Трудовая деятельность ребенка раннего возраста
статья (младшая группа)

  В статье исследуются общие аспекты трудового воспитания ребенка в раннем возрасте, представлены подходы к понятию “трудовое воспитание”, рассмотрены основные компоненты понятия труда в жизни ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_rebenka_rannego_vozrasta3.docx9.75 КБ

Предварительный просмотр:

   Сотникова И.Н.

Воспитатель первой квалификационной категори

МБДОУ ДС №17 “Веселые гномики” с. Небуг, Туапсинский район

Трудовая деятельность ребёнка раннего возраста

Аннотация

   В статье исследуются общие аспекты трудового воспитания ребенка в раннем возрасте, представлены подходы к понятию “трудовое воспитание”, рассмотрены основные компоненты понятия труда в жизни ребенка.

Ключевые слова: трудовая деятельность, труд,навыки самообслуживания, взаимодействие, воспитание.

Keywords: work, work, self-service skills, interaction, education.

   Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

   С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом младшего воспитателя, педагог говорит: “Посмотрите, как Анна Владимировна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!” Или: “Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Владимировне одной собрать ее. Мы сейчас поможем собрать бумагу вместе с Аней, Лешей и Сашей...

   Главным в трудовом воспитании детей раннего возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна становиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что ребенок увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя: застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах - стало удобно играть, рукава не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами и т.д.

   Трудовая деятельность детей раннего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков.

   Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например,обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей кофты, намыливает руки, смывает и вытирает, потом побуждает детей повторить эти действия в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей интерес, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:

Чистая водичка

Моет Саше личико,

Настеньке - ладошки,

А пальчики - Мирошке.

   Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: “Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки”. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь и поддержка. Это стимулирует активность детей, вызывает у них радость, удовлетворение.

   С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (растегивают пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

   В данной возрастной группе рекомендуется привлекать детей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: “Какая у Саши большая машина! На такой машине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу и сложит их аккуратно на полку”.

   Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию (”Алина, давай поможем Леше собрать кубики...Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!”). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: “Кто тебя потерял, кто твоя мама? Настенька твоя мама? Возьми, Настя, доченьку, пожалуйста, положи в коляску”.

   Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием появления в группе игрушек и разговор педагога с детьми от того или иного персонажа. Например, к детям может прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания.

   Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая детей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешаяя друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику.

   Зная особенности организации труда, владея методами и приемами с детьми раннего возраста, в детях активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, уних формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививаем интерес к трудовой деятельности с раннего возраста.

Цель трудового воспитания:формирование положительного отношения к труду.В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуж...

Консультация для родителей \'\'Развития трудовой деятельности детей раннего возраста\'\'.

Уважаемые  родители!Помните,что только труд поможет детям вырасти самостоятельными,дисциплинированными,ответственными....

Консультация для родителей "Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста"

Трудовое воспитание. Какое место оно занимает в процессе воспитания детей?...

Консультация для родителей Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста

трудовое воспитане занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей.......

Консультация для родителей "Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста".

Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к ...

Консультация для родителей "Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста"

quot;Развитие трудовой деятельности детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Трудовая деятельность детей раннего возраста. Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Консультация для родителей «Трудовая деятельность детей  раннего возраста. Воспитатель:  Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...