Приобщение детей к традициям мордовского народа.
консультация (старшая группа)
консультация для родителей
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим
ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности,
патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_traditsiyam_mordovskogo_naroda.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей к традициям мордовского народа»
Подготовил воспитатель: Никишина Ю.А.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,
также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши
дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и
традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно
участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя,
как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с
народной культурой: мордовские народные танцы, в которых дети черпают
мордовские нравы, обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или
устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В
современных условиях модернизации дошкольного образования особое
внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и
повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми,
обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей
дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для
наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его
творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных
методов и средств активизации целенаправленной деятельности
художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие
творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и
этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим
ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности,
патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного
учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются
нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к
традициям мордовской народной культуры. Данные исследования помогли
разработать план - программу, основанную по приобщению детей к
национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный
процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей
любовь к традициям русской народной культуры. В ряде психолого-
педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к
народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует
всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи
умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового,
семейного воспитания.
Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что
можно к ним отнести.
Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает
исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение
обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и
духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В
качестве традиции выступают определённые общественные установки,
нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
Народные традиции способствуют выработке мировоззрения,
предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и
превращение его в руководство практической деятельностью.
Мордовские народные традиции открывают огромные возможности для
детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей
деятельности. Они помогают выработать способность управлять
собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в
соответствии с интересами других людей, требованиями общественного
долга.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи,
игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика
использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки,
пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание
воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы,
понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений;
отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и
поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.
Народные игры являются традиционным средством педагогики.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,
устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными,
ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться
смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и
стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни
ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой
воспитательной силой.
Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры.
Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий.
Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого
фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие
существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во
время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но
взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего
времени пользоваться им в считалках.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место.
Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из
критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их,
проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые
им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию
гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и
физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась
в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного
творчества представляет собой одно из важнейших средств народной
педагогики. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё
большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях
играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски,
притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие,
довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое,
чтобы обеспечить его в реальной жизни.
. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими
бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной
культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традици , может встать под сомнение само существование народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
Выступление на конференции...
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».
«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»
Консультация для родителей на тему:«Приобщение детей к традициям мордовского народа»...
Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Приобщение детей к традициям мордовского народа»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной куль...