Мастер-класс для воспитателей "Обучение игре в шахматы"
методическая разработка
Мастер-класс для воспитателей "Обучение игре в шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_obuchenie_igre_v_shahmaty.docx | 113.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное административное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»
Мастер-класс
«Обучение игре в шахматы»
Подготовили и провели:
воспитатель МАДОУ «Берёзка»
Климина А.А.
Педюра О.А.
г.Когалым
2017 г.
Мастер-класс «Обучение игре в шахматы»
Авторы: А.А.Климина, Педюра О.А. воспитатели МАДОУ «Берёзка» г.Когалыма.
Цель: Познакомить воспитателей ДОУ с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.
- Добрый день, уважаемые участники мастер-класса!
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (О какой игре идет речь?)
Дорогие друзья, предлагаю нам отправиться путешествовать по шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.
1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева - направо, вертикали сверху - вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находится справа внизу.
Описание и рассматривание настольной шахматной доски.
(Проводится дидактическая игра «Собери шахматную доску»).
2. Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства:
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.
Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.
Предлагаю устроить парад шахматных фигур.
Прежде, чем мы приступим к выполнению задания, нам необходимо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на шахматной доске шахматные фигуры.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле прямо, поле - вбок!
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. (Ферзь любит свой цвет).
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.
В результате все фигуры занимают свои места.
3. «Загадки из шахматной шкатулки»
Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка? (только вперед)
- Как называются линии на доске? (вертикали, горизонтали, диагонали)
- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
- Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольные и чернопольные)
- Между какими фигурами на доске стоит конь? (Между слоном и ладьей)
Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность. Детям для запоминания названий шахматных фигур советую изготовить «Шахматный ряд».
«Шах-мат!» в переводе с персидского означает: «Король – умер!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?
Тогда продолжим путешествовать в сказочном королевстве шахматных чудес!
4. Сейчас будем знакомиться с шахматными этюдами.
Ведущий комментирует этюды, представленные на слайдах.
(практическая игра)
5. Игра «Чудесный мешочек»
Друзья, у каждого из вас есть возможность сыграть роль одной из фигур шахматного театра. Я приглашаю 6 актёров.
Но какая же роль достанется каждому из вас? Определить это нам поможет игра «Чудесный мешочек». Каждый игрок на ощупь выбирает себе фигуру из мешочка, называет её, а затем, надев маску (шапочку, играет роль этой фигуры).
6. Сама игра.
Ну, что ж фигуры занимают свои позиции на шахматном поле. Пора приступить к шахматному сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы.
Ведущий даёт задания на обыгрывание этюдов, помогает, контролирует:
Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно поиграли.
В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературно-шахматной викторине:
• Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка).
• Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)
• Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева)
• Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная доска»(Арлекин)
• Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса)
• Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, вон идет шахматная доска», (Сиропчик).
Спасибо всем за ответы.
Итак, следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, процесс обучения шахматам осуществляю в несколько этапов:
1. Знакомство с шахматной доской. Цель: овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
2. Знакомство с фигурами и пешками. Здесь можно использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках используются разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Разрезные фигуры».
3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе учимся решать различные задачи и этюды, знакомимся с дебютом и волшебным миром комбинаций.
5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Игроки познают дух соперничества и соревнования.
Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Учимся играть в шахматы».
Материал участника в конкурсе мастер-классов "Испльзование современных технологий в организации образовательной деятельности"....
Мастер-класс для родителей «Обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста»
Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами....
Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".
Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...
Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)
Цель: ü повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.ü знакомство с игровой развивающей те...
Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»
Методическая разработка представляет собой сценарий мастер -класса целью которого является мотивация родителей к совместной с детьми игре в шахматы....
Мастер – класс для родителей. «Увлекательная игра – Шахматы» или «Мама – я научу тебя играть»
Аннотация «Шахматы – море фантастики,Это не просто игра.Шахматы – это гимнастикаПамяти, воли, ума!» Девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы...