"Патологические привычки"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Очень часто, в последнее время, педагоги обращаются с вопросами: "Что делать?! Ребёнок не вынимает рук из трусиков!!! Как нам себя вести в данной ситуации?! Стоит ли говорить об этом родителям???"
Рекомендую прочитать консультацию "Патологические привычки" и найти ответы на все свои вопросы!!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
445030, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТТИ УЛ. 40 ЛЕТ ПОБЕДЫ Д. 32,
ИНН 6323091856, КПП 632101001, ТЕЛ/ФАКС 8 (8482)761515, e-mail chgard210@edu.tgl.ru
____________________________________________________________________________
Консультация
для родителей и педагогов:
«Патологические привычки».
Составила:
педагог-психолог А.Н. Горулёва
2020 год
Какие привычки ребёнка дошкольного возраста
можно назвать патологическими и как помочь ребенку от них избавиться?
Наиболее распространёнными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, потребность грызть ногти, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречается болезненное стремление выдёргивать или выщипывать волосы (трихотилломания), а также ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).
В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того, чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу. Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребёнка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям), способствуя снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим его действиям. Поэтому, необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку дошкольника, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек, как отрицательных, у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
Причины появления вредных привычек у детей
Так как формирование вредных привычек проистекает в младшем возрасте, то нужно заниматься воспитанием ребенка с самого раннего возраста. Так как, при правильном воспитании ребенку прививаются полезные привычки, то для вредных не будет места. Нужно учить малыша аккуратности, организованности и не бросать начатое на полпути, а все доводить до конца.
Привычки, с которыми, чтобы справится, нужно сходить к врачу:
- держание пальца во рту,
- сосание языка и губы, а также различных предметов одежды, таких как воротник или рукав,
- накручивание волос,
- непроизвольное движение головой или другими частями тела,
- онанизм.
Часто эти привычки появляются у детей когда:
- в семье присутствует грубое и строгое воспитание,
- когда ребёнка надолго оставляли одного в кроватке,
- когда рано перестали кормить грудью.
- когда мало носили на руках, не укачивали перед сном и уделяли мало внимания и любви.
Всё это считается причинами появления вредных привычек.
Ребёнок, надолго оставленный в своей кроватке, испытывает страх или скуку, старается как-то себя занять теми способами, которые ему доступны в этот момент, например, берет палец в рот или крутит свои волосы, трогает ухо, губы, ковыряет в носу или в пупке. Со временем эти действия становятся привычными для него. Сначала, он занимается этим из-за отсутствия мамы, но позже, даже когда мама будет находиться рядом, она ему будет уже неинтересна. Он будет заниматься самим собой.
Как говорится, таким образом, происходит сбой системы. Ребенок природой настроен к постоянному появлению новых впечатлений, различным взаимодействиям с окружающими, что, естественно, влияет на его развитие. Если бы мама была рядом с малышом, то он чувствовал бы себя спокойно, получая необходимое общение и ласку. А при отсутствии рядом мамы он, как бы возвращается в то безопасное состояние, ассоциируемое с утробой матери. Так он сам себя успокаивает и сосредотачивается на себе. С этого момента ребёнок привыкает быть один, и мама ему в дальнейшем будет только мешать.
Держание пальца во рту, сосание предметов одежды, ковыряние в носу и другие подобные мероприятия отвлекают ребенка от познания внешнего мира, и тормозят его развитие. Это - вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, избавления от страхов, компенсации внимания, ласки и общения, утешающий днём и успокаивающий при засыпании.
Те дети, которые грызут ногти, губы, кожу на пальцах страдают неуверенностью в себе, их гложет подсознательное чувство вины. Тем самым, они, скорее неосознанно, хотят причинить себе боль, и как только это происходит, они получают удовлетворение.
Нередко бывает так, что вредная привычка, проявляется в повторяющихся движениях. Это связано с невольным замещением природной потребности в ритмичных движениях. Ритмичные движения оказывают содействие дозреванию биоритма мозга, соответствующего определённому возрасту. Для гармоничного развития малыша необходим, например, сосательный рефлекс. Такое действие, как сосание груди, не только является процессом поступления питательных веществ в организм ребенка, это ещё и важный комплекс действий – пищевого, психологического и стимулирующего развития мозга.
Материнскую грудь обычно сосут до года – полутора лет. Ребенок, которого лишили материнской груди преждевременно, сосёт соску или палец до трех-четырех лет, и это нормально при вышеописанных условиях.
Сосание языка, губ и предметов одежды – это самостимуляция, и после года считается свидетельством отсрочки созревания определенных функциональных систем в организме ребёнка. Как правило, это проявляется у детей, обделённых прикосновениями маминых рук. Поэтому ребёнок, привыкает успокаивать и укачивать себя сам. Сосёт или теребит что-то, крутит волосы, трёт половые органы, пытается качаться в постели, чтобы уснуть. Всё это может длиться достаточно долго, пока не восполнится недостающее.
Вредная привычка, часто принимает тяжёлые формы выражения, объединяя в один ритуал сразу несколько вредных привычек. Ребёнок держит палец правой руки во рту, а левой крутит волосы и прикрывает ей глаза. Когда левую руку убирают и закрепляют на туловище, он сам убирает палец правой руки. Нарушается система, уже одно только действие (сосание пальца) не приносит удовлетворение. Такие виды осложнения могут привезти к неврозу навязчивых состояний или неврастении.
Бывают случаи, когда привычка возникает мгновенно. Это происходит по типу условно-рефлекторной связи при замене биологической потребности. Например, если ребёнок был лишён общения с матерью в период кормления грудью на несколько дней. И когда общение возобновляется при виде мамы, он сразу начинает сосать язык. И такая привычка может наблюдаться довольно продолжительный период времени, лучше как можно скорее обратиться к врачу.
Детский онанизм
Больше всего родителей и педагогов беспокоит детский онанизм. У детей до семи лет он встречается почти у каждого десятого малыша. Бывает, что уже в 6-8 месяцев ребёнок крепко сдавливает бедра, не реагирует ни на что вокруг него, взгляд направлен в одну точку, лицо краснеет, на лбу выступают капли пота. Когда родители начинают отвлекать ребёнка и занимают его другим делом, он негодует. После года онанизм приобретает другие формы. Малыш вертится на стуле, долго сидит на горшке, комкает одеяло между ног.
Родители совместно с воспитателями детского сада борятся с этой проблемой. Взрослые сурово порицают данную вредную привычку. Выдвигают мнение об испорченности ребёнка и излишней его сексуальности. Но ведь дитя до 3 лет, по сути, как бы бесполое. Ребёнок в этом возрасте не относит себя к какому-то определенному полу. Этот процесс произойдет после трёх лет в ходе становления личности. Ребёнок до трёх лет даже не думает о том, что он раздражает собственно половые органы.
Мысли ребёнка в этом возрасте: родителям он не нравится, обвиняют его поступки, но причины негативной оценки со стороны взрослых ему непонятны. Такие правила, как запрет играть со спичками — он усваивает при первом ожоге или просто при взаимодействии с огнём, он чувствует жар от него и понимает опасность обжечься. Но не может понять, почему на ковыряние в носу родители реагируют не так, как когда его руки находятся в области паха. Ведь для него эти действия одинаковые. После 3-4 лет ребёнок начинает понимать, что делать этого нельзя, но уже не может от этого отказаться.
Ребёнок старается скрывать мастурбацию, притворяется спящим, и ждёт, когда родители уснут. Он желает получать удовольствие, не смотря на запрет. А запрет только ухудшает положение дел. Ребёнок начинает ощущать чувство вины, чувствует себя неполноценным и испорченным, поэтому старается уединиться, что, в свою очередь, может привести к замкнутости.
Как же помочь ребёнку?! Старайтесь не оставлять ребёнка, у которого имеется привычка к мастурбации, в кроватке одного. Если он долго не засыпает, расскажите ему сказку, помогите ему уснуть. Не допускайте, чтобы он долго лежал в кроватке после того, как проснётся, переходите к зарядке и водным процедурам и т. д.
Не разрешайте ребёнку долго сидеть на горшке. Если появились острицы, как можно скорее избавьтесь от них. Не позволяйте ребёнку терпеть, когда он хочет в туалет. Когда он задерживает мочеиспускание, происходит напряжение полового органа, чувство тяжести внизу живота, что может привести к желанию мастурбировать. Следите за личной гигиеной малыша. Следите за тем, чтобы ребёнок носил свободную одежду, которая ему не давит. Не нужно давать детям большое количество шоколадок и острой еды.
Не следует часто покачивать ребёнка на коленке, сажать его себе на шею. Старайтесь отвлекать его от попыток мастурбации, не привлекая к этому процессу много внимания. Попытайтесь переключить его внимание на различные игры или чтение книги. Следите, чтобы ручки ребёнка перед сном и вовремя сна были над одеялом, а не под ним.
Борьба с вредными привычками.
Вредную привычку нужно убирать спокойно, не торопясь, и не думать, что просто сказав ребёнку, что так делать нельзя, всё сразу пройдет. Потребуется столько же времени, сколько она закреплялась. Если вредная привычка сформировалась из-за отсутствия внимания к ребёнку, то теперь чтобы её победить, нужно его восполнить. Например, возьмём такую вредную привычку, как желание грызть ногти. Чтобы избавиться от неё, стоит коротко их подстричь или предложить погрызть морковку, например, потереть ладони друг об друга. Необходимо подбадривать ребёнка и помогать ему в преодолении вредных привычек. Родителям, прежде всего, нужно запомнить, что ногти грызут неуверенные в себе, значит, главной задачей будет – формирование адекватной самооценки и развитие чувства уверенности.
При сосании пальца или предметов одежды поможет все то, что описано выше. Но стоит отметить, что желание сосать палец и одежду, как правило, возникает у детей перед сном. Поэтому, можно порекомендовать следующее: перед сном качать ребёнка в течение 10 минут или купить игрушку-качалку, кресло-качалку, чтобы он мог качаться самостоятельно. После того как ребенок лёг в кровать, можно включить тихую ритмичную музыку.
Вредные привычки часто возникают у детей, имеющих низкий фон настроения, склонных к депрессии, поэтому, чтобы не допустить возникновения вредных привычек следует поддерживать у ребёнка хорошее настроение и не давать ему грустить.
Любите своих детей!!!
Уделяйте им больше своего внимания и тогда, обязательно, всё у вас будет хорошо! Будьте здоровы и счастливы!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заключение ПМПК: Общее недоразвитие речи III уровня Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Направления коррекционной работы: Коррекция и развитие коммуникативных компетенций, пространственно-временных представлений,развитие произвольной регуляции деятельности, коррекция и развитие всех компонентов речи
Артикуляционные упражнения для шипящих и сонорных звуков
Упражнения на дыхание
Игры и упражнения для развития речи
Таблица моего настроения Март
Мои достижения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Патологические привычки"
Сосание пальца, грызение ногтей, онанизм... вредные привычки....
Консультация для родителей "Патологические привычки у детей"
В материале описаны основные патологические привычки детей дошкольного возраста, приведены примеры, адекватные способы воздействияи правила поведения родителей в описанных ситуациях....
Консультации для родителей"Патологические привычки"
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ. Детская ложь. Причины: Чрезмерный контроль,родители пристально следят за детьми и всегда желают знать все. Стремление ребенка избежать наказания. Ложь связанная с источниками ...
Патологические привычки в дошкольном возрасте
В данном случае мы рассматриваем проявления нервности в виде патологических привычек. Онанизм. Сосание пальца и грызение ногтей. Нарушение сна. Плач. Упрямство....
ТАКТИКА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ПАТОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИВЫЧКАМИ
В основе любой вредной привычки лежит недостаток родительского внимания. При этом потребность в ласке и тесном физическом контакте может быть у детей разной. Приобретение вредных привычек характе...
Консультация для родителей - "Патологические привычки дошколят"
Наиболее распространенными патологическими привычками у дошкольников являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, ...
Консультация для родителей "Патологические привычки у детей дошкольного возраста. Кусание или грызение ногтей"
Зачастую родители детей дошкольного возраста сталкиваются с проблемой патологических привычек у детей. Одними из наиболее распространенных привычек данного возраста является сосание пальца или грызени...