консультация
консультация (старшая группа)

"Адаптация сказок и рассказов для организации занятий по чтению и рассказыванию с дошкольниками с нарушением слуха".

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Адаптация сказок и рассказов для организации занятий по чтению и рассказыванию с дошкольниками с нарушением слуха".

Детская художественная литература в  своем первозданном виде недоступна глухим дошкольникам, хоть и является неотъемлемым средством умственного, нравственного, эстетического воспитания. Донести до глухих дошкольников хотя бы основное содержание некоторого минимума произведений детской литературы и с их помощью пробудить у детей необходимые для формирования личности чувства - важнейшая и обязательная задача педагогов. Благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов глухие дети могут достичь полноценного восприятия художественных произведений: сказок и рассказов. Основными видами ознакомления глухих детей с художественными произведениями является рассказывание, чтение им различных сказок и рассказов и самостоятельное чтение.

Адаптированная программа детского сада предусматривает обучение чтению с первого года обучения (с трехлетнего возраста). На первом этапе это глобальное чтение, которое в последующем способствует формированию аналитического. В самом начале аналитическое чтение систематически, ежедневно используется как прием для закрепления слов и простых фраз, воспринимаемых детьми в процессе наблюдений, в связи с изучением учебного материала, описанием событий из жизни детей. Через такое чтение проходит весь основной словесный материал, усвоение которого предусмотрено программой. На данном этапе принципиально важно проводить работу над пониманием прочитанных слов и фраз. В это время и возникает проблема подбора текстового материала для самостоятельного чтения детьми. Педагогу необходимо учитывать, что:

1. у детей  младшего дошкольного возраста ограничен словарный запас;

2. понимание детьми происходящего в окружающем пространстве ограничено бытовыми ситуациями;

3. но, с другой стороны, чтение должно способствовать расширению словарного запаса и обогащать знания об окружающем;

4. через чтение должно происходить знакомство и овладение детьми грамматическими категориями языка (род, число, падеж, использование предлогов, времен глаголов).

 По нашему мнению, очень результативным видом работы по обучению осознанному чтению является чтение книжек-самоделок, изготовленных детьми совместно с педагогами, родителями по событиям из их жизни: наблюдения на прогулке, праздники, события выходного дня и т.д. Текст книжек-самоделок является доступным, понятным для детей и стимулирует их интерес к чтению.

Одним из вариантов работы с книжкой-самоделкой является ее изготовление детьми по заранее написанному тексту. Материалом здесь служат легкие по содержанию рассказы, написанные на основе  уже усвоенного словаря.

Работа с книжками-самоделками  начинается со второго года обучения.

Важным дидактическим приемом в процессе обучения чтению глухих дошкольников является рассказывание, которое вводится как вид занятия, начиная с 3 года обучения. Под рассказыванием подразумевается наглядное изображение текста рассказа с внесением в него дополнительных подробностей, помогающих осмыслить его содержание, лучше воспринять образ героя, характер действий, выраженных в тексте глаголами; яснее представить фигурирующие в рассказе предметы и их качества; полнее восстановить, вообразить ситуацию рассказа, что является необходимым условием его понимания. По сравнению с рассказыванием слышащим детям рассказывание глухим имеет резко выраженное своеобразие. Слышащим дошкольникам для восприятия художественного произведения совсем не обязательно знать все слова рассказа. Общее развитие, словарный запас, чувство языка и, наконец, интонация рассказчика помогают ребенку понять сюжет, взаимодействие между действующими лицами. Для глухого дошкольника восприятие рассказа протекает с большими затруднениями. Понимая значение всех слов, и даже употребляя их в общении, ребенок часто не в состоянии осмыслить их в контексте, в иной синтаксической структуре, а тем более ему трудно постичь образный строй рассказа, его эмоциональную и дидактическую направленность. Поэтому рассказывание глухим, особенно на раннем этапе обучения, осуществляется с максимальным привлечением разнообразных неречевых средств. Однако привлечение наглядности в таком объеме, который отвлекает внимание ребенка и создает лишь внешнюю занимательность, недопустимо. Следует четко соразмерять объем наглядности с тем, чтобы ее использование было направлено на более полное осмысление содержания рассказа. Обращать внимание детей на степень выразительности используемых слов следует не раньше, чем у них разовьется элементарное чувство языка, умение распознавать смысловые оттенки слов и их грамматические формы. Поначалу глухой ребенок усваивает только сюжетную схему рассказа. Умелая педагогическая работа со временем расширяет восприятие ребенка, позволяет ему полнее понимать содержание текстов, в том числе их нравственно-этический подтекст.

Педагогами детского сада при организации рассказывания используются тексты, разработанные Э.И. Леонгард. Тексты рассказывания представлены в методических рекомендациях «Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду.

Педагоги детского сада самостоятельно придумывают сказки и рассказы, адаптируют тексты русских народных сказок и детских книг, которые изначально используются на занятиях по рассказыванию. Мы часто используем в работе сказки В.Г. Сутеева.

 При адаптировании и составлении текстового материала педагоги учитывают словарный запас детей, возможность понимания детьми последовательности событий (рассказ про кошку), установления детьми причинно-следственных связей (Три котенка), необходимость обогащения словаря детей новыми речевыми единицами, грамматическими конструкциями, возможность получения детьми новых знаний об окружающем.(кн. «Сказка про облако»- глаголы, обозначающие движения животных-ползет, клюет, скачет, плывет).

Текст сказки или рассказа сокращается и упрощается путем использования слов-синонимов, понятных детям, замены сложных, распространенных предложений более простыми, извлечения из текста менее значимых для понимания сюжета частей.

В дальнейшем эти тексты используются для самостоятельного чтения детьми.

Начиная с 4 года обучения при чтении адаптированной детской литературы педагоги большое внимание уделяют формированию у дошкольников с нарушением слуха морально-нравственных качеств. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, и она вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни не может замечать.

Живую душу художественного восприятия составляет сопереживание, мысленное содействие герою произведения. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, т.к. это для него более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Для педагогов важно адаптировать не только содержательную часть текста, но и внешний вид книги. Нам важны «технические характеристики» написанного текста:

  1. Текст записывается  прописными буквами, в дальнейшем возможно использование обычного книжного шрифта;
  2. Используются надстрочные знаки;
  3. Отрывок текста, написанный на странице, должен четко соответствовать изображению на иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....