

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него.

И пальчиком грозит:                  

Грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку?        

Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?              

Переворачивают руки на другой "бок".

Такого непослушного                

Я буду щекотать!»

Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.

9.Паучок.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,

а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,                              

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,                      

Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.                            

Хлопок ладонями по столу/коленям. 

Солнце стало пригревать,                        

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качают руками (солнышко светит)

                                           

Паучок ползёт опять,                                

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.                          

"Паучки" ползают на голове.

10.Замок.

На двери такой замок…                 

Пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок  

А кто его открыть бы мог…?          

Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетены 

Мы стучали…          

Постукивают друг об друга основаниями ладоней

Мы качали                

Кисти рук попеременно поднимаются вверх, пальцы не расцепляются

Мы кружили        

Кисти рук крутятся в разные стороны

И замочек открыли.          

Пальцы распрямляются, руки расходятся в стороны 

13.Пальчики.

  В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают

 и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не                                                                                          

 шевелить остальными.                                                                                    

                                           

Вот это самый толстый пальчик у меня,        

Сгибают и разгибают большой палец 

Вместе с ним танцуют все его друзья.            

Сжимают и разжимают кулачки

Этот самый ловкий пальчик у меня                  

Указательный палец 

Вот этот самый длинный пальчик у меня,            

Средний палец

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,                    

Безымянный палец

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,              

Мизинец

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья,                

Выполняют движение "фонарики"

И, когда они танцуют, танцую с ним                    

Хлопки в ритме текста.

12.Перчатка.

Весёлая мышка перчатку нашла,                  

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка)

Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд. 

Гнездо в ней устроив,                                    

Ладони смыкаются "ковшом"

мышат позвала.                                            

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами

Сгибают  - разгибают пальцы ("зовущий" жест) 

Им корочку хлеба дала покусать,                  

Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам

остальных пальчиков.       

Погладила всех                                              

Большой палец гладит остальные (скользящим движением

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

                                       

от мизинца к указательному.   

и отправила спать.                                        

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щёку (спят).

13.Поросята.

Дети по очереди "идут" по столу каждым из пальцев обеих рук

                                                                                                                             

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,                

Мизинцы

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.                      

Безымянные

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю                            

"Фонарики"

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю                            

Сжимают и разжимают кулачки 

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,                      

Средние 

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.                        

Указательные

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,                          

Большие

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.            

Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь

14.Рыбки.

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке,            

Выполняют волнообразные движения в воздухе. 

Лежало большое бревно на песке,                

Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку

на бок.

И рыбка сказала: « Нырять здесь легко !»    

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими "ныряющее"

движение.

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»        

Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала: «Мне хочется спать !»      

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук

(рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.        

Быстро качают ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!            

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите скорей, чтобы не проглотил!»        

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают). 

15.Краб.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу      

основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают

руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.                                         

Ветер дует, задувает,                

Пальму в стороны качает.          

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы

рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.

А под пальмой краб сидит        

и клешнями шевелит,                

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

                                               

Чайка над водой летает  

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены

в стороны (крылья). Дети "машут"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,              

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.        

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).     

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила

Под водой на глубине             

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.

А под пальмой…

16.Часы.

Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,                    

Один хлопок над головой

Мышь  скатилась кувырком.                      

Руки скатываются на пол

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»              

Два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

17. Весёлый счёт.

Один остался Джон один

( большой палец вперёд и на себя)

Сам себе он господин

Два ( показать пальцы)

В окошко мышь влетела

( жест « мышка»)

И в горшок залезть хотела

( спрятать « мышку» в кулачок)

Три ( показать пальцы)

За бедной мышкой кошка

( плавные крадущиеся движения руками, имитирующие

походку кошки)

Сразу прыгнула ( жест « прыжок») в окошко

А четыре ( пальцы) кто?

Щенок ( руки выполняют роль передних лапок при исполнении команды служить)

Прибежал ( шлепки по коленям) и сел у ног

Пять ( пальцы)

Большая черепаха ( пальцы сжаты в кулак, вращающиеся движения « волна»)

Задрожал Щенок от страха

( руки так же , как и раньше, мелкая дрожь)

Что за трудная загадка

( руки на висках, покачивание в сторону)

Как добиться здесь порядка

( пожимаем плечами)

Джонни думал и гадал   - 2 раза

( указательный палец поднести ко лбу)

А потом себе сказал  - 2 раза

( грозим пальчиком по кругу попеременно одной и второй рукой)

Догадался ! ( правой рукой  ударить по правому колену)

Всё понятно( жест тот же)

Буду я считать обратно( загибаем пальцы рук)

Пять ( пальцы)

И быстро как могла

( жест « черепаха», упереть кулак в ладонь и прерывистыми движениями изобразить )

Черепаха уползла.

А четыре кто?

Щенок! ( жест « щенок»)

Он и тапок уволок

( спрятать одну руку за спину)

Три !

Схватила кошка мышь

( жест « мышка» обхватить сверху рукой)

Нет, голубушка, шалишь!

( грозим пальчиком мышке)

Два, но мышка убежала

( руку за спину)

Кошка мышь не удержала

( жест « нет» указательным пальцем перед собой)

Снова дома Джон один

( большой палец перед собой)

Сам себе он господин

( большой палец на себя)

18.Ветер ( без музыки)

Ветер дует нам в лицо

( махаем руками на лицо)

Закачалось деревцо

(руки вверх, качаем из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише

( жест « вниз», приседаем)

Деревцо все выше, выше

(выпрыгиваем вверх , руки вверх)

19. Бабушка ( без музыки)

Бабушка очки надела

(соединяем указательные и большие пальцы, образуя два  круга, подносим к глазам)

У стола

 (одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки вытянута , соединяем обе руки , образуя стол)

На стул присела

( поворачиваем руки  из положения « стол» в положение « стул»)

Только книжку развернула

( открытые ладошки соединить мизинцами и ребром ладоней)

Улыбнулась и уснула

( ладошки прижать друг к другу и положить под щечку)

20. Строители ( без музыки)

Я стучу, стучу, стучу

( сжатой в кулак одной рукой стучать по раскрытой ладони другой руки)

Сто гвоздей заколочу

( поменять руки)

Буду строить дом , дом

( ставим поочерёдно один кулачок на другой)

Будем жить все вместе в нем

( сложить ладошки , образуя крышу дома)

21.Ладошки ( без музыки)

( выполнять указания, следуя стихотворению)

Подними ладошки выше и сложи над головой

Что  же вышло? Вышла крыша

А под крыше мы с тобой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой

Что же вышло? Вышел мостик

Посмотри какой прямой.

Подними ладошки выше  и сложи ты их дугой

Что же вышло? Вышли гуси,

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и скорее помаши

Что же вышло? Вышли птички.

Посмотри как хороши!

22. Мышка

 За печкой мышонок сухарик грызёт

( перебираем ноготками обеих рук , создаем звук, имитирующий хруст, далее по тексту)

К мышонку крадется на цыпочках кот

Крадётся, крадётся, крадётся, крадётся,

Крадется на цыпочках кот.

И говорит понарошку: « Ну дай от сухарика крошку.

Ну дай мне, ну дай мне, ну дай мне, ну дай мне

Ну дай от сухарика крошку.»

Мышонок в ответ : « Не мешай ка!

Ловил бы мышей , попрошайка!

Ловил бы, ловил бы,  ловил бы,  ловил бы

Ловил бы мышей , попрошайка!»

ПЕСЕНКИ       -    МАССАЖКИ

     Стихи и песенки для игрового массажа  очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.  В  семье или детско-родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев

      Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы  музыки и др. Малыши также оценивают  холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать  части тела.

      На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.

    При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

      Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи,  уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.  Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

       Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает  терпение и чувство юмора.

           Игровой массаж способствует развитию фантазии детей:  

бегущий по дереву паучок и  капающий на спину дождик,  прыгающий по полу мячик и  идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим»  игровой массаж

     Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.  

1.ЛАДОШКА

(1) Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Твоя ладошка, как лужок,

А сверху  падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(5) Твоя ладошка, как дорожка,

по дорожке ходят кошки.

1 -  медленно водить согнутым указательным  пальцем по ладошке

2 -  дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

3 -  указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.

4 -  потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

5 -  осторожно переступать пальцами  обеих рук

2.ДУБ

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и  съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в  нём  и сухо и тепло.

1  - положить ладонь на спинку  и постукивать указательным пальцем

2  - слегка пощипать

3  - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами

4  - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку

3.МЯЧИК

(1) Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко

Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок,

Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.

( 1) – легко и ритмично постукивать по спинке

4.  КАПУСТКА

(1) Мы капустку чистим, чистим,  мы капустку чистим, чистим              

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(3) Мы капустку   давим,  давим, мы капустку   давим,  давим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

5.  ЁЖИК

(1) Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по *пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,  

В тёмный лес, где ты живёшь!

1 -  катать специальный  резиновый «ёжик» для массажа  или осторожно постукивать               ноготками

6.  ДОЖДЬ

(1) Посмотрите, дождь полил,  воробьишку намочил.(2 раза)

(2) Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.(2 раза)

(3) Прыгает к себе домой  весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил.(2 раза)

(4) Скачет он к себе домой  весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил  и  утёнка намочил.(2 раза)

(5) Он идёт к себе домой  весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил.(2 раза)

(6) Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

1 -  постукивать пальцами  по плечам и спине

2 -  быстро похлопывать кончиками пальцев

3  - лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата

4 -  попеременно постукивать руками (косточками согнутых пальцев)

5 - «идти» ладошками обеих рук

6 – хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками»

1 - лёгкие скользящие движения всех  пальцев, как бы рвать траву

2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней

3 -  нажимаем осторожно ладонью  с небольшим вращением  

4 -  легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

7. ЛИСТОЧКИ  
(1) Дождик травку поливает,

(2) Ветер дерево качает

(3) Листики висят, висят

(4) И тихонько вниз летят.

(5) Дети в садик выбегают

(6) И листочки собирают

(7) Их к себе домой несут

(8) И в коробочку кладут.

1 - легко постукиваем по спинке  кончиками расслабленных пальцев

2 -  положив руки на плечи, слегка раскачиваем

3 - тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч

4 - медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника

5 - пробежать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке

6 - легонько пощипать

7 - пройти  указательными и средними пальцами обеих рук по спинке

8 – положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша и закрыть его  пальчики в кулачок.

8. ЛЕТО

(1) Летом солнышка лучи стали очень горячи.

Да, да  все лучи, да, да горячи,

(2) Даже старый воробей начал прыгать веселей

Чив, чив,  воробей, чив, чив,  веселей.

(3) Лягушонок  длинноног по дорожке скок да скок,

Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.

(4) Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук

Жу, жу; толстый жук, жу – жу, сел на сук.

(5) Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,

Уф, уф, на берёзах, уф, уф,  на дубах.

       1 - положить ладони на плечики малыша

2 -  указательным и средними пальцами прыгать по спинке под музыку

3 - лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата

4 - поводить указательным пальцем в воздухе и  дотронуться до ручки малыша дуть на шейку и руки малыша

Развивать малыша с пелёнок – модно! Но психологи и педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать ненужными , лишними знаниями. Как быть? Просто играть с ребёнком! А поиграть и при этом приложить руку к развитию речи, познавательных способностей, любознательности и мышления не просто приятно, а ещё и очень полезно. Поэтому педагогами   разработаны специальные занятия, на которых мы учим родителей играть с детьми в полезные и интересные игры.

Цель занятий - создать вокруг малышей развивающую среду, с помощью которой они познают мир. Помочь родителям научиться сотрудничать с ребенком как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В основе системы наших развивающих занятий лежат следующие принципы:

  • совмещение игровой и познавательной деятельности детей
  • постепенное усложнение обучающих заданий и условий игр
  • повышение умственной активности детей
  • единство обучающих и воспитательных воздействий

Так как основной вид деятельности на занятиях игровой, хотелось бы детальнее на нем остановиться.

Существует ошибочное мнение, что стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, которая осуществляется под руководством взрослого.

Используемые нами развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры имеет всегда два аспекта:

  • познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать
  • воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения с окружающими, которые мы закладываем

На наших занятиях мы используем синтез общеизвестных методик Монтессори, Никитина, Домана, а также менее известных методик, но не менее значимых, составляя из них целостную развивающую систему.

Мы предлагаем вам несколько простых игр, которые помогут вам развивать вашего малыша и научат вас взаимодействовать с вашим маленьким ребёнком.

Игры на коленках.

В эти игры вы можете играть с малышами, начиная с 6-7-месячного возраста. Как понятно из названия, ребенка нужно усадить себе на колени. Рассказывая ребенку стихи, выполняйте соответствующие действия. Такие игры способствуют развитию у детей чувства ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Аня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

*****

Сажаем малыша на коленки лицом к себе и повторяем действия стишка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит –
Вот так , вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -
Вот так , вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -
Вот так , вот так надо зайке поскакать.
(свои ноги вверх вниз)
Зайка волка увидал - быстро зайка убежал
(развигаем коленки и малыш падает в ямку).

*****

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так - головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - дружно дерево качали
.
(наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так - и из речки воду пили
.
(наклоны в перёд)

А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так - кверху лапы поднимали!

(поднимаем ручки)

***

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.

Ножками, ножками
Топ-топ-топ,
Глазками, глазками
Хлоп-хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт –
Забодает,
забодает,
забодает!

*****

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!

Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

 ***
Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,

 Ладушки – ладошки!
***

Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек,
Свесил ножки на песочек.
Сунул носик под листочек - спря-ятался!
(
последнее проделываем вместе с ребёнком закрывая носик-лицо ручками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...