Познавательно – творческий проект «Город ремёсел»
книга (подготовительная группа)
Познавательно – творческий проект «Город ремёсел»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цели и задачи :
1. Формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого и нравственно – патриотические позиции.
2. Знакомить детей с историческими корнями, различными обрядами и традициями в жизни русских людей; со связью поговорок, пословиц, народных примет с крестьянским трудом.
3. Воспитывать уважение к труду и таланту мастеров.
4. Формировать речевую культуру у детей (работа с загадками, фразеологизмами, народным красноречием).
5.Развивать творческие способности детей посредством разнообразных видов деятельности (драматизация, музыкальная и изобразительная деятельность, изготовление поделок).
6. Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечество, гончарство, ткачество, вышивание, художественная роспись).
7. Приобщать родителей к дальнейшей работе по воспитанию у детей интереса к народным промыслам, традициям, народному искусству и культуре.
8. Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминутки «Мы богатыри».
Оборудование :
Макет старого города, костюмы, ремесленная утварь. Методическая литература: 1. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси», 2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 3. Материалы краеведческого музея «Ремесла родного города».
Предварительная работа:
1. Занятие в краеведческом музее по ознакомлению детей с историей родного города.
2. Знакомство с покровителями ремесел – Святыми Козьмой и Демьяном и Святой Параскевой Пятницей.
3. Разучивание пословиц, поговорок, частушек, народных песен и танцев.
4. Изготовление костюмов и подарков для Параскевы.
5. Совместное творчество детей с родителями, изготовление поделок, атрибутов к празднику.
Ход : За занавесью макет древнего города: кузница, гончарная мастерская, изба вышивальщиц и художников. Звучит фонограмма «Дарю тебе, город», заходят воспитатель и дети.
Воспитатель : – На каком интересном занятии мы побывали с вами в краеведческом музее. Вам понравилось?
1 р : – Да, мы узнали столько нового о нашем родном городе, о его истории.
2 р: – А еще мы узнали, какой трудолюбивый народ жил и живет в нашем городе.
3 р: – Конечно, ведь мастеровой народ всегда славился трудолюбием. В старину все делали своими руками.
4 р: – Ремесло, то есть труд, кормило человека, одевало и обувало его. 5 р: – А я знаю русскую пословицу, которая гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».
Воспитатель : – Много пословиц о труде существует. Я начну, а вы должны закончить. - Без труда не вытащишь и … (рыбку из пруда), - Без охоты нет … (работы), - Глаза боятся … (а руки делают), - Всякое ремесло честно … (кроме воровства), - Кто мало говорит … (тот больше делает), - Золотые руки у того, … (кто обучался хорошо), - Всякий человек познается… (в деле), - Без труда и отдых… (не сладок).
Воспитатель : – Молодцы! А назовите ремесла, о которых вы знаете.
Дети : – Кузнечное, гончарное, плетение из соломы, вышивание, прядение, вязание, работа с кожей и берестой, роспись глиняных и деревянных поделок.
Воспитатель : – Хорошо, что вы такие любознательные и умные. А хотели бы вы попасть в старый город и познакомиться с ремесленниками?
Дети : – Да!!!
Воспитатель : – Тогда приготовьтесь!!! Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку! Не лежите на боку! Добры молодцы, вставайте, Девки, косы заплетайте. Пастушок, в рожок играй, Занавес нам открывай!
Звучит музыка, занавес открывается. Гостей встречают ремесленники и хозяйка.
Хозяйка : – Здравствуйте, гости дорогие! Зачем пожаловали?
Ребята : – Хотим узнать побольше о том, как жили наши предки, какими ремеслами занимались.
Хозяйка : – Да, ремеслу всегда почет, а вы что про ремесла знаете?
Дети : – Ремесло не тяготит, - Ремесло есть – пить не просит, а хлеб приносит.
- А еще мы знаем, что у ремесла есть свои покровители. - Это Козьма, Демьян и Параскева Пятница.
Хозяйка : – Тогда добро пожаловать!
1 р. – В город славных мастеров – Трудиться каждый в нем готов. Ремесла разные мы знаем, В гости к мастерам вас приглашаем!
2 р. – В старые давние времена детей к труду приучали с малолетства. Девочек за прялку сажали, вышивать учили да игрушки расписывать. Ребята :– И мальчиков разным ремеслам обучали: из глины утварь домашнюю делать, кузнечному мастерству да умению плести корзины из бересты и соломы.
Хозяйка :– Добро пожаловать в кузницу. (Дети подходят к кузнецам).
Ребята : – Козьма и Демьян – большие работники. Они и кузнецы и плотники.
1 кузнец – В наковальню бьем подковы куем.
2 кузнец – Тук – тук! Тук – Тук! Приударим разом вдруг!
Ребята : – Мы знаем, что в народе рассказывают, что святые Козьма и Демьян были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их «бессеребренниками».
Хозяйка : – А вы знаете, что на Руси этим ремеслом занимались только мужчины?
1 кузнец – Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным, даже колдовским.
2 кузнец – Кузнец должен быть сильным, чтобы держать молот, как богатырь! У кузнеца рука легка – да шея крепка!
Воспитатель : – Дорогая хозяйка, а мы тоже хотим быть сильными! Физкультминутка:
Дружно встали. Раз, два, три! Мы теперь богатыри. (руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо (поворот вправо) Оглядимся величаво, И налево надо тоже (поворот влево) Поглядеть из-под ладошек. И направо и еще (поворот вправо) Через левое плечо. (поворот влево) И назад сгибаем спинку. Раз, два, три, раз, два, три, Да смотри, не упади. (отклоняемся назад, руки на поясе) Наклоняемся вперед, Кто до пола достает? Эту сложную работу Тоже делаем по счету. (наклоны вперед) Дети садятся на скамейки.
Воспитатель : – Пора нам узнать и про женские ремесла, тем более и про покровительницу их Параскеву Пятницу мы много знаем.
Ребята : – Русские женщины долгими темными вечерами при свете лучины пряли, ткали и вышивали. Прежде, чем заняться рукоделием, отмечали праздник «Обряжение Параскевы», украшали костюм Параскевы.
Хозяйка : – Вот молодцы – и это знаете. А давайте мы вместе с вами нарядим Параскеву. «Обряжение Параскевы». Дети по очереди подходят к Параскеве и дарят ей подарки.
1 р. – Иголка, иголка, ты тонка и колка. Не коли мне пальчик, сшей сарафанчик. (одевает сарафан).
2 р. – Пояс в руки я возьму, К Параскеве подойду. Сарафан им подвяжу, Всех злых духов прогоню. (подвязывает пояс).
3 р. – Бусы красны нанизала, Параскеву обряжала. (надевает заранее изготовленные бусы из рябины)
4 р. – Шалью голубою плечи я накрою, Чтобы любовались люди все тобою! Параскева – Обрядили, угодили, Бусы красны подарили. Расступись, народ честной, Не пыли, дорожка. На деревню мы пойдем Погулять немножко! Пляска – хоровод «Дудочка – дуга».
Воспитатель : – Ох, повеселили нас, порадовали. Хозяюшка, а что это за круг такой интересный, кататься что ли на нем можно?
1 гончар – Что вы, не для игр этот круг. Знакомьтесь с мастерами – гончарами. Они изготавливают различные предметы обихода, игрушки из глины.
2 гончар – Глина – это один из самых известных природных материалов. Простые люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свои изделия необычными узорами.
3 р. - Главным учителем была русская природа.
4 р. – Каждое изделие создавалось ручным трудом и было неповторимо.
Хозяйка : – И самым интересным, конечно, для детишек было лепить из глины игрушки, а потом их разукрашивать.
Ребенок : – Вечера зимою длинные. Лепит мастер все из глины, Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Кружочки, клеточки, полоски, Простой казалось бы, узор. А отвести не в силах взор!
Хозяйка : – Дорогие гости наши! Мы дарим вам игрушки. Когда вернетесь домой – вот и займетесь ремеслом – распишите этих замечательных птичек! Дети дарят подарки.
1 р. – Славный, русский наш народ Жить не может без хлопот.
2 р. – Шьет, рисует, вышивает, Кует, рубит и строгает.
3 р. – Лапти новые плетет, Печку русскую кладет.
4 р. – Мастера все удалые, А в гулянье – озорные.
5 р. – Коль работа – потрудись, Коль веселье – веселись!
Хозяйка : – Кто сказал – частушки вроде В наши дни уже не в моде. Да и дело разве в моде, Если любят их в народе!
1. Начинаем петь частушки, Просим не смеяться. Тут народу очень много, Можем растеряться.
2. Мои щечки, что листочки, Глазки, как смородинки. Давай, милый, погуляем, Пока мы молоденьки!
3. Я не с вашего селенья И не с вашего села. Не по вашему танцую, Посмотрите на меня.
4. Мы с товарищем плясали, Сапоги резиновы. На нас публика смотрела Все-то рты разинули.
5. Леша – парень ничего, Только он кусается. Все собаки от него Наутек бросаются.
6. Ох, кончаем мы плясать, Дома нечего кусать – Сухари да корки, На ногах опорки.
Воспитатель : – Спасибо, хозяйка, спасибо мастера за ваше гостеприимство, за знания, но пора нам возвращаться.
Хозяйка : – Всегда рады вам! Приобщайтесь к русским истокам, к новым познаниям. Помните, что труд помогает нам быть полноценными и культурными людьми. Ведь как говорится в русской пословице «Без дела жить – только небо коптить». До новых встреч! Занавес закрывается.
Воспитатель : – Что вы узнали нового в нашем путешествии по городу ремесел.
1 р. – Что русский народ любил и умел трудиться.
2 р. – Что каждый занимался любимым делом – кузнечным, гончарным, вышиванием, росписью игрушек.
3 р. – А я бы хотел научиться плести корзинки!
Воспитатель : – А вот этому мы поучимся в следующем путешествии. А сейчас пора возвращаться домой, ведь нас еще ждет работа – птичек расписывать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_igra.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 8 Игра «Да и нет»
Задачи: на примере данного стихотворения показать детям, как от поведения, намерений, от ношения любого человека к дру гим людям зависит их отношение к нему.
Педагог: сегодня мы с вами поиграем в новую игру. Называется она «Да и нет». На вопросы нужно отвечать только да или нет. Отвечайте быстро. Будьте внимательны.
Любят дети утром рано
Глазки мыть водой из крана? (Да)
Моют детки носик чисто? (Да)
Ну, а зубы любят чистить? (Да)
А капризничать, кричать? (Нет)
Лечь в ботинках на кровать? (Нет)
Любят собирать игрушки? (Да)
Прыгать на своей подушке? (Нет)
Сказки с мамою читать? (Да)
Листики у книжки рвать? (Нет)
Маму слушаться всегда? (Да)
Плакать громко иногда? (Нет)
Любят песни слушать ушки? (Да)
Клим играет целый день,
А сложить игрушки лень.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Время в садик собираться,
Клим не хочет одеваться.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Маша маме помогает,
Пыль в квартире вытирает.
Поступайте так всегда.
Хорошо ли это? ( Да)
В парке Ирочка гуляет,
Ветки дерева ломает.
Нужно делать так всегда?
Хорошо ли это? ( Нет)
Оля Мурке, своей кошке,
Варит кашу, моет ножки.
Оля трудится всегда.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? ( Да)
Заболела мама Люды,
Людочка шуметь не будет,
Тихо посидит она.
Хорошо ли это? ( Да)
Педагог: За внимательность и правильные ответы получите приз.
Педагог угощает детей конфетами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Город математики»
О математике...
Межгрупповой познавательно-творческий проект «Город математики»
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы воспитатели группы.Продолжительность проекта: краткосрочный Актуальность темы: Известно что с самого рождения ребенок является первоот...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Познавательно – творческий проект «Город ремёсел»
Познавательно – творческий проект «Город ремёсел» Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна ( первая квалификационная категория)Цели и задачи : 1. Формировать эмоционально окрашенн...
Познавательно – творческий проект «Город ремёсел»
Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...
Познавательно-творческий проект «Этот город, самый лучший, город на Неве»
К сожалению дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жиз...
Кузьмина Н. В., Шишкина М. С. Педагогический познавательно-творческий проект "Город мой на Северном Урале"
Опыт работы по реализации педагогического познавательно-творческого проекта "Город мой на Северном Урале". Авторы: Кузьмина Н. В. (музыкальный руководитель) и Шишкина М. С. (воспитатель)....