Приобщение детей к традициям мордовского народа.
консультация (старшая группа)

Никишина Юлия Александровна

консультация для родителей

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим

ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности,

патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_traditsiyam_mordovskogo_naroda.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к традициям мордовского народа»

Подготовил воспитатель: Никишина Ю.А.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре

трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,

также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши

дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и

традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно

участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя,

как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с

народной культурой: мордовские народные танцы, в которых дети черпают

мордовские нравы, обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или

устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В

современных условиях модернизации дошкольного образования особое

внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и

повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми,

обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей

дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для

наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его

творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных

методов и средств активизации целенаправленной деятельности

художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие

творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и

этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим

ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности,

патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. 

Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного

учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются

нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к

традициям мордовской народной культуры. Данные исследования помогли

разработать план - программу, основанную по приобщению детей к

национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. 

Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный

процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей

любовь к традициям русской народной культуры. В ряде психолого-

педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к

народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует

всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи

умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового,

семейного воспитания.

         Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что

можно к ним отнести.

         Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает

исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение

обычаи, порядки, правила поведения.

         Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и

духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В

качестве традиции выступают определённые общественные установки,

нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

         Народные традиции способствуют выработке мировоззрения,

предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и

превращение его в руководство практической деятельностью.

         Мордовские народные традиции открывают огромные возможности для

детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей

деятельности. Они помогают выработать способность управлять

собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в

соответствии с интересами других людей, требованиями общественного

долга.

         К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи,

игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика

использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки,

пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание

воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы,

понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений;

отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и

поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

         Народные игры являются традиционным средством педагогики.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,

устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными,

ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться

смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и

стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни

ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой

воспитательной силой.

         Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры.

Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий.

Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого

фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие

существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во

время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но

взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего

времени пользоваться им в считалках.

         Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место.

Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из

критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их,

проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые

им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию

гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и

физическое совершенство.

         Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась

в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного

творчества представляет собой одно из важнейших средств народной

педагогики. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё

большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях

играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски,

притопывания.        Обрядовые песни описывали благополучие,

довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое,

чтобы обеспечить его в реальной жизни.

. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими

бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной

культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традици , может встать под сомнение само существование народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа».

«Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа»....

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»

Консультация для родителей на тему:«Приобщение детей к  традициям мордовского народа»...

Консультация для родителей «Приобщение детей к традициям мордовского народа»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной куль...