Организация игровой деятельности дошкольников (3-4 года)
материал (младшая группа)
Организация игровой деятельности дошкольников
(3-4 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sezhetno-rolevye_igryogranizatsiya.docx | 202.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Колосок» г. Петровск Саратовская область
Организация игровой деятельности дошкольников
(3-4 года)
Задачи по развитию игровой деятельности дошкольников во второй младшей группе ДОУ (3-4 года)
- Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями и воображаемыми предметами.
- Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных игровых действий. Выделять для ребенка называние для себя именем игрового персонажа.
- Формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение на партнере взрослого, а затем на партнера-сверстника.
- Стимулировать детей к «оживлению» партнеров игрушек, развертыванию ролевой речи за себя и за игрушку.
- Стимулировать необходимость в совместной игре обозначать в речи игровую роль; стимулировать игровой диалог между детьми.
- Развивать у ребенка умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу парную дополнительную роль, совместно развертывать 1-2 сюжетные ситуации.
Роль педагога:
- при сговоре на игру – главное действующее лицо – стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребенка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты.
- включается в игру во второстепенной роли.
Вторая младшая группа
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие). Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребёнка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие - её кормят, катают в машине и т.д.)
Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащён прототипической ширмой-«прилавком» (имеющей многофункциональное значение - магазина, аптеки и пр.)
Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера - до 10-15 см), с которыми ребёнок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя и Степашка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»; крокодил Гена и Чебурашка и т.д.) Полезны будут эти персонажи, как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все среднего размера)
Полуфункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Всё большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры)
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки
Приблизительная тематика сюжетно-ролевых игр
дошкольников
№ | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
«Семья» | «Семья» | «Семья» | «Семья» | |
игры с машинами | игры с машинами | игры с машинами | игры с машинами | |
игры со строительным материалом | игры со строительным материалом | игры со строительным материалом | игры со строительным материалом | |
«Магазин» | «Магазин» | «Магазин» | «Магазин» | |
«Парикмахерская | «Парикмахерская | «Парикмахерская | «Парикмахерская» | |
«Пароход» | «Пароход» | «Пароход» | «Пароход» | |
«Детский сад» | «Детский сад» | «Детский сад» | «Детский сад» | |
«Автобус» | «Автобус» | «Автобус» «Самолет» | «Автобус» «Самолет» | |
«Доктор» | «Поликлиника» | «Поликлиника» Салон красоты | «Поликлиника» Салон красоты | |
«Аптека» | «Аптека» | «Аптека» | ||
«Больница» | «Больница» | |||
«Оптика» | «Оптика» | |||
«Скорая помощь | «Скорая помощь» | |||
«Столовая» | «Столовая» | «Столовая» | ||
театр (кукольный) | театр (кукольный) | театр (кукольный) | ||
«Зоопарк» | «Зоопарк» | |||
«Почта» | «Почта» | |||
Правила уличного движения» | «Правила уличного движения» | |||
«Библиотека» | «Библиотека» | |||
Военизированные игры | Военизированные игры | |||
Космические полеты | Космические полеты | |||
«Школа» | ||||
«Ателье» |
Примерный набор игровых материалов для сюжетной игры
второй младшей группы
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35-50 см.) | 3 разные |
Куклы средние (20-30 см.) | 7 разные | |
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) | 10 разные | |
Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см) | 15-20 разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | |
Наборы наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 | |
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 | |
Наборы солдатиков (среднего размера) | 1 | |
Фигурки-человечки (объёмные 10-15 см) | 10 разные | |
Белая шапочка | 3 | |
Плащ-накидка | 3 | |
Фуражка / бескозырка | 3 | |
Каска | 2 | |
Набор масок сказочных животных | 1 | |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной и средней) | 3 |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | 3 | |
Миски (тазики) | 2 | |
Молоток пластмассовый | 1 | |
Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи) | 1 | |
Комплект постельных принадлежностей для кукол | 3 | |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3 разные | |
Тележка-ящик (крупная) | 1 | |
Автомобили с открытым верхом (средние) | 5 разные | |
Автомобили с открытым верхом (крупные) | 2 разные | |
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | 3 | |
3 | ||
Ведёрки | 5 | |
Пожарная машина средних размеров | 1 | |
Машина «скорой помощи», средних размеров | 1 | |
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | 1 | |
Лодка средних размеров | 2 | |
Самолёт средних размеров | 2 | |
Конь на палочке | 3 | |
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 3 | |
Полосатый жезл | 1 | |
Бинокль (подзорная труба) | 1 | |
Руль | 2 | |
Весы | 1 | |
Сумки, корзины, рюкзачки | 7 разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 4 | |
Кукольная кровать | 2 | |
Кукольный диванчик | 1 | |
Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку) | 1 | |
Кухонная плита (соразмерная ребёнку) | 1 | |
Ширма-остов домика | 1 | |
Ширма-прилавок | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | |
Бензоколонка (крупная) | 1 | |
Полифункциональные материалы | Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) | 6 |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Крупный строительный набор | 1 | |
Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м) | 3 |
Технологическая карта № 1
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»
№ п/п | Предварительная работа | Сюжетная линия | Цели и задачи | Атрибуты |
1. |
Чтение художественной литературы: Ч. Янгарским «В магазине игрушек», Олеся Емельянова» Магазин игрушек» Дидактические игры: «Какие продукты продаются в магазине» «Овощи», «Кому что?» «Какие бывают магазины» «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда» | Мотивация для детей(водитель привез груз). 2.Разбирая товар, привлечь детей к игре. 3«Кассир отпускает товар» 4. «Продавец взвешивает продукты» (в молочном отделе, в овощном отделе, гастроном). 5. вместе с детьми распределить роли(продавец ,покупатель). 6.В магазине одежды Рассортировать одежду на летнюю и зимнюю. 7.Магазин одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом. 8.Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее. 9.Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. 10.Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть. | 1.Выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца. 2.Знакомить детей с понятиями: прилавок, витрина, товар, покупатели. 3.Знакомить со спецификой работы продавца. 4.Учить детей соблюдать правила игры; 5.Учить детей классифицировать предметы по общим признакам, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». 6.Учить различать и называть летнюю и зимнюю одежду. 7. Расширять знания о специализированных магазинах. 8. Воспитывать чувство взаимопомощи, 9.Воспитывать вежливость и тактичность в общении между продавцом и покупателем; 10.Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 11.Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. | Овощи , фрукты, сумки, кошельки, весы, костюм продавца, прилавок, предметы-заместители, |
Технологическая карта № 2
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»
№ п/п | Предварительная работа | Сюжетная линия | Цели и задачи | Атрибуты |
1. |
Чтение художественной литературы: А, Крылов «Заболел Петух ангиной» К.Чуковский «Айболит», «Бармалей», В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». Музыкальная деятельность: Прослушивание песни «Кукла заболела» (муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной). Дидактические игры: «Профессии» «Подбери инструменты» «Кому что надо» Продуктивная деятельность: Создание книги-самоделки «Полезные и вредные продукты питания» | 1. Мама приводит ребенка в больницу. 2.Заполняем карточку пациента» 3. Врач выслушивает жалобы больного 4. Прослушивает легкие, смотрит горло, уши, измеряет температуру 5.Медсестра делает прививки, пишет 6. Врач выписывает рецепт 7. Пожелать больному здоровья. | - обучать детей умению принимать на себя роль доктора, больного. - выполнять соответствующие игровые действия. - расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар» - познакомить с особенностями поведения пациентов, деятельности медперсонала в больнице. -учить детей играть вместе, дружно, не сорясь - приучать вежливо разговаривать с больными - воспитывать в детях внимательность, чуткость | Белый халат, игрушечные градусники, фонендоскоп, медицинская карта, телефон, сбор коробочек из-под лекарств, предметы заместители |
Технологическая карта № 3
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ»
№ п/п | Предварительная работа | Сюжетная линия | Цели и задачи | Атрибуты |
1. |
Дидактические игры: «Одень куклу» «Бумажные куклы» «Чья одежда» (мальчики, девочки) Чтение художественной литературы: Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения» . |
| - Развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона. - Научить правильно, называть элементы одежды. - Закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь». - воспитывать заботливое отношение к окружающим, одежеде. | Кукла, одежда для всех периодов года (для лета, осени, зимы, весны), маленький шкафчик для одежды и стульчик. |
Технологическая карта №4
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
№ п/п | Предварительная работа | Сюжетная линия | Цели и задачи | Атрибуты |
1. |
Дидактические игры: «Кому, что надо для работы» «Кому нужна расческа» «Что лишнее» Продуктивная деятельность: Изготовление журнала «Прически мальчиков и девочек» Рисование «Расческа для Пушистика» Чтение художественной литературы: Потешка «Расти коса до пояса» К.Чуковский «Мойдодыр» |
(оформление помещения, выбор журналов, фотографий)
3.Усадить клиента на стульчик, надеть пелеринку, завязать фартучек. 4.Вымыть голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) 5.Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). 6.Причесать клиента (расческой, палочкой). 7.Приколоть заколку, бантик. 8.Побрызгать волосы лаком 9.Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки) 10.В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, красит волосы, стрижет. | 1.Познакомить с профессией парикмахер. 2. Пополнить словарь детей словами: парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон. 2. Обратить внимание на проблему мусора ( как их утилизируют). 3.Обратить внимание, на действия парикмахера. 4. Учить детей, в каких случаях нужно обращаться к парикмахеру. 5. Повторить правила поведения в общественных местах; 6. Напомнить о том, что надо здороваться при встрече с работниками парикмахерской, магазина; 7.учить поблагодарить за хорошую причёску | Зеркало, стол, стул, журналы, фотографии. Расчески, баночки, флаконы, игрушечный фен и ножницы. |
Технологическая карта № 5
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ»
(«ПАРОХОД» «АВТОБУС» «Я ШОФЁР»)
№ п/п | Предварительная работа | Сюжетная линия | Цели и задачи | Атрибуты |
1. |
Разучивание стихотворений А. Барто «Грузовик» Б. Заходер «Шофер» Чтение стихотворения К.Чолиева Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике» А.Барто «Игрушки» Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте. А. Пушкин «Ветер по морю гуляет А. Барто «Кораблик» Загадки о транспорте Музыкальная деятельность: Пение песен: «Машина» Пение Е Железнова «Я еду, еду, еду» Слушание «Шум моря» Продуктивная деятельность: Аппликация «Пароход на реке», «Автобус» Рисование «Колеса для автомобиля Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков Постройка автобуса из строительного материала. Изготовление с детьми билетиков для игры. Постройка гаража из строительного материала Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал?» Исследовательская деятельность: Игры детей с водой и бумажными корабликами, изготовление бумажных корабликов Дидактические игры: «Чей предмет» «Собери машину» (разрезные картинки, мягкий конструктор) «На суше, на небе, на воде» игра-лото «Транспорт» «Угадай по звуку» Подвижные игры: « Поезд» «Воробушки и автомобиль» «Море волнуется», «Через ручеек», «Не замочи ног», «Удочка» | Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков. Пассажиры отправляются в путешествие по реке. Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана. Повар-кок готовит обед для команды. Капитан-пассажир; Капитан - матросы. | 1. Формировать представления о людях разных профессий (шофер, моряк, капитан) 2. Обогащать словарь, развивать речь детей: шофер, моряк, капитан, руль, якорь, пассажир, 3. Учить понимать обобщающие слово «профессии». 4. Развивать диалогическую речь, внимание, умение и желание сотрудничать в общем деле. 5. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых | Фуражка капитана, бескозырки, бинокль, штурвал, крупный напольный строитель, воротники, пилотки, якорь на веревке, флажки сигнальные (красные, желтые), карта. Предметные картинки по теме «Транспорт», магнитная доска, руль, билеты. игрушки-животные, набор инструментов, игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса |
Технологическая карта №6
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК»
№ п/п | Предварительная работа | Сюжетная линия | Цели и задачи | Атрибуты |
1. |
Чтение художественной литературы: С.В. Маршака «Детки в клетке», Р. Н.с «Лиса и волк», «Три медведя». Продуктивная деятельность: Изготовление атрибутов для зоопарка (билеты, корм для животных). Музыкальная деятельность: Слушание и пение песенок Е.Железновой Голоса в птиц, животных Продуктивная деятельность: конструирование – клетки для животных лепка «Корм для животных» (морковь, зернышки) Пальчиковая гимнастика: Дидактические игры: «Животные и их детёныши» «Чем питаются зверята». «Засели животных в свой дом» «Чья мама» Подвижные игры: «Карусель»; Игры - перевоплощения в животных |
2.«Вольеры для животных не готовы». 3. Распределение ролей и определение игровых действий 4.Бригада строителей для постройки зоопарка. 5. Строительство зоопарка. 6. Завоз животных и продуктов питания. 7. Экскурсия по зоопарку. 8. Угощение для животных. Игровые роли и действия: Директор зоопарка (воспитатель) – руководит работой зоопарка. Кассир – выдаёт билеты посетителям Контролёр – встречает посетителей Строитель – строит вольер для животного. Водитель – получает на складе строительный материал и привозит на строительную площадку. | 1.Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. познакомить с трудом работников зоопарка познакомить с правилами поведения в зоопарке 2. Расширить словарный: «вольер», «ветиринар» 3.учить называть детенышей животных 4.Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
| игрушечные дикие звери, знакомые детям, билеты, деньги, касса. Для строительства: грузовые машины, строительный материал, 5 детских стульев с эмблемами животных, паспорт животных. Для зоопарка: телефон, игрушки животных мягкие и пластмассовые (пингвин, тигр, слон, обезьяна, белый медведь), тарелочки для продуктов питания, метёлочки, совочки и ведёрки, фартук с нарукавниками, муляжи продуктов питания, билеты и колокольчик для кассира, бейджик для контролёра. Оборудование игры «Ветлечебница», схемы для составления рассказа о животном, оборудование игры «Магазин». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею".
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Игра- лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений. Че...
Организация игровой деятельности дошкольников .
Опыт детского сада по организации игровой деятельности...
Рекомендации родителям по организации игровой деятельности дошкольников.
«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!»....
Совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников
Знакомство родителей с практическим опытом организации игровой деятельности в детском саду...
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Методическая разработка "Рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников (2-3 года)"
В разработке отражены задачи по развитию игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, примерный набор игрового оборудования. Технологические карты по организации различных сюжетных игр, пр...