Проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ «В гостях у сказки».
проект
Создание условий для коррекции речи и развития творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: . Создание условий для коррекции речи и развития творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.
Задачи проекта: - - Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие эмоциональной сферы детей. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы . Помочь овладению коммуникативными навыками. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями . - Помочь овладением средствами образной выразительности .
Ожидаемые результаты по проекту: По реализации проекта ожидаются положительные результаты: •у детей воспитывается эмоционально- положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности. • обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
Этапы реализации проекта Подготовительный Основной Заключительный Презентационный
А нкетирование родителей П остановка проблемы:
Родительское собрание
Мастер-классы: изготовление декораций и масок, лэпбуков .
: Родители – наши друзья и помощники
Участие родителей в изготовление декораций и атрибутов для театральных постановок.
Участие детей в изготовление декораций и атрибутов для театральных постановок.
Театральная Неделя в ДОУ
Непрерывно образовательная деятельность с элементами театрализации.
Психологические тренинги .
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
ПРОЕКТ
«В гостях у сказки»
Руководитель; Тамонова Т.Н.
Боровикова З.Н.
г. Советский
2020 год
Паспорт проекта
Наименование проекта | «В гостях у сказки». |
Разработчики проекта | Тамонова Татьяна Николаевна, воспитатель Боровикова Зинаида Николаевна, воспитатель |
Соисполнители по проекту | специалисты, дети (5-7 лет), родители (законные представители) |
База реализации проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский» |
Адрес, телефон | 628240, г. Советский, ХМАО – Югра, ул. Мичурина, д. 10а, т.: 8(34675)3-35-50 |
Цель проекта | Создание условий для коррекции речи и развития творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства. |
Задачи | - Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. - Развитие эмоциональной сферы детей. - Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы. - Помочь овладению коммуникативными навыками. - Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями. - Помочь овладением средствами образной выразительности. |
Вид проекта | Познавательно - творческий |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Сроки реализации проекта | Январь 2019 г. – март 2020 г. |
Характеристика основных мероприятий проекта | I. Подготовительный этап (январь - февраль, 2019 г.) |
II. Основной этап (март 2019 г. – февраль 2020 г.) | |
III. Заключительный этап (март – апрель, 2020 г.) | |
IV. Презентационный этап (апрель, 2020 г.) |
Содержание
№ п/п | Содержание | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2 | Общая характеристика детей с ОВЗ. | 3 |
3. | Актуальность | 3 |
4 | Цель | 4 |
5. | Задачи | 4 |
6 | Новизна | 4 |
7 | Ожидаемые результаты | 5 |
8 | Содержание работы над проектом | 5 |
10 | Этапы реализации проекта | 6 |
11 | Работа с родителями | 7 |
12. | План мероприятий по реализации проекта | 8 |
13. | Диагностика | 12 |
14. | Заключение | 13 |
15 | Список литературы | 13 |
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков.. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Общая характеристика детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми потребностями", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Актуальность.
Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети – самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом. Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз. Язык искусства универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики. Становление детей невозможно без культурно-нравственного воспитания. Беседы о высоком искусстве, определение ориентиров в культурных ценностях, знакомство с миром театра – это те азы, на которых, как на кирпичиках, строится духовное основание человека. Искусство раскрывает для ребенка мир реально существующей красоты, которая играет огромную роль в формировании убеждений, влияет на поведение и доставляет эстетическое наслаждение. У детей формируются нравственно-этические нормы поведения, возникает увлеченность искусством, творческая энергия направляется в созидательное русло. Настоящий проект предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья стать участниками образовательно-игровой программы, в которой они обретают самостоятельность и уверенность в себе, желание добиться успеха, познают новое в искусстве и раскрываются в творчестве. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
В работах М. В. Рухлет, А. М. Майоровой, В. П. Панасюк и др. авторов качество образования определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе норм, требований стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные формы взаимодействия, которые помогут детям включиться в образовательный процесс, установить доверительные отношения с ним, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель проекта: Создание условий для коррекции речи и развития творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства.
Задачи проекта:
1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие эмоциональной сферы детей.
3. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы.
4. Помочь овладению коммуникативными навыками.
5. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.
6. Помочь овладением средствами образной выразительности.
Новизна данного проекта:
Отличительные особенности данного проекта:
1. Адаптирован, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
2. Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Ожидаемые результаты: По реализации проекта ожидаются положительные результаты:
•у детей воспитывается эмоционально- положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
• обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
Содержание проекта:
1. Основы театральной азбуки. Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.
2. Театральная игра. Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
3. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
4. Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.)
5. Постановка театрализованного представления. Чтение сценария и беседа по содержанию. Работа над интонационной выразительностью. Знакомство с музыкальным оформлением. Разучивание рисунка танцевальных номеров. Драматизация сказочного действия (индивидуальная работа).
Методические приемы:
• Беседы проводятся с целью освоения нового материала
• Подвижные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
• Словестные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий.
• Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
• Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
• Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Создание предметно- развивающей среды:
• Художественная литература.
• Иллюстрации к сказкам.
• Видеоматериал (запись сказки).
• Дидактические игры.
• Атрибуты к различным видам театра.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Задачи | Мероприятия | Ответственный | Срок |
Подготовительный | - определение темы и актуальности; - определение ресурсного, потенциала; - нормативно-правовое обеспечение; - информационная поддержка (возможность выложить содержание Проекта на сайт образовательной организации для организации интерактивного сопровождения и привлечения новых партнеров). | - постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?» - анкетирование родителей | воспитатели | Январь - февраль, 2019 г |
Основной | - создать условия для познавательной, исследовательской, продуктивной деятельности, направленной на реализацию проекта. - создание ситуации успеха эмоциональной включенности в работу родителей и педагогов | - проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов; - разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла; - создание эскизов декораций и костюмов; - организация совместно с родителями выходов в различные театры города, цирк; - показ театрализованных спектаклей; - просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей; - изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей; - проведение открытых мероприятий в течение учебного года. | Колотилина О. В. – музыкальный руководитель; Буюкли О. П. – воспитатель; | Март 2019 г. – февраль, 2020 г. |
Заключительный | - подведение итогов реализации проекта, выявить положительные и отрицательные стороны; - обобщить и представить опыт работы по реализации проекта | Презентация проекта для педагогов ДОУ в рамках Педагогического совета. | Колотилина О. В. – музыкальный руководитель; Буюкли О. П. – воспитатель; | Март – апрель 2020 г. |
Презентационный | Драматизация по русской народной сказке «Гуси –лебеди» |
Работа с родителями: Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли. у детей формируется навык общения.
План взаимодействия с родителями: Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | Театр, как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. «Животные в русских народных сказках» | Стендовая информация. Совместная экскурсия в зоопарк. |
2 квартал | Наша семья и театр Роль сказки в развитии детской эмоциональности | Фотовыставка Стендовая информация |
3 квартал | «Мой любимый сказочный герой» «Домашний театр своими руками» | Выставка рисунков Практическая консультация |
План мероприятий по реализации проекта.
содержание | Задачи | Материал и оборудование | Краткий план | |||||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||||||
Знакомство | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей побуждая их к выражению активизировать речь. | Декорация осеней полянки (деревья, цветы); шапочки цветочки; | 1. Путешествие на «осеннею полянку». 2. Разминка. 3. Игра «Поздоровайся». 4. Инсценировка «Мышка-норушка» (показывает воспитатель).
| |||||||||||||||
Теремок | Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой «Теремок»; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно слушать сказку, активизировать словарный запас детей. | Ширма- норка мышки; театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для | 1. Приглашение детей в гости к мышке – норушке. 2. Настольный театр «Теремок» (показывает воспитатель).
| |||||||||||||||
Сказка на столе | Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле, учить выразительной интонации, дать пример элементарного кукловождения. | Куклы и декорации к сказке «Теремок» | 1. Вспомнить с детьми сказку. 2. Показ воспитателем действий с куклами. 3. Беседа по сказке.
| |||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||
В гостях у сказки | Дать представления об урожае зерна; познакомить с сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок- любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром (бибабо); активизировать речь. | Ширма; игрушки - герои и декорации; атрибуты. | Сказка про мышат и петушка. (показывает воспитатель). Воспитатель спрашивает понравилась ли детям сказка. Сюрпризный момент.
| |||||||||||||||
По следам сказки | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, | Игрушки - герои | 1. Беседа по сказки «Колосок».
| |||||||||||||||
характеризовать героев; сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку. . | 2.Дети вместе пересказывают сказку.
| |||||||||||||||||
Овощи на грядке. | Дать представление о урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизировать под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций. | Шапочки овощей (морковь, капуста, свекла, перец, лук) для подвижной игры. | 1. Беседа о том, что созревает на полях и в садах. 2. Хороводная игра «Огород наш хорош». 3. Хоровод «Овощная песенка».
| |||||||||||||||
В огороде заинька | Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, дать пример диалога с героем. | Костюм зайца; муляжи капусты; подарки для детей – очищенная свежая морковь. | 1. Беседа об осени. 2. В гости к зайцу. 3. Беседа с зайцем.
| |||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||
К бабушке в деревню | Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами. | Декорации деревенского быта: дом, бабушки, курятник, и его обитатели (игрушки: петушок, курочка, цыплята,); огород. | 1. В гости к бабушке в деревню. 2. Беседа с бабушкой о козе, собачке. 3. Игра «Дружок». 4. Этюд «Курочка, цыплята и петушок».
| |||||||||||||||
Везет, везет лошадка | Расширять круг действий с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое; давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре. | Игрушка лошадка; инструменты детского шумового оркестра. | 1. Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка». 2. Игра с лошадкой. 3. Разминка для голоса «И-го-го!». 4. Игра-оркестр
| |||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||
Сказка- ложь, да в ней намек | Учить внимательно, вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету. | Книга со сказкой «Козлятки и волк» (в обработке А. Толстого). | 1. Беседа. 2. Чтение сказки «Козлятки и волк». 3. Беседа.
| |||||||||||||||
В театре кукол | Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; приучать детей внимательно слушать сказку. | Ширма; куклы (коза, семеро козлят, волк); декорации ( «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты (корзина для козы). | 1. Беседа о театре. 2. Кукольный спектакль «Козлятки и волк». (коза, волк, ведущий-взрослые; козлята-дети).
| |||||||||||||||
Зима пришла | Развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. | Музыкальные записи (для композиций «Саночки летят», «Танец гномов», «Кто за елкой?», «Катание на саночках», «Игра в снежки»). | 1. Беседа о зиме. 2. Под музыку «Саночки» проводиться двигательная импровизация «Саночки летят». 3.двигательная импровизация «Катание на санках», «Игра в снежки».
| |||||||||||||||
Новогоднее приключение « В поисках Снегурочки». | Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности. | Костюмы новогодние Волшебные валенки. | 1. Беседа о новогоднем празднике. 2. Дети отправляются в гости к Снегурочке.
| |||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||
Драматизация сказки «Гуси-лебеди» | Обучать воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении. | Декорации к сказке (деревья, избушка бабы-яги, костюмы для героев сказки) | 1.Выступление для детей младших групп, родителей и педагогов.
| |||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||
На дворе метет, у печки-жарко. | Приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. | Декорация русской избы (половички, веник, почка. Чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки); народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей. | 1. В гости в горницу.
| |||||||||||||||
Дуют ветры в феврале | Рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки. | Игрушки солдатики; костюмы (моряка, танкисты, летчики); | 1. Беседа о солдатах. 2. Игра «Солдатики».
| |||||||||||||||
Знакомые сказки | Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей. | Диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки. | ||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||
У куклы Кати день рождения | Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог. | Куклы; сервированный игрушечный стол; подарки для танцев (гномов, снежинок). | 1. В гости к кукле Кате. 2. Дети показывают концерт для куклы. 3. Игра «Хозяйка и гости». 4. Танец с куклами.
| |||||||||||||||
Путешествие на автобусе | Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли; развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (прилавок с товаром, коляски с куклами и мишками); оборудование для театра игрушек (игрушки лис и мышонок, кроватка, миска с крупой, игрушечный лес, зеркальце). | 1. Путешествие на автобусе в деревню. 2. Сказка «Лис и мышонок». (театра игрушек). 3. Беседа по сказке. 4. Игра «Мыши делают зарядку». 5. Едим домой.
| |||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||
Корзина с подснежниками | Порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет; побуждать детей к двигательной импровизации; | Декорации снежной полянки, белые накидки для снежинок; шапочки зверей для | 1. Дети идут на «заснеженную полянку». 2. Танец с подснежниками. | |||||||||||||||
Шутки и потешки | Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. | Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых. | 1. В гости в избу. 2. Сказка в театре лепной игрушки «Лошадка –златогрива и баран-круторог». 3. Пляска под рус. нар. мелодию «Как под горкой, под горой».
| |||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||
Такие разные дожди | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить ролевому воплощению; учить отчетливой и выразительной речи; порадовать детей. | Музыкальные записи для игр и этюдов; султанчики для игры в дождик; зонтики. | 1. Пальчиковая игра-гимнастика «Пальчики гуляют». 2. Беседа о дождях. 3. Приходят в гости дожди (озорник, ленивец). 4. Игра «Дождливо-солнечно». 5. Игра «Прогулка под дождем».
| |||||||||||||||
Вспомни сказку | Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать с казку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку. | Игрушки, разные виды театров, использование мнемотаблиц. | Инсценирование любимых сказок |
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности:
Высокий уровень (18-21 балл) - ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов) - проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики, персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов) - малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.
Анализ диагностики здоровых детей и детей с ОВЗ, обучающих по программе театрализованная деятельность для детей с ОВЗ «В гостях у сказки», показал следующие результаты: | Начало | Конец |
Высокий | 25% | 55% |
Средний | 35% | 40% |
Низкий | 40% | 5% |
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1. Буренина А. И. : Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD) Изд. Музыкальная палитра 2008
2. Вайнфельд О.А. “Музыка, движение, фантазия!”: С-Пб. – “Детство-Пресс”, 2002.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М.: Центр педагогического образования. 2007
5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
6. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт.сост. А.П. Шаповалова. – Волгоград: Учитель, 2009
7. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никотинной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
9. Туфурео Р. А., Кудейко М.В. Коллекция идей. Методическое пособие. Приложение к журналу «Обруч»
10. Театральная палитра: Программа художественно -эстетического воспитания / под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010
11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
12. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Изд. 3, Ростов – на – Дону: Феникс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности в группе кратковременного пребывания «В гостях у сказки»
Проектная деятельность в группе кратковременного пребывания детей. Театральная деятельность....
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе"В гостях у сказки"
Тема по самообразованию , над которой я сейчас работаю" Развитие творческих способностей ребёнка" Когда к нам пришли эти детки из яслей во 2 младшую, первое время стоял рёв, не всех к счастью , но мно...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе « В гостях у сказки».
Проект по театрализованной деятельностиво 2 младшей группе« В гостях у сказки»....
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, кр...
Проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ «В гостях у сказки».
Создание условий для коррекции речи и развития творческих способностей детей с ОВЗ через средства театрального искусства....
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно ре...