Игры на формирование социальных компетенций у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Игры будут полезны педагогам и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие социальных компетенций у детей

Цель: развитие у детей умения воспринимать другого человека, развитие коммуникативных способностей, эмпатии.

Работая с группой детей, мы можем помочь им установить эмоциональную близость, получить переживание единства и доверия друг другу. В работе с неуверенными детьми игры помогают преодолеть эмоциональную замкнутость, развивать эмоциональную отзывчивость.

  1. Игра «Яблоко»

Солнце ласково нас греет (воспитатель дотрагивается до спины каждого ребенка)

Вы посмотрите-ка на них,

Как много яблок здесь больших (соединяют кисти рук ладонями врозь, смотрят на поднятые руки)

Что-то ветер разыгрался

И раздулся, разгулялся, (руки покачивают в стороны, изображая движение яблок. Стих ветер)

Надо ветру помогать,

Тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем,

Через ротик выпускаем (дуют все вместе).

Сразу яблоки упали (хлопок кулаком о ладонь).

И о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись,

Здесь зверюшки собрались,

Быстро яблоки съедают,

В лес обратно убегают (топают ногами).

Одно яблоко осталось,

Повисело еще малость, (изображают руками яблоко).

Дальше с яблони свалилось,

По дорожке покатилось

Посмотреть на белый свет,

Хочешь верь, а хочешь нет (движения «веретено»согнутыми в локтях руками)

А как? А вот так.

  1. Игра «Как живете?»

Воспитатель: Как живете? – Вот так! (дети отвечают жестами: поднимают большой палец)

Как плывете? – Вот так! Руки перед грудью, движение из центра в стороны.

А бежите? – Вот так! Бег на месте.

Вдаль глядите? – Вот так! Руку прикладывают «козырьком» к глазам.

Машете вслед? - Вот так! Машут рукой

Ночью спите? - Вот так! Руки подкладывают под щечку.

- А шалите? – Вот так!

Надувают щечки, хлопают по ним руками.

  1. Игра «Приветствие»

Дети и воспитатель стоят в кругу  и произносят слова

Здравствуй солнце, здравствуй, ясное!

Здравствуй, небушко прекрасное!

Здравствуйте, деревья!

Здравствуйте, цветы!

Я рада, что сегодня

Со мною рядом вы!

  1. Игра «Жучок - паучок»

Выбирается жучок-паучок. Он сидит на полу в середине круга. Вокруг него дети ведут хоровод и поют, изображая движениями содержание песни. Идут в центре круга, изображают, как кормят из ложки, поят из ковшика жучка-паучка. Приближаются к нему, ставят на ноги.

Жучок - паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Жучок-паучок выбирает одного из детей, танцует с ним, остальные хлопают в ладоши. Второй ребенок становится паучком.

  1. Игра «Приветики»

Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает детям: «Приветики- дружные человечки и умеют читать по глазам. Сейчас вы можете найти себе друга, договорившись глазами. Кто первый?

Раз, два – мы молчим.

Мы глазами говорим.

А в это время ты выбираешь друга и моргаешь ему глазами – вот так.

Раз – два, раз – два,

Мы с тобой друзья.

Кто сговориться  между собой, поднимет руки и получит цветок дружбы.

  1. Игра «Солнышко»

Дети стоят в кругу и со словами передают мяч друг другу

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет.

  1. Игра « Ты – дрозд, и я - дрозд»

Дети стоят парочками лицом друг к другу и говорят слова, а движения показывают на себе и друг на друге.

Я дрозд и ты дрозд,

У меня нос и у тебя нос.

У меня розовые щечки и у тебя розовые щечки,

У меня алые губы и у тебя алые губы.

И мы друг друга любим.

(по окончанию слов дети обнимаются). 

  1. «Акула»

Все играющие плавают в море(бегают, барахтаются в море). Воспитатель говорит слова:

В синем море тишина,

В синем море – глубина,

В тишине глубоководной может плавать все угодно.

По сигналу «Акула!» дети объединяются в группы по 2 – 3 человека. Акула ест только одиночек. Акула – водящий выводит такого игрока на сушу и игра продолжается.

  1. Игра «Муравьи»

Дети распределяются на две группы. Первая группа встает в круг, держась за руки. Это муравейник. Вторая группа – муравьи. Пока дети, стоящие в кругу, считают до 10 и держат руки вверх, муравьи бегают из круга в круг. При счете «десять» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают на корточки. Муравьи в это время должны быть все внутри круга, в муравейнике. Потом дети меняются местами.

  1.  Игра «Ручейки и озера» (с использованием ТСО)

 Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

  1.  Игра « Профессии»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.

Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, режиссера, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой –веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.

  1. Игра «Прочитай письмо»

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послание товарищей.

Варианты писем и примерная их расшифровка:

Лицо веселого человека и лицо грустного человека.

«Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

Когда дети научатся составлять рассказ  по двум пиктограммам эмоций, можно использовать несколько (3-4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В процессе воспитания коммукативной компетентности у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу;развивать готовность сочувствовать...

«Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Именно коммуникативная компетенция дошкольника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные го...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ»

   Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо...

Педагогический опыт «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»

Педагогический опыт «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт...

Формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности. Коммуникативная игра «Клубочек».

           Важным периодом для развития коммуникативных компетенций ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наибол...


 

Комментарии

Губренко Жанна Анатольевна

Очень полезный материал для работы. Спасибо!