Статья "Эмоциональное благополучие ребёнка"
статья
статья желательна для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebyonka.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Сейчас особое внимание уделяется физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т. д.). Педагоги дошкольных учреждений до конца ещё не осознали значения психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь, проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким – либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:
- относился к страхам серьёзно, не игнорировал и не умалял их; давал детям возможность рассказывать, чего они бояться, избегая при этом оценивающих высказываний типа («Ты боишься такого маленького паучка?»);
- помогал детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда…»), рассказал о собственных страхах;
- давал описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.);
- допускал здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
- давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но её осознание даёт возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение).
- реагировал на детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался?; Как это случилось?; Как этого можно было избежать?»).
Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка – крайний способ решения конфликта, а точнее – неумение из него выйти.
Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведёт к невозможности удовлетворения желаний другого, притом что обе стороны к этому стремятся. Проблема рождается тогда, когда конфликт решается силой в ущерб одной из сторон или, что ещё хуже, не устраняется вообще, а продолжает развиваться. Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе участвующие в нём стороны узнают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний.
Таким образом, основная задача педагога – научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.
Общая стратегия выхода из конфликта может быть следующей:
- как можно более точно и конкретно сформулировать проблему, причину конфликта;
- дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решить конфликт, воздерживаясь от комментариев;
- последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);
- принять решение, против которого нет возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).
Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель – научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их понятным другим людям образом; стремиться, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с их собственными. (Например, у разных людей: разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим и т. д.)
Очень важны активные игры, в которых необходимы согласованные действия («кошки – мышки», различные эстафеты и пр.), взаимопомощь, коллективные усилия. Педагоги могут организовать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника.
(Педагог может предложить лишь часть решения, чтобы окончательный вариант выхода из ситуации дети нашли сами.) В совместной деятельности полезно иногда специально поставить детей перед необходимостью чем – то поделиться, соблюдать очерёдность (например, для изготовления коллективной работы кисточек, ножниц, карандашей даётся меньше, чем участников деятельности).
Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, не следует относиться к ним как к чему – то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психолгического благополучия ребёнка"
О роли семьи в сохранении психологического здоровья ребёнка, формировании адекватной самооценки и низкого уровня тревожности....
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Рекомендации для родителей, как общаться с ребёнком....
Эмоциональное благополучие ребёнка
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...
Вечер развлечений в младшей группе. "Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка". «У МИШКИ В ГОСТЯХ»
Цель занятия: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи, фрукты и кашу, чтобы противостоять болезням....
Как сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и здоров. Здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсу...
Консультация для родителей "Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье"
В данном материале рассмотрены основные аспекты начального воспитания детей в семье....
Картотека игр на развитие эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не...