Выступление на семинаре-практикуме
консультация

Основные принципы системно-деятельностного подхода при воспитании детей дошкольного возраста в контексте ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_sistemno.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы системно-деятельностного подхода

при воспитании детей дошкольного возраста в контексте ФГОС.

 «Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
Александр Пятигорский

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Не осталось в стороне и дошкольное образование: система дошкольного образования перешла на новый этап,  свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В условиях перехода ДОУ  на  работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход.

В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять воспитанниками, развивать их познавательную деятельность.

Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?

Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели (на результат).

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Системно-деятельностный подход – это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Какова цель системо-деятельностного подхода?

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: воспитание личности ребенка, как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности,научить не знаниям, а работе.

Для этого педагог  ставит ряд вопросов:

- какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода.

1. Принцип субъектности воспитания – заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка.

Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами (катится – не катится, падает - не падает и т.д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками, решают возникающие проблемы (из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей или как переправится на другой берег реки без лодки и т.д.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых.

Ребенок узнает новое, еще не изведанное вместе с педагогом (почему мыльные пузыри только круглой формы).

4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности – ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять свои знания в повседневной жизни (бумажный домик не выдержал испытаний водой, значит он не прочный).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.

Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного  действия, он должен знать, для чего он это делает (лепит утят, украшает салфетку, не потому что так сказал воспитатель, а для какой-то цели).

6. Принцип рефлективности любой деятельности – при проведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов мероприятия («Где мы были?», «Кто приходил в гости?»). Они должны быть проблемного характера («Зачем мы это делали?», «Какое задание для вас было самым трудным, почему?»). Ребенок должен научиться анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности ( оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость) и социально-коммуникативное развитие умение договариваться, работать в микрогруппах, не мешать другу, не перебивать).

8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности – педагог должен умело и ненавязчиво организовать и руководить  деятельностью детей, находиться рядом, а «не над детьми».

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе – заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того, чтобы активизировать детей, педагог задаёт им вопросы («Что можно предложить,чтобы волк не забрался к зайчатам»).

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка. Это игровые развивающие ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность и многое другое. При этом, в моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода должны принимать участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения. Роль педагога в оуществлении системно-деятельностного подхода велика, т.к. именно он является ключевой фигурой в образовательном процессе – ему отводится роль координатора и организатора процесса. Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированнное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалога, атмосфера доброжелательности и доверительности. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Исследования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, что бы ребенок с самого раннего детства учился самостоятельно добывать знания, а затем применят их на практике. Не менне важен и воспитательный процесс.Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (Познавательных, нравственных, эстетических и т.д.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особеннстями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.

1.Принцип деятельности – самостоятельное «открытие» детьми нового знания.

2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в деятельности.

3. Принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира.

4. Принцип вариативности – развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта.

5. Принцип психологической комфортности – снятие стрессообразующих факторов в процессе деятельности, создание доброжелательной атмосферы.

6. Принцип минимакса – предлагаются варианты по максимальному содержанию  деятельности, а ребенок усваивает это содержание в силу своих способностей.

7. Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания и методик.

В наше время образование призвано дать ребенку не готовыйопыт, а знания, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечивает в дальнейшем успешность его обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Консультация для воспитателей «Книга в восприятии ребенка в раннем возрасте» (выступление на семинаре-практикуме)

Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одно из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Выступление на семинаре-практикуме "Методы исследовательской деятельности"

Раскрываются вопросы: методы НОД по исследовательской деятельности, структура НОД, самостоятельная деятельность детей, уголки по экспериментированию....

Выступление на семинаре - практикуме для воспитателей «Изучаем правила дорожного движения».

Цель:- повысить  уровень профессиональной компетентности педагогов;-  познакомить педагогов с  системой планирования  и формами организации образовательного процесса по изучению ПД...

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...