"Игры наших бабушек"
презентация

макаренкова татьяна юрьевна
1. Добрый день уважаемые коллеги. Когда я стала готовиться к интерактивному мастер классу «Игры наших бабушек», я столкнулась с тем, что мы стали забывать народные игры, не играть с детьми. Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и наши бабушки и дедушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. 2. На сегодняшний день у половины детей любимые игры – компьютерные. А жаль! 3. Ведь дворовая игра – это включенность детей в процесс «Здесь и сейчас», можно сказать - «упражнялки» для подготовки к взрослой жизни. 4. Раньше не было еще ни телевизоров, ни компьютеров. Игрушки не покупались в магазинах, а были сплошь самоделками. 5. Именно старые игры показывают, насколько богатой может быть фантазия: используя в качестве необходимого оборудования обычные чурочки, веревочки и дощечки, наши бабушки и дедушки играли в прекрасные содержательные игры, тренирующие ловкость, выносливость, точность движений, оттачивающие ум. (В игре развивается: - фантазия, Сообразительность, Наблюдательность, Ловкость, Выносливость, Пластичность, Умение общаться). 6. Игры: - служат средством самопознания, помогают проявлять свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку; - доносят до сознания детей ценность и смысл сохранения культурного наследия; - обогащают социальный и духовно - нравственный опыт детей 7. Вопрос: Какие вы помните игры своего двора, бабушек и дедушек?  «Чехарда» – где прыгают через спину товарища.  «Городки» - это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил.  «Люлька» - это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Она прыгала разными способами с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке. Ей очень нравилась эта игра.  «Звонарь» - Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.  «Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.  «Кольцо-колечко».  «Вышибалы». На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбит мячом игроков с поля.  «Лапта». В лапту играют двумя командами по одинаковому количеству игроков в каждой. На площадке огораживают или расчерчивают игровое поле (оно должно быть большим). Одна из команд становится внутри поля, а другая — за его пределами, причем с одной его стороны. На поле в стороне, противоположной команде, стоящей за «городом», рисуется «дом» — линия, до которой должен будет дойти игрок. Игра начинается. Один из игроков команды, стоящей за «городом», кладет себе под ноги мяч и бежит к «дому», отбивая мяч битой так, чтобы мяч постоянно катился перед ним. Игроки команды, находящейся в пределах игрового поля, стараются помешать игроку достичь «дома». Если им это удается, то мяч передается другому игроку команды за «городом», и тот делает свою попытку. Если же игрок оказывается более ловким, то он достигает «дома», отбивая мяч, и таким же образом возвращается обратно. Примечание. В эту игру лучше всего играть таймами по 20—30 минут каждый. По окончании каждого тайма команды меняются местами (и ролями). После игры подсчитываются результаты. Та команда, игрокам которой удалось большее количество раз довести мяч до «дома» и обратно, считается победившей.  «Казаки – разбойники».  «Садовник». В игре принимают участие от шести до десяти человек. Из числа игроков выбирается «садовник». Каждый игрок из оставшихся так, чтобы «садовник» его не услышал, присваивает себе название какого-нибудь цветка: пион, роза, тюльпан и т. д. После этого игроки становятся в линию лицом к «садовнику» на расстоянии пяти-шести шагов. «Садовник» читает приговорку: Я садовником родился. Не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме Далее «садовник» называет какой-либо цветок. Если такого среди игроков нет, он повторяет попытку, если же есть, то названный «садовником» игрок убегает, а «садовник» ловит его. После этого игра может продолжаться в двух вариантах.  «Холодно – горячо».  «Бабки». Чем больше игроков в этой игре, тем лучше. Суть же игры состоит в том, что игроки садятся в круг и загадывают друг другу загадки. При этом первый игрок загадывает загадку следующему, тот — сидящему рядом и так далее по кругу. Сложность игры состоит в том, что, хоть ответ на загадку могут знать сразу несколько игроков, отгадывать ее может только тот, кому она адресована. Поэтому, хоть в идеале игра и должна идти по цепочке без сучка и задоринки, по ходу игры то и дело случаются «спотыкачки». Если игрок не сумел отгадать загадку, ему загадывается новая. Ну, а если и с ней незадачливый отгадчик не справился, придется ему выбыть из игры или заплатить фант — спеть, станцевать или рассказать стихотворение. Играть можно до тех пор, пока не надоест.  «Собачки». Двое игроков (один из них с мячом) становятся друг против друга на расстоянии приблизительно в 5—6 шагов. Третий игрок становится между ними. Он будет «собачкой». Игра начинается. Суть ее состоит в том, что двое игроков перебрасывают мяч друг другу. Задача «собачки» — подпрыгнув, перехватить мяч на лету. Если ей это удается, то она идет на место игрока, бросившего перед этим мяч, а тот сам становится «собачкой», после чего игра возобновляется. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.  «Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!» - это старинная русская игра. Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке кого-нибудь - по жребию или по считалке - выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные - отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал! На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, даёт вожаку фант - какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать. Итак, игра началась! Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет условия игры: «Вам бабушка для бала прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?» Цель ведущего - сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока - продержаться как можно дольше. Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, - все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими. Неопытные игроки очень легко ловятся: - Вы поедете на бал? - Поеду. - Вы, конечно же, будете там улыбаться? - Нет, не буду! (запретное слово произнесено) Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех. Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро. Кто собьётся, тот даёт фант. Выигрывает тот, кто отдал меньше всего фантов. А после игры начинается выкуп фантов. Одному из участников игры накрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает: - Что этому фанту сделать? Пожелания могут быть шуточными: - Этому фанту надо... проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать…. этому фанту спеть любимую песню. Я предложила сыграть в эту игру своим подругам. Оказывается, игра, действительно, забавная! И не только забавная! Это думательно-словесная игра, которая, как мне кажется, развивает в игроках интеллект и память. Вывод Старинные русские народные игры интересны современным мальчишкам и девчонкам. Давайте будем беречь традиции русского народа, приумножать и передавать их из поколения в поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nashih_babushek.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры наших бабушек Составила: Макаренкова Т.Ю .

Слайд 2

Игры наших родителей б абушек и дедушек

Слайд 3

Помогали решать споры и конфликты

Слайд 4

Любимые игры

Слайд 5

« Здесь и сейчас » « Упражнялки » для подготовки к взрослой жизни Дворовая игра - это

Слайд 6

Игрушки – самоделки

Слайд 7

В игре развивается: Фантазия Сообразительность Наблюдательность Ловкость

Слайд 8

Доброту Благородство Взаимовыручку Доносят до сознания детей ценность и смысл сохранения культурного наследия Обогащают социальный и духовно - нравственный опыт детей Игра развивает качества :

Слайд 9

Вопрос : Какие вы помните игры своего двора, бабушек и дедушек?

Слайд 10

Чехарда Делай, как я!

Слайд 11

Люлька Секретики

Слайд 12

Звонарь Казаки - разбойники

Слайд 13

Вышибалы Лапта

Слайд 14

Кольцо-колечко Холодно –горячо .

Слайд 15

Собачки Городки

Слайд 16

Садовник Бабки

Слайд 17

Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить

Слайд 18

Старинные русские народные игры интересны современным мальчишкам и девчонкам. Давайте будем беречь традиции русского народа, приумножать и передавать их из поколения в поколения Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры наших бабушек

К сожалению, мы, современные подростки, не только не умеем играть в некоторые игры, но и слышим некоторые названия игр впервые. А, наверно, это будет здорово, если мы узнаем правила и попробуем сыграт...

Игры наших бабушек и дедушек

В рамках проекта детского сада была создана картотека игр. В создании картотеки приняли активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки....

Проект по социально - личностному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игры наших бабушек"

В проекте "Игры наших бабушек" подобраны подвижные игры народов среднего Поволжья: мордовские народные игры, татарские, чувашские и русские народные игры....

Игры наших бабушек и дедушек

Эти игры развивают внимание, ловкость, физическую форму игроков, воспитывают командный дух и здоровое соперничество между играющими....

"Игры наших бабушек"

У каждого нового поколения есть свои любимые национальные игры, которые и очень солидный возраст не мешает быть «своими» у всех детей разных национальностей и поколений, даже если последние» выбирают ...

Презентация "Игры наших бабушек"

Презентация "Игры наших бабушек" способствует ознакомлению с народными играми старшего поколения...

Проект "Игры наших бабушек"

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры...